РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
9 октября 2024 город Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Фищук Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Угодниковой И.О.,
с участием представителя истца Тинковой Д.Ю., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Ивановском районном суде Ивановской области гражданское дело по исковому заявлению Морозовой Татьяны Александровны к Администрации г.о. Кохма об изменении статуса объекта недвижимости,
установил:
Морозова Т.А. обратилась в суд с иском к Администрации г.о. Кохма об изменении статуса объекта недвижимости. Требования мотивированы тем, что по договору купли-продажи от 10.02.2024 истец приобрела в собственность земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, площадью 356 кв.м, кадастровый №, и здание, площадью 79,9 кв.м, назначение: нежилое, наименование: нежилое (административное) здание, кадастровый №, адрес: <адрес>А. Право собственности на недвижимое имущество зарегистрировано за истцом в ЕГРН. Фактически приобретенное истцом здание представляет собой жилой дом и используется истцом для постоянного проживания в нем. Кадастровым инженером Власенко А.О. подготовлен технический план в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о здании с кадастровым номером 37:29:010210:96, расположенного по адресу: <адрес>А. По заключению кадастрового инженера в результате натурного обследования выявлено, что объект капитального строительства с кадастровым номером 37:29:010210:96 представляет собой одноэтажное жилое здание (жилой дом) из прочих материалов, общей площадью 87,3 кв.м. Согласно экспликации помещений в жилом доме жилой дом состоит из: жилой комнаты, площадью 18,4 кв.м, гардероба, площадью 3,8 кв.м, кухни, площадью 6,4 кв.м, жилой комнаты, площадью 42,2 кв.м, коридора, площадью 1,7 кв.м, туалета, площадью 3,4 кв.м, душевой, площадью 1,5 кв.м, тамбура, площадью 1,8 кв.м, тамбура, площадью 1,8 кв.м. Истец обращалась в Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма по вопросу смены статуса нежилого административного здания на жилое. Письмом от 28.03.2025 Управление сообщило, что нежилое здание с кадастровым номером 37:29:010210:96 является отдельным строением и не является помещением, осуществление перевода его для использования в качестве жилого как отдельного здания действующим законодательством не предусмотрено. Изменение назначения здания с нежилого на жилое возможно путем его реконструкции. В соответствии с п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. За разрешением на реконструкцию, вводом в эксплуатацию в орган местного самоуправления истец не обращалась. Согласно акту экспертного исследования от 10.06.2024 ФБУ Ивановская ЛСЭ Минюста России исследуемый объект по адресу: <адрес>А по своим конструктивным характеристикам и объемно-планировочным решениям является индивидуальным жилым домом. Индивидуальный жилой дом по указанному адресу соответствует строительным, градостроительным, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным необходимым нормам и правилам, техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений, установленным в отношении жилых домов, обеспечивающие в совокупности прочность и устойчивость всего строения в целом, что допускает дальнейшее безопасное использование здания при соблюдении правил эксплуатации. Жилой дом не соответствует требованию ПЗЗ <адрес> ст. 29 в части несоблюдения нормативного расстояния от стены <адрес> до забора смежного участка № по <адрес>, от крыльца <адрес>А по <адрес> до забора смежного участка № по <адрес>, от стены <адрес>А по <адрес> до забора со стороны <адрес> индивидуальный жилой дом на момент проведения осмотр и согласно проведенному исследованию по первому вопросу не несет угрозу жизни, здоровью и имуществу собственников и иных граждан, которые могут находиться в нем или непосредственной близости от него. Выявленное нарушение в части несоблюдения минимально допустимых параметров отступа от стены жилого дома до границы участка со стороны <адрес> с технической стороны не является существенным. Так как скат кровли не ориентирован в сторону <адрес>, а наличие на момент проведения осмотра исправного технического состояния жилого дома допускает дальнейшую безопасную эксплуатацию здания, не затрагивая интересы, и не создавая угрозу жизни и здоровью или имуществу граждан, которые могут находиться в нем или в непосредственной близости от исследуемого жилого дома. Выявленное нарушение в части несоблюдения минимально допустимых параметров отступа от крыльца жилого <адрес>А и от стены жилого <адрес>А до границ участка домовладения № по <адрес> с технической стороны не является существенным. Так как на скате кровли <адрес>А установлена система организованного водостока, соблюдено расстояние ориентира крыши по отношению к соседнему участку, а наличие на момент проведения осмотра исправного технического состояния жилого дома допускает дальнейшую безопасную эксплуатацию здания, не затрагивая интересы и не создавая угрозу жизни и здоровью или имуществу граждан, которые могут находиться в нем или в непосредственной близости от исследуемого жилого дома. Земельный участок, на котором расположено здание, имеет вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство. Возведенный объект соответствует целевому назначению и виду разрешенного использования земельного участка. Жилой дом располагается в зоне жилой застройки Ж-1 «зона малоэтажной жилой застройки с приусадебными участками». Акт экспертного исследования подтверждает безопасную эксплуатацию жилого дома. На основании изложенного истец просит изменить статус объекта недвижимости, признать принадлежащий Морозовой Т.А. объект недвижимости с кадастровым номером 37:29:010210:96, расположенный по адресу: <адрес>А, индивидуальным жилым домом, сохранить объект капитального строительства по указанному адресу в реконструированном состоянии в соответствии с техническим планом, подготовленным кадастровым инженером Власенко А.О. 18 декабря 2023 года, общей площадью 87,3 кв.м.
В судебное заседание стороны, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление строительства и ЖКХ администрации г.о. Кохма, Управление Росреестра по Ивановской области в лице представителей, Новиков В.В., Петраченко Д.А. не явились, извещены надлежащим образом.
Возражений относительно предъявленных исковых требований от ответчика и третьих лиц не поступало. Представитель ответчика просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Суд, руководствуясь частями 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 209 Гражданского кодекса РФ предоставляет собственнику право по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260) (п. 1). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса (п. 2).
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности
Как следует из п.п. 8-9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения
В силу ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом существующего землепользования.
На основании ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, застройщику направляется уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 37:29:010209:32, общей площадью 356 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, участок 16А, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, принадлежит на праве собственности Морозовой Т.А. на основании договора купли-продажи земельного участка и нежилого здания от 10 февраля 2024 года.
По данным ЕГРН в границах данного земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером № представляющий собой согласно выписке нежилое (административное) здание, одноэтажное, площадью 79,9 кв.м, адресная часть: <адрес>А. Право собственности на данный объект также зарегистрировано за Морозовой Т.А. на основании договора купли-продажи земельного участка и нежилого здания от 10 февраля 2024 года.
В соответствии с техническим планом, подготовленным кадастровым инженером Власенко А.О. 18 декабря 2023 года, данный объект недвижимости реконструирован, представляет собой одноэтажный жилой дом, назначение – жилое, из прочих материалов, общей площадью 87,3 кв.м.
Решением Совета городского округа Кохма от 29.12.2008 № 97 утверждены Правила землепользования и застройки г.о. Кохма, согласно которым в границах городского округа Кохма разрешение на строительство выдается управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Кохма. Исключениями являются случаи, определенные Градостроительным кодексом РФ, когда выдача разрешений на строительство осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти Ивановской области применительно к планируемому строительству, реконструкции на земельных участках. Разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ (ст. 4.7 ПЗЗ).
В соответствии с Правилами земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок 16А находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1.
В соответствии с регламентом данной зоны Зона предназначена для размещения объектов индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
С 4 августа 2018 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» утратили силу части 9 – 9.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу п. 1.1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ) не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Частью 15 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 ст. 51 данного кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Для осуществления строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции (п. 1.1 ч. 17 ст. 51, ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 17 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (п. 2).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3).
Согласно разъяснениям Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022, положения ст. 222 Гражданского кодекса РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект (п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Из разъяснений в пунктах 26, 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 следует, что при рассмотрении исков о признании права собственности на самовольную постройку суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему спору входит, в том числе соблюдение истцом градостроительных, строительных норм и правил, соответствие постройки требованиям законодательства и отсутствие при ее эксплуатации угрозы жизни и здоровью, имуществу граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. При этом необходимо учитывать, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода в эксплуатацию.
Из представленных истцом документов следует, что Управление строительства и ЖКХ администрации г.о. Кохма рассматривало обращение ФИО1 по вопросу смены статуса нежилого административного здания по адресу: <адрес>А на жилое и отказало истцу в предоставлении данной услуги, поскольку осуществление перевода отдельного здания из нежилого в жилое действующим законодательством не предусмотрено.
В силу п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В данном случае произведенная истцом реконструкция спорного объекта осуществлена в отсутствие предусмотренной законом документации. С уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта в орган местного самоуправления истец не обращалась, что свидетельствует о нарушении ст.ст. 51.1, 55 Градостроительного кодекса РФ.
Вместе с тем, согласно заключению ФБУ Ивановская ЛСЭ Минюста России от 10.06.2024№ 726/6-16.1 исследуемый объект по адресу: <адрес>А по своим конструктивным характеристикам и объёмно-планировочным решениям является индивидуальным жилым, т.к. к определяющим признакам относятся: отсутствие трёх и более этажей (фактически 1 этаж); высота здания не превышает 20 м (фактически 4,3 м); наличие жилых и вспомогательные помещения, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд; не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Индивидуальный жилой дом расположенный по адресу: <адрес> (по состоянию на дату экспертного осмотра -31.05.2024) соответствует нормам: строительным, градостроительным, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным необходимым нормам и правилам, техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений, установленных в отношении жилых домов, обеспечивающие в совокупности прочность и устойчивость всего строения в целом, что допускает дальнейшее безопасное использование здания при соблюдении правил эксплуатации.
Строение не соответствует требованию ПЗЗ <адрес> ст. 29 в части несоблюдения нормативного расстояния от стены <адрес>A по <адрес> до забора смежного участка № по <адрес>; не соответствует требованию ПЗЗ <адрес> ст. 29 в части несоблюдения нормативного расстояния от крыльца <адрес>A по <адрес> до забора смежного участка № по <адрес>; не соответствует требованию П33 <адрес> ст. 29 в части несоблюдения нормативного расстояния от стены <адрес>A по <адрес> до забора со стороны <адрес>.
Исследуемый индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>А на момент проведения осмотра не несет угрозу жизни, здоровью и имуществу собственников и иных граждан, которые могут находиться в нем и в непосредственной близости от него.
Выявленное нарушение в части несоблюдения минимально допустимых параметров отступа от стены жилого дома до границы участка со стороны <адрес> с технической стороны, не является существенным, т.к. скат кровли не ориентирован в сторону <адрес>, а наличие на момент проведения осмотра исправного технического состояния жилого дома допускает дальнейшую безопасную эксплуатацию здания, не затрагивая интересы, и не создавая угрозу жизни и здоровью или имуществу граждан, которые могут находиться в нем или в непосредственной близости от исследуемого жилого дома.
Выявленное нарушение в части несоблюдения минимально допустимых параметров отступа от крыльца жилого <адрес>A и от стены жилого <адрес>A до границ участка домовладения № по <адрес> с технической стороны не является существенным, т.к. на скате кровли <адрес>А установлена система организованного водостока, соблюдено расстояние ориентира крыши по отношению к соседнему участку, а наличие на момент проведения осмотра исправного технического состояния жилого дома допускает дальнейшую безопасную эксплуатацию здания, не затрагивая интересы, и не создавая угрозу жизни и здоровью или имуществу граждан, которые могут находиться в нем или в непосредственной близости от исследуемого жилого дома.
Оснований не доверять данному заключению у суда не имеется, поскольку оно не содержит каких-либо неясностей, противоречий, является полным и обоснованным. Участниками судебного разбирательства заключение Ивановской ЛСЭ Минюста Россиине оспорено. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что представленное истцом заключение является относимым и допустимым доказательством по делу, подтверждающим, что произведенная истцом реконструкция не нарушает строительных норм и правил, не угрожает жизни и здоровью людей.
Таким образом, судом установлено, что объект недвижимости по адресу: <адрес>, г.о. Кохма, <адрес>А является жилым домом, произведенная реконструкция соответствует градостроительным, строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам, угрозу для жизни и здоровья граждан не создает.
Следовательно, поскольку земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимости, принадлежит истцу на праве собственности, возведение спорного объекта на земельном участке соответствует целевому назначению и разрешенному использованию земельного участка, возведенный объект расположен в кадастровых границах земельного участка, нарушений градостроительных, строительно-технических, санитарно-технических и противопожарных норм и правил при его возведении не допущено, сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также учитывая, что истец принимала меры к легализации реконструированного объекта, суд приходит к выводу о признании за истцом права собственности на спорный объект как на жилой дом и сохранении объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>А, в реконструированном, переустроенном и перепланированном состоянии, в соответствии с техническим планом, подготовленным кадастровым инженером Власенко А.О. 18 декабря 2023 года, общей площадью 87,3 кв.м.
В силу положений ст. 58 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» настоящее решение является основанием для внесения в ЕГРН сведений об основных характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером 37:29:010210:96, расположенного по адресу: <адрес>А, в части: назначение – жилое, наименование – индивидуальный жилой дом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Морозовой Татьяны Александровны удовлетворить.
Изменить статус объекта недвижимости с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>А.
Признать принадлежащий Морозовой Татьяне Александровне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт 24 15 №, объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, г.о. <адрес>А, индивидуальным жилым домом.
Сохранить объект капитального строительства, расположенный по адресу: <адрес>, в реконструированном состоянии в соответствии с техническим планом, подготовленным кадастровым инженером Власенко А.О. 18 декабря 2023 года, общей площадью 87,3 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Фищук
Решение в окончательной форме изготовлено 11 октября 2024 года
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
9 октября 2024 город Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Фищук Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Угодниковой И.О.,
с участием представителя истца Тинковой Д.Ю., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Ивановском районном суде Ивановской области гражданское дело по исковому заявлению Морозовой Татьяны Александровны к Администрации г.о. Кохма об изменении статуса объекта недвижимости,
установил:
Морозова Т.А. обратилась в суд с иском к Администрации г.о. Кохма об изменении статуса объекта недвижимости. Требования мотивированы тем, что по договору купли-продажи от 10.02.2024 истец приобрела в собственность земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, площадью 356 кв.м, кадастровый №, и здание, площадью 79,9 кв.м, назначение: нежилое, наименование: нежилое (административное) здание, кадастровый №, адрес: <адрес>А. Право собственности на недвижимое имущество зарегистрировано за истцом в ЕГРН. Фактически приобретенное истцом здание представляет собой жилой дом и используется истцом для постоянного проживания в нем. Кадастровым инженером Власенко А.О. подготовлен технический план в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о здании с кадастровым номером 37:29:010210:96, расположенного по адресу: <адрес>А. По заключению кадастрового инженера в результате натурного обследования выявлено, что объект капитального строительства с кадастровым номером 37:29:010210:96 представляет собой одноэтажное жилое здание (жилой дом) из прочих материалов, общей площадью 87,3 кв.м. Согласно экспликации помещений в жилом доме жилой дом состоит из: жилой комнаты, площадью 18,4 кв.м, гардероба, площадью 3,8 кв.м, кухни, площадью 6,4 кв.м, жилой комнаты, площадью 42,2 кв.м, коридора, площадью 1,7 кв.м, туалета, площадью 3,4 кв.м, душевой, площадью 1,5 кв.м, тамбура, площадью 1,8 кв.м, тамбура, площадью 1,8 кв.м. Истец обращалась в Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма по вопросу смены статуса нежилого административного здания на жилое. Письмом от 28.03.2025 Управление сообщило, что нежилое здание с кадастровым номером 37:29:010210:96 является отдельным строением и не является помещением, осуществление перевода его для использования в качестве жилого как отдельного здания действующим законодательством не предусмотрено. Изменение назначения здания с нежилого на жилое возможно путем его реконструкции. В соответствии с п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. За разрешением на реконструкцию, вводом в эксплуатацию в орган местного самоуправления истец не обращалась. Согласно акту экспертного исследования от 10.06.2024 ФБУ Ивановская ЛСЭ Минюста России исследуемый объект по адресу: <адрес>А по своим конструктивным характеристикам и объемно-планировочным решениям является индивидуальным жилым домом. Индивидуальный жилой дом по указанному адресу соответствует строительным, градостроительным, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным необходимым нормам и правилам, техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений, установленным в отношении жилых домов, обеспечивающие в совокупности прочность и устойчивость всего строения в целом, что допускает дальнейшее безопасное использование здания при соблюдении правил эксплуатации. Жилой дом не соответствует требованию ПЗЗ <адрес> ст. 29 в части несоблюдения нормативного расстояния от стены <адрес> до забора смежного участка № по <адрес>, от крыльца <адрес>А по <адрес> до забора смежного участка № по <адрес>, от стены <адрес>А по <адрес> до забора со стороны <адрес> индивидуальный жилой дом на момент проведения осмотр и согласно проведенному исследованию по первому вопросу не несет угрозу жизни, здоровью и имуществу собственников и иных граждан, которые могут находиться в нем или непосредственной близости от него. Выявленное нарушение в части несоблюдения минимально допустимых параметров отступа от стены жилого дома до границы участка со стороны <адрес> с технической стороны не является существенным. Так как скат кровли не ориентирован в сторону <адрес>, а наличие на момент проведения осмотра исправного технического состояния жилого дома допускает дальнейшую безопасную эксплуатацию здания, не затрагивая интересы, и не создавая угрозу жизни и здоровью или имуществу граждан, которые могут находиться в нем или в непосредственной близости от исследуемого жилого дома. Выявленное нарушение в части несоблюдения минимально допустимых параметров отступа от крыльца жилого <адрес>А и от стены жилого <адрес>А до границ участка домовладения № по <адрес> с технической стороны не является существенным. Так как на скате кровли <адрес>А установлена система организованного водостока, соблюдено расстояние ориентира крыши по отношению к соседнему участку, а наличие на момент проведения осмотра исправного технического состояния жилого дома допускает дальнейшую безопасную эксплуатацию здания, не затрагивая интересы и не создавая угрозу жизни и здоровью или имуществу граждан, которые могут находиться в нем или в непосредственной близости от исследуемого жилого дома. Земельный участок, на котором расположено здание, имеет вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство. Возведенный объект соответствует целевому назначению и виду разрешенного использования земельного участка. Жилой дом располагается в зоне жилой застройки Ж-1 «зона малоэтажной жилой застройки с приусадебными участками». Акт экспертного исследования подтверждает безопасную эксплуатацию жилого дома. На основании изложенного истец просит изменить статус объекта недвижимости, признать принадлежащий Морозовой Т.А. объект недвижимости с кадастровым номером 37:29:010210:96, расположенный по адресу: <адрес>А, индивидуальным жилым домом, сохранить объект капитального строительства по указанному адресу в реконструированном состоянии в соответствии с техническим планом, подготовленным кадастровым инженером Власенко А.О. 18 декабря 2023 года, общей площадью 87,3 кв.м.
В судебное заседание стороны, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление строительства и ЖКХ администрации г.о. Кохма, Управление Росреестра по Ивановской области в лице представителей, Новиков В.В., Петраченко Д.А. не явились, извещены надлежащим образом.
Возражений относительно предъявленных исковых требований от ответчика и третьих лиц не поступало. Представитель ответчика просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Суд, руководствуясь частями 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 209 Гражданского кодекса РФ предоставляет собственнику право по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260) (п. 1). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса (п. 2).
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности
Как следует из п.п. 8-9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения
В силу ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом существующего землепользования.
На основании ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, застройщику направляется уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 37:29:010209:32, общей площадью 356 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, участок 16А, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, принадлежит на праве собственности Морозовой Т.А. на основании договора купли-продажи земельного участка и нежилого здания от 10 февраля 2024 года.
По данным ЕГРН в границах данного земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером № представляющий собой согласно выписке нежилое (административное) здание, одноэтажное, площадью 79,9 кв.м, адресная часть: <адрес>А. Право собственности на данный объект также зарегистрировано за Морозовой Т.А. на основании договора купли-продажи земельного участка и нежилого здания от 10 февраля 2024 года.
В соответствии с техническим планом, подготовленным кадастровым инженером Власенко А.О. 18 декабря 2023 года, данный объект недвижимости реконструирован, представляет собой одноэтажный жилой дом, назначение – жилое, из прочих материалов, общей площадью 87,3 кв.м.
Решением Совета городского округа Кохма от 29.12.2008 № 97 утверждены Правила землепользования и застройки г.о. Кохма, согласно которым в границах городского округа Кохма разрешение на строительство выдается управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Кохма. Исключениями являются случаи, определенные Градостроительным кодексом РФ, когда выдача разрешений на строительство осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти Ивановской области применительно к планируемому строительству, реконструкции на земельных участках. Разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ (ст. 4.7 ПЗЗ).
В соответствии с Правилами земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок 16А находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1.
В соответствии с регламентом данной зоны Зона предназначена для размещения объектов индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
С 4 августа 2018 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» утратили силу части 9 – 9.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу п. 1.1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ) не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Частью 15 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 ст. 51 данного кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Для осуществления строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции (п. 1.1 ч. 17 ст. 51, ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 17 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (п. 2).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3).
Согласно разъяснениям Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022, положения ст. 222 Гражданского кодекса РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект (п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Из разъяснений в пунктах 26, 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 следует, что при рассмотрении исков о признании права собственности на самовольную постройку суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему спору входит, в том числе соблюдение истцом градостроительных, строительных норм и правил, соответствие постройки требованиям законодательства и отсутствие при ее эксплуатации угрозы жизни и здоровью, имуществу граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. При этом необходимо учитывать, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода в эксплуатацию.
Из представленных истцом документов следует, что Управление строительства и ЖКХ администрации г.о. Кохма рассматривало обращение ФИО1 по вопросу смены статуса нежилого административного здания по адресу: <адрес>А на жилое и отказало истцу в предоставлении данной услуги, поскольку осуществление перевода отдельного здания из нежилого в жилое действующим законодательством не предусмотрено.
В силу п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В данном случае произведенная истцом реконструкция спорного объекта осуществлена в отсутствие предусмотренной законом документации. С уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта в орган местного самоуправления истец не обращалась, что свидетельствует о нарушении ст.ст. 51.1, 55 Градостроительного кодекса РФ.
Вместе с тем, согласно заключению ФБУ Ивановская ЛСЭ Минюста России от 10.06.2024№ 726/6-16.1 исследуемый объект по адресу: <адрес>А по своим конструктивным характеристикам и объёмно-планировочным решениям является индивидуальным жилым, т.к. к определяющим признакам относятся: отсутствие трёх и более этажей (фактически 1 этаж); высота здания не превышает 20 м (фактически 4,3 м); наличие жилых и вспомогательные помещения, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд; не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Индивидуальный жилой дом расположенный по адресу: <адрес> (по состоянию на дату экспертного осмотра -31.05.2024) соответствует нормам: строительным, градостроительным, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным необходимым нормам и правилам, техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений, установленных в отношении жилых домов, обеспечивающие в совокупности прочность и устойчивость всего строения в целом, что допускает дальнейшее безопасное использование здания при соблюдении правил эксплуатации.
Строение не соответствует требованию ПЗЗ <адрес> ст. 29 в части несоблюдения нормативного расстояния от стены <адрес>A по <адрес> до забора смежного участка № по <адрес>; не соответствует требованию ПЗЗ <адрес> ст. 29 в части несоблюдения нормативного расстояния от крыльца <адрес>A по <адрес> до забора смежного участка № по <адрес>; не соответствует требованию П33 <адрес> ст. 29 в части несоблюдения нормативного расстояния от стены <адрес>A по <адрес> до забора со стороны <адрес>.
Исследуемый индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>А на момент проведения осмотра не несет угрозу жизни, здоровью и имуществу собственников и иных граждан, которые могут находиться в нем и в непосредственной близости от него.
Выявленное нарушение в части несоблюдения минимально допустимых параметров отступа от стены жилого дома до границы участка со стороны <адрес> с технической стороны, не является существенным, т.к. скат кровли не ориентирован в сторону <адрес>, а наличие на момент проведения осмотра исправного технического состояния жилого дома допускает дальнейшую безопасную эксплуатацию здания, не затрагивая интересы, и не создавая угрозу жизни и здоровью или имуществу граждан, которые могут находиться в нем или в непосредственной близости от исследуемого жилого дома.
Выявленное нарушение в части несоблюдения минимально допустимых параметров отступа от крыльца жилого <адрес>A и от стены жилого <адрес>A до границ участка домовладения № по <адрес> с технической стороны не является существенным, т.к. на скате кровли <адрес>А установлена система организованного водостока, соблюдено расстояние ориентира крыши по отношению к соседнему участку, а наличие на момент проведения осмотра исправного технического состояния жилого дома допускает дальнейшую безопасную эксплуатацию здания, не затрагивая интересы, и не создавая угрозу жизни и здоровью или имуществу граждан, которые могут находиться в нем или в непосредственной близости от исследуемого жилого дома.
Оснований не доверять данному заключению у суда не имеется, поскольку оно не содержит каких-либо неясностей, противоречий, является полным и обоснованным. Участниками судебного разбирательства заключение Ивановской ЛСЭ Минюста Россиине оспорено. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что представленное истцом заключение является относимым и допустимым доказательством по делу, подтверждающим, что произведенная истцом реконструкция не нарушает строительных норм и правил, не угрожает жизни и здоровью людей.
Таким образом, судом установлено, что объект недвижимости по адресу: <адрес>, г.о. Кохма, <адрес>А является жилым домом, произведенная реконструкция соответствует градостроительным, строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам, угрозу для жизни и здоровья граждан не создает.
Следовательно, поскольку земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимости, принадлежит истцу на праве собственности, возведение спорного объекта на земельном участке соответствует целевому назначению и разрешенному использованию земельного участка, возведенный объект расположен в кадастровых границах земельного участка, нарушений градостроительных, строительно-технических, санитарно-технических и противопожарных норм и правил при его возведении не допущено, сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также учитывая, что истец принимала меры к легализации реконструированного объекта, суд приходит к выводу о признании за истцом права собственности на спорный объект как на жилой дом и сохранении объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>А, в реконструированном, переустроенном и перепланированном состоянии, в соответствии с техническим планом, подготовленным кадастровым инженером Власенко А.О. 18 декабря 2023 года, общей площадью 87,3 кв.м.
В силу положений ст. 58 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» настоящее решение является основанием для внесения в ЕГРН сведений об основных характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером 37:29:010210:96, расположенного по адресу: <адрес>А, в части: назначение – жилое, наименование – индивидуальный жилой дом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Морозовой Татьяны Александровны удовлетворить.
Изменить статус объекта недвижимости с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>А.
Признать принадлежащий Морозовой Татьяне Александровне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт 24 15 №, объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, г.о. <адрес>А, индивидуальным жилым домом.
Сохранить объект капитального строительства, расположенный по адресу: <адрес>, в реконструированном состоянии в соответствии с техническим планом, подготовленным кадастровым инженером Власенко А.О. 18 декабря 2023 года, общей площадью 87,3 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Фищук