Судья Зыкова А.Ю.
Судья-докладчик Коваленко В.В. по делу № 33-10822/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 декабря 2023 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Герман М.А.,
судей Алферьевской С.А., Коваленко В.В.,
при секретаре Богомоевой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-1065/2023 (УИД 38RS0033-01-2023-000768-58) по иску Константиновской Екатерины Анатольевны к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 38 Федеральной службы исполнения наказаний» о признании незаконным отказа в проведении контрольного и повторного освидетельствования
по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 38 Федеральной службы исполнения наказаний» на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 25 мая 2023 года,
установила:
Константиновская Е.А. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 38 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России), указав в обоснование требований, что проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы с 2 сентября 1999 г. по 24 июня 2019 г.
2 сентября 1999 г. поступила на службу в медицинский отдел УВД по Иркутской области на должность инспектора-врача отделения по организации помощи личному составу медицинского отдела УВД И.о. с диагнозом: (данные изъяты) Иных заболеваний, препятствующих и ограничивающих поступление на службу, не имела.
5 декабря 2006 г. Константиновская Е.А. в результате дорожно-транспортного происшествия получила (данные изъяты). В соответствии с заключением по материалам служебной проверки, утвержденным начальником ГУФСИН России по Иркутской области генерал-майором внутренней службы П.В. Радченко от 13 апреля 2007 г., установлено, что травма получена в результате дорожно-транспортного происшествия, связанного с исполнением Константиновской Е.А служебных обязанностей. Для определения степени тяжести и причинной связи полученного увечья Константиновская Е.А. обратилась на ВВК ГУФСИН России по Иркутской области с целью проведения освидетельствования, в результате которого вынесено заключение: Закрытая (данные изъяты) относится к тяжелому увечью. В соответствии с приказом № 116-лс от 21 июня 2019 г. Константиновская Е.А. уволена из уголовно-исполнительной системы по выслуге лет, дающей право на пенсию. 1 апреля 2020 г. в ФКУ «ГБ МСЭ по Иркутской области» Минтруда России Бюро № 5 Константиновской Е.А. была установлена инвалидность Номер изъят группы
24 апреля 2020 г. Константиновская Е.А. обратилась в филиал ВВК-1 ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России с личным заявлением о проведении медицинского освидетельствований заочно, по документам, для определения причинной связи заболеваний и категории годности к военной службе на момент увольнения из органов УИС 24 июня 2019 г. Вынесено заключение № 188 от 15 мая 2020 г., согласно которому Константиновская Е.А. подполковник внутренней службы в отставке имеет диагноз: «(данные изъяты)
Заключение ВВК-1 ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России от 15 мая 2020 г. № 188 направлено в Москву в Федеральное казенное учреждение здравоохранения Центр военно-врачебной экспертизы Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФКУЗ ЦВВК ФКУЗ ЦВВЭ ФСИН России) и на основании протокола заседания ЦВВМ ФКУЗ ЦВВЭ ФСИН России № 1226 от 2 сентября 2019 г. заключение ВВК № 188 от 15 мая 2020 г. не утверждено. Документы возвращены в филиал ВВК-1 ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России.
ВВК-1 ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России повторно пересмотрела и освидетельствовала заочно (по документам) Константиновскую Е.А. Медицинские и экспертные документы вновь были направлены в ЦВВК ФКУЗ ЦВВЭ ФСИН России с заключением ВВК № 267 от 21 июля 2020 г., которое также было не утверждено. ВВК-1 ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России от 15 мая 2020 г. № 188 отменено. Документы вновь возвращены в филиал ВВК-1 ФКУЗ МСЧ38 ФСИН России.
19 октября 2020 г. филиал ВВК-1 ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России в третий раз пересмотрел заключение и освидетельствовал заочно (по документам) Константиновскую Е.А., вынес заключение от 19 октября 2020 г. № 425, в результате которого по диагнозу (данные изъяты) исключена (данные изъяты)
Не согласившись с вынесенным заключением ВВК от 19 октября 2020 г. № 425, Константиновская Е.А. обратилась в ООО «Медэксперт» для прохождения независимой военно-врачебной экспертизы. ООО «Медэксперт» подготовило заключение № В4-03/22 независимой военно-врачебной экспертизы, которая истец направила в ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России для проведения контрольного обследования и повторного освидетельствования. Письмом от 17 июня 2022 г. № 82/29/1-128 отказано в проведении контрольного обследования и повторного освидетельствования. Не согласившись с отказом, истец обратилась в ФКУЗ ЦВВЭ ФСИН России, которое в проведении контрольного обследования и повторного освидетельствования также отказало.
С отказом в проведении контрольного обследования и повторного освидетельствования Константиновская Е.А. не согласна, поскольку он нарушает право заявителя на получение пенсии.
В связи с чем истец просила суд признать незаконным отказ в проведении контрольного обследования и повторного освидетельствования.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 25 мая 2023 г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России Короткова К.Ю. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что ответчиком были приняты и рассмотрены все представленные Константиновской Е.А. медицинские документы, в том числе и заключение независимой военно-врачебной экспертизы ООО «Медэксперт» № В4-03/22 от 11 мая 2022 г. В пакете представленных документов данных о каких-либо вновь открывшихся обстоятельствах получения увечий, заболеваний и их связи с исполнением служебных обязанностей, кроме тех, что ранее уже были рассмотрены и проанализированы при проведении освидетельствования, нет.
Кроме того, данная независимая военно-врачебная экспертиза была проведена с нарушением требований, установленных Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574, в частности: не учтен абзац 2 пункта 3 –установленные в заключении независимой экспертизы заболевания не соотнесены с Расписанием болезней, предусмотренным приложением № 1 приказа ФСИН России от 13 декабря 2019 г. № 1126; в заключении не указаны все имеющиеся на момент увольнения Константиновской Е.Л. заболевания, отсутствует цель проведения экспертизы, жалобы, анамнез и данные объективного исследования освидетельствуемого; заключение составлено в произвольном виде и не соответствует форме, установленной Приложением к Положению о независимой военно-врачебной экспертизе
Письменных возражений по доводам апелляционной жалобы не поступило.
17 ноября 2023 г. судьей судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда Абрамчик И.М. вынесено определение о переходе к рассмотрению данного дела по правилам гражданского судопроизводства.
На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.
Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., объяснения представителя ответчика Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 38 Федеральной службы исполнения наказаний» Коротковой К.Ю., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Отношения, связанные с прохождением службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы регулируются Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» военно-врачебная экспертиза проводится в целях: определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью); установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы).
Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях, в соответствии с частью 2 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» утверждается Правительством Российской Федерации.
Такое Положение о военно-врачебной экспертизе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 (далее – Положение о военно-врачебной экспертизе).
В пункте 1 Положения о военно-врачебной экспертизе поименованы органы, организации и учреждения, на которые распространяется данное положение. В их числе учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Положения о военно-врачебной экспертизе для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).
Пунктом 94 Положения о военно-врачебной экспертизе определено, что военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья с формулировкой «военная травма», если увечье получено свидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Основанием для заключения о причинной связи с формулировкой «заболевание получено в период военной службы» является возникновение у свидетельствуемого заболевания в период прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов либо если в указанный период имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до призыва на военную службу, военные сборы, поступления на военную службу (приравненную службу) по контракту, службу в органы и организации прокуратуры, а также при хроническом, медленно прогрессирующем заболевании, диагностированном после увольнения с военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, если медицинские документы и особенности течения заболевания позволяют отнести начало заболевания к периоду прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов.
Военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья, заболевания свидетельствуемого на основании справки о травме, выданной командиром воинской части (руководителем органа, подразделения, организации или учреждения), в которой гражданин проходил военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы в момент получения увечья, заболевания (пункт 96 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Порядок проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации был регламентирован Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста Российской Федерации от 29 августа 2003 г. № 206 и действовавшей на дату увольнения со службы в органах уголовно-исполнительной системы Константиновской Е.А. (24 июня 2019 г.) (далее - Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах УИС).
Гражданин может обжаловать вынесенное в отношении него заключение военно-врачебной комиссии в вышестоящую военно-врачебную комиссию. По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование. Военно-врачебная комиссия может пересматривать как собственные заключения, так и заключения нижестоящих военно-врачебных комиссий: нештатной военно-врачебной комиссии при территориальном органе уголовно-исполнительной системы; госпитальной военно-врачебной комиссии - вышестоящая штатная военно-врачебная комиссия при территориальном органе уголовно-исполнительной системы; военно-врачебной комиссии при территориальном органе уголовно-исполнительной системы - Центральная ВВК при ГУИН Минюста России (пункт 5 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы).
Центральная ВВК при ГУИН Минюста России кроме прав, предусмотренных пунктом 17 Инструкции о порядке проведения ВВЭ, имеет право контролировать, утверждать (не утверждать), пересматривать заключение любой военно-врачебной комиссии при территориальном органе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, пересматривать собственные заключения и заключения других военно-врачебных комиссий о причинной связи увечий, заболеваний у граждан, проходивших службу в органах уголовно-исполнительной системы и уволенных из органов уголовно-исполнительной системы, при наличии вновь открывшихся обстоятельств получения увечья, заболевания и их связи с исполнением служебных обязанностей (пункт 24 Инструкции о порядке проведения ВВЭ).
Пунктом 101 Положения о военно-врачебной экспертизе установлено, что по результатам независимой военно-врачебной экспертизы, произведенной в соответствии с Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, военно-врачебная комиссия назначает проведение контрольного обследования и повторного освидетельствования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащий или сотрудник проходит (проходил) военную службу (приравненную службу), если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением военно-врачебной комиссии.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24 апреля 2020 г. в адрес начальника филиала ВВК-1 ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России от Константиновской Е.А. подполковника внутренней службы в отставке, бывшего заместителя начальника военно-врачебной комиссии врача-эксперта филиала «Военно-врачебная комиссия №1» ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России поступило заявление о проведении медицинского освидетельствования заочно в соответствии с пунктом 74 Положения о военно-врачебной экспертизе.
15 мая 2020 г. по результатам освидетельствования ВВК-1 ФКУ ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России было вынесено заключение № 188, согласно которому Константиновская Е.А., 1974 г.р., подполковник внутренней службы в отставке, бывший заместитель начальника военно-врачебной комиссии врач-эксперт филиала «Военно-врачебная комиссия №1 ФКУЗ МСЧ- 38 ФСИН России имеет диагнозы: (данные изъяты)
Протокол № 188 был направлен на утверждение в Центр военно-врачебной экспертизы ФСИН России вместе с пакетом медицинских и экспертных документов.
Заключение ВВК от 15 мая 2020 г. №188 не утверждено на основании протокола заседания ЦВВК ФКУЗ ЦВВЭ ФСИН России от 2 июня 2020 г. № 1226.
8 июня 2020 г. в адрес начальника филиала ВВК-1 ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России из ФКУЗ ЦВВЭ ФСИН России поступили материалы по заключению ВВК-1 ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России в отношении Константиновской Е.А. в связи с отказом в утверждении заключения ВВК от 15 мая 2020 г. № 188 и требованиями об отмене заключения ВВК, пересмотре с учетом указанных замечаний, повторном направлении на утверждение.
По результатам повторного освидетельствования ВВК-1 ФКУ ФКУЗ МСЧ- 38 ФСИН России было вынесено заключение № 267, согласно которому Константиновская Е.А., 1974 г.р., подполковник внутренней службы в отставке, бывший заместитель начальника военно-врачебной комиссии врач-эксперт филиала «Военно-врачебная комиссия №1 ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России имеет диагнозы: (данные изъяты). Заключение ВВК от 15 мая 2020 г. №188 отменить.
21 июля 2020 г. протокол № 267 направлен на утверждение в Центр военно-врачебной экспертизы ФСИН России вместе с пакетом медицинских и экспертных документов.
Заключение ВВК от 21 июля 2020 г. № 267 не утверждено на основании протокола заседания ЦВВК ФКУЗ ЦВВЭ ФСИН России от 2 сентября 2020 г. № 1717.
11 сентября 2020 г. в адрес начальника филиала ВВК-1 ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России из ФКУЗ ЦВВЭ ФСИН России поступили материалы по заключению ВВК-1 ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России в отношении Константиновской Е.А., Дата изъята г.р., в связи с отказом в утверждении заключения ВВК от 21 июля 2020 г. № 267 и требованиями об отмене заключения ВВК, пересмотре с учетом указанных замечаний, повторном направлении на утверждение.
19 октября 2020 г. ВВК-1 ФКУ ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России было вынесено заключение № 425, согласно которому Константиновская Е.А., 1974 г.р., подполковник внутренней службы в отставке, бывший заместитель начальника военно-врачебной комиссии врач-эксперт филиала «Военно-врачебная комиссия №1 ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России имеет диагнозы: (данные изъяты) Заключение ВВК от 21 июля 2020 г. № 267 отменить.
Данное заключение направлено на утверждение в Центр военно-врачебной экспертизы ФСИН России, решением которого утверждено на основании протокола заседания ЦВВК ФКУЗ ЦВВЭ ФСИН России от 3 ноября 2020 г. № 2262.
2 июня 2022 г. Константиновская Е.А. обратилась в филиал ВВК-1 ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России с заявлением о проведении повторного медицинского освидетельствования для определения причинной связи заболеваний и категории годности к военной службе на момент увольнения. К заявлению приложила заключение независимой военно-врачебной экспертизы ООО «Медэксперт» № В4-03/22 (по материалам дела и медицинским документам).
Филиалом ВВК-1 ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России рассмотрено обращение Константиновской Е.А. и по результатам рассмотрения принято решение об отсутствии оснований для изменения диагноза и причинной связи заболевания и отмены заключения ВВК-1 № 425 от 19 октября 2020 г., утвержденного протоколом № 2262 от 3 ноября 2020 г. заседания ЦВВК ФКУЗ ЦВВЭ ФСИН России. Данное решение ВВК-1 ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России основано на пункте 188, пункте 17.4 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 26 августа 2003 г. № 206, пункта 99 Положения о военно-врачебной экспертизе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565. Поскольку в пакете документов, прилагаемых к заявлению, отсутствуют данные о вновь открывшихся обстоятельствах получения увечий, заболеваний и их связи с исполнением служебных обязанностей.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик при принятии решения на обращение истца 2 июня 2022 г. контрольного обследования и повторного освидетельствования, в нарушение пункта 102 Положения о военно-врачебной экспертизе, не назначил и не провел, в связи с чем заявленные исковые требования удовлетворены.
С выводами суда о наличии оснований для удовлетворения иска судебная коллегия соглашается, поскольку выводы суда основаны на исследованных доказательствах и установленных на основании их оценки фактических обстоятельствах. Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда не являются.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, пункт 101 Положения о военно-врачебной экспертизе, напрямую предусматривает, что по результатам независимой военно-врачебной экспертизы, произведенной в соответствии с Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 574, военно-врачебная комиссия (врачебно-летная комиссия) назначает проведение контрольного обследования и повторного освидетельствования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащий или сотрудник проходит (проходил) военную службу (приравненную службу), если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии).
Заключение независимой военно-врачебной экспертизы ответчику было представлено, не оспорено и незаконным не признано, в связи с чем оснований для отказа в проведении контрольного обследования и повторного освидетельствования не имелось.
Рассмотрение заявления Константиновской Е.А. в порядке, урегулированном п. 99 Положения о военно-врачебной экспертизе не требовалось, поскольку истец об этом не просила, и, не заменяет действий ответчика, предусмотренных п. 101 Положения о военно-врачебной экспертизе, что представитель ответчика не оспаривала и в суде апелляционной инстанции.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку фактически повторяют правовую позицию, выраженную ответчиком, в том числе в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, а лишь выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст. 330 ГПК РФ, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 25 мая 2023 года, по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судья – председательствующий М.А. Герман
Судьи С.А. Алферьевская
В.В. Коваленко
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 декабря 2023 г.