По делу № 2-223/2018
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
17 июля 2018 года г. Чкаловск
Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Звягенцева С.Н., при секретаре судебного заседания Новоселовой Ю.В., с участием истцов Савинова Н.И., Савиновой Е.В., представителя ответчика по доверенности Сухаревой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савинова Николая Ивановича, Савиновой Елены Вячеславовны, Савинова Антона Николаевича к администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Савинов Н.И., Савинова Е.В., Савинов А.Н. обратились в суд с иском к администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области о вменении обязанности предоставить вне очереди благоустроенного жилого помещения общей и жилой площадью не менее площади ранее занимаемого жилого помещения, которое должно отвечать установленным требованиям.
В обоснование исковых требований истцы указали, что они зарегистрированы по адресу: <адрес>. Согласно договора социального найма жилого помещения № 670 от 12.08.2013 года Савинову Н.И. было предоставлено жилое помещение по указанному адресу.
Жилое помещение которое занимает семья, согласно паспорту помещения выданного 25.11.2013 года ГП «Нижтехинвентаризация» расположено в бревенчатом доме, введенном в эксплуатацию в 1927 году. Капитальный ремонт дома не производился. Помещение состоит из 2-х комнат в коммунальной квартире. Общая площадь занимаемого помещения составляет <данные изъяты> кв. м..
В соответствие с актом заключения межведомственной комиссии № 5 от 22.08.2014 года МКД <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. На основании данного заключения распоряжением № 125 от 28.08.2014 г. администрации г. Чкаловск Чкаловского муниципального района нижегородской области указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Срок расселения граждан из указанного аварийного дома установлен до 2018 года.
В соответствие со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствие со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствие с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; ….
В соответствие с п.п. 1, 6, 8, 9 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда; принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.
В статье 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.
Поскольку МКД <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, проживание семьи в данном доме представляет угрозу их жизням и здоровью. Непринятие администрацией г.о.г. Чкаловск Нижегородской области мер, направленных на расселение семьи из аварийного жилого дома нарушает их право на жилище.
В судебном заседании истец Савинов Н.И. исковые требования поддержал по указанным в исковом заявлении основаниям, дал пояснения подтверждающие основания, изложенные в исковом заявле6нии дополнил, что администрация г.о.г. Чкаловск игнорирует указания президента РФ, касающиеся жилищного вопроса. По каким причинам их дом не был включен в программу по переселению из аварийного фонда с 2007 по 2012 года ему не известно. С указанной программой он знаком не был. Их дом был признан аварийным в августе месяце 2014 года. В 2007 году в администрацию г. Чкаловск о том, чтобы их дом был признан аварийным, не обращались. Про имевшую место программу узнали только когда стали переселять жителей ветхого фонда из соседних домов. Они платят и платили за капитальный ремонт дома, а в 2005 году своими силами проводили в квартиру водопровод и канализацию. Отопление в квартире угольно-дровяное и электрическое. Горячей воды в квартире нет, туалет общий, коридор общий. В 2005 году администрация им отремонтировала крышу. Больше ничего в доме не делалось. Во дворе дома сгорели хозяйственные постройки - сараи. Их остатки администрация не убирает. Он стоял на учете в очереди, как нуждающийся в милиции, поэтому считает, что состоит и в очереди в администрации. В доме проводились проверки, но с их результатами их не знакомили. Последний раз осматривали только их квартиру. Они обращались с жалобами в различные инстанции, откуда получали соответствующие ответы.
Истец Савинова Е.В. заявленные требования поддержала, пояснив, что подтверждает пояснения мужа, в дополнение пояснила, что в квартире горячая вода от водонагревателя, холодная вода имеется. Они за свой счет вставили окна. Крыша в доме во второй половине течет, опалубка (отмостка) отсутствует. Тамбур от дома отходит, перекошен, входная дверь не закрывается. Сараи сгорели в 2017 году, просили администрацию убрать остатки, но ничего не сделано, поэтому они живут среди хаоса.
Истец Савинов А.Н. в судебное заседание не явился. О дате времени и месте судебного заседания извещен. О причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания, рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие истца Савинова А.Н..
Представитель ответчика администрации г.о.г. Чкаловск Нижегородской области Сухарева Н.П. исковые требования не признала и пояснила, что дом истцов не вошел в программу по переселению из аварийных домов в связи с тем, что он не был признан аварийным до 01.01.2012 года. Этим вопросами до них занималась администрация г. Чкаловск, со слов работников которой им известно, что жители спорного дома в то время не хотели переселяться. В 2015 году произошла реорганизация Чкаловского района и администрация г. Чкаловск была реорганизована. В 2013 году в доме был сделан ремонт крыши.28.08.2014 года дом администрацией г. Чкаловск был признан аварийным и подлежащим сносу. Однако семья Савиновых на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, к малоимущим семьям не относится. Указанным категориям граждан жилье предоставляется в соответствие с действующим жилищным законодательством, ст. 49, 52, и 57 ЖК РФ. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в милиции являлся ведомственным и к администрации отношения не имел. Стороной истца не представлено в судебном заседании доказательств, что для жителей, проживающих в квартире истцов и доме, имеется угроза жизни и здоровью. Первая программа по переселению граждан из аварийных домов, признанных таковыми до 01.01.2012 года еще не закончена. Сейчас происходит формирование новой программы по переселению, которая еще не принята и возможно будет действовать в 2019 году. В указанную программу должен войти дом истцов, и они будут переселены, а пока для этого не имеется законных оснований. Отдельной программы переселения в администрации г.о.г. Чкаловск не имеется, как и средств на ее финансирование. В администрации свободного жилья не имеется. Имеющаяся очередь уменьшается за счет граждан, которые самостоятельно улучшают свои жилищные условия.
Заслушав стороны, изучив представленные доказательства в порядке, предусмотренном ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании договора социального найма жилого помещения от 12 августа 2013 года Савинов Николай Иванович является нанимателями жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв. м., состоящего из 2-х комнат, расположенного по адресу: <адрес>, в котором зарегистрированы его супруга Савинова Е.В. и сын Савинов А.Н.. (лд. 16-18, 38, 39).
Заключением межведомственной комиссии о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу по <адрес> от 22 августа 2014 года указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, что привело к снижению допустимого уровня надежности дома, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. (л.д. 13 - 14).
Согласно акту межведомственной комиссии № 5 от 22.08.2014 года обследования жилого дома <адрес> физический износ жилого помещения согласно техническому паспорту жилого дома, выполненному ГП НО «Нижтехинвентаризация составляет 67%. (л.д. 10-12)
Распоряжением администрации города Чкаловск N 125-р от 28.08.2014 года установлено: признать многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу, принять меры по расселению граждан из аварийного дома до 2018 года. (л.д. 15)
Согласно справки администрации г.о.г. Чкаловск Нижегородской области от 10 июля 2018 года от установлено, истцы Савинов Н.И., Савинова Е.В., Савинов А.Н. на учете нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма не состоят.
Доказательств того, что семья истцов признана относящимися к категории граждан малоимущие, суду не предоставлено.
В реестре муниципальной собственности администрации г.о.г. Чкаловск Нижегородской области отсутствуют свободные муниципальные жилые помещения пригодные для проживания (справка администрации г.о.г. Чкаловск Нижегородской области от 09.07.2018 года).
Из ответов на обращения истца Савинова Н.И., главы местного самоуправления г.о.г. Чкаловск Нижегородской области в администрацию городского округа город Чкаловск от 20.12.2016 года и 21.12.2016 года, следует, что многоквартирный дом <адрес> не вошел в перечень аварийных многоквартирных домов на территории г.Чкаловска, которые подлежат расселению в 2013-2017 годах, в рамках реализации государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 года», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 19.07.2013 года № 383), которая не окончена до настоящего времени. В 2015 году указанный дом был включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в период с 01.01.2012 года по 31.12.2015 года, который для реализации был направлен в Правительство Нижегородской области. Дата реализации новой программы Правительства Нижегородской области пока не установлена.
Данные обстоятельства подтверждаются материалы дела и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
Доводы истца Савинова Н.И. о том, что он состоял на индивидуальном учете сотрудников Чкаловского РОВД, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении их жилой площадью, не могут быть приняты судом, как доказательство того, что истец был признан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, так как уполномоченным органом такое решение не принималось, и истец не представил суду доказательств обращения с заявлением в уполномоченный орган и принятого им решения. Ведомственный учет не может являться доказательством, того, что в соответствие с действующим законодательством истцы были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч. 1, ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в ЖК РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
Статьей 52 ЖК РФ предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Порядок признания граждан малоимущими в Нижегородской области определен Законом Нижегородской области от 16.11.2005 года N 181-З, который принят постановлением ЗС НО от 27.10.2005 № 1689-III ), согласно которому граждане признаются малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, если они отвечают критерию, установленному статьей 5 настоящего Закона (ст. 1 Закона).
Поскольку до 01 января 2005 года (введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации) истцы, как члены одной семьи не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством являлось установление судом объективной нуждаемости указанных лиц в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Между тем судом установлено, что истцы не отнесены к категории малоимущих граждан. Сведений об объективной нуждаемости истцов в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ материалы дела не содержат.
С учетом указанного выше суд приходит к выводу, что исковые требования истцов Савиновых о вменении обязанности г.о.г. Чкаловск Нижегородской области предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее площади ранее занимаемого жилого помещения, которое должно отвечать установленным требованиям, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Савинова Николая Ивановича, Савиновой Елены Вячеславовны, Савинова Антона Николаевича к администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области о вменении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее площади ранее занимаемого жилого помещения, которое должно отвечать установленным требованиям отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через районный суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Звягенцев. Решение не вступило в законную силу.