Дело № 2-1470/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2017 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего Степановой Ю.С.,
секретаря судебного заседания Мезелевой М.Д.,
рассмотрев<данные изъяты> в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гагаринского района города Севастополя в интересах ФИО3 к Департаменту здравоохранения г. Севастополя о понуждении к обеспечению лекарственными препаратами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Гагаринского района г. Севастополя обратился в суд в интересах ФИО3 с иском к Департаменту здравоохранения г. Севастополя о понуждении своевременно обеспечить лечение ФИО3 медицинским препаратом Insulinum aspartum в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, решение суда в этой части обратить к немедленному исполнению; обязать ответчика как главного распорядителя бюджетных средств ежегодно при планировании расходов бюджета учитывать объемы финансовых средств, необходимых для обеспечения в соответствии с медицинскими показаниями ФИО3 медицинским препаратом Insulinum aspartum. В обоснование иска указал, что ФИО3 с 2010 года состоит на «Д» учете у врача-эндокринолога поликлиники №2 ГБУЗС «Городская больница №1 им. Н.И. Пирогова, с диагнозом «Диабет 1 типа инсулинозависимый», в связи с чем имеет право на бесплатное получение лекарственных средств по рецептам врача. Лечащим врачом ФИО3 был выписан рецепт на получение лекарственного препарата Insulinum aspartum. Между тем, в аптеке в выдаче медицинского изделия по рецепту врача было отказано по причине его отсутствия. Таким образом, гарантированные законом права ФИО3 на льготное лекарственное обеспечение были нарушены ответчиком.
В судебном заседании помощник прокурора Гагаринского района г. Севастополя ФИО12 на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамент здравоохранения г. Севастополя с иском не согласилась, предоставив письменные возражения.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ст. 6.2 того же Закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень граждан, которые имеют право на бесплатное получение лекарственных средств, и к таким гражданам относятся инвалиды 1 группы. В соответствии с указанным Перечнем они обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами (по медицинским показаниям).
Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 № 2885-р, предусмотрен лекарственный препарат Insulinum aspartum.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В соответствие с п. 5 ч. 2 ст. 40 Закона города Севастополя от 05.08.014 № 54-ЗС «Об охране здоровья населения города Севастополя» в рамках территориальной программы перечень лекарственных препаратов, отпускаемы населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделий медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
В соответствии с ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан; организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи; координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации (далее - Закон № 323- ФЗ).
В соответствие с п. 2 ст. 9 Закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Севастополя № 182-ПП от 17.03.2015 утверждено Положение о Департаменте здравоохранения города Севастополя.
В соответствии с п. 3.8 Положения, Департамент здравоохранения города Севастополя организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя.
Согласно п. 3.3 Положения, Департамент здравоохранения Севастополя выступает государственным заказчиком в порядке и в случаях, установленных законодательством Севастополя, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд города Севастополя за счет средств бюджета города Севастополя, а также главным распорядителем и получателем бюджетных средств города Севастополя.
Приказом исполняющего обязанности директора Департамента здравоохранения города Севастополя № 57 от 26.01.2017 утвержден порядок взаимодействия участников, организующих и осуществляющих обеспечение отдельных категорий граждан по рецептам лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федерального и регионального бюджетов.
Согласно п. 1.2 Порядка, участникам, организующим и осуществляющим обеспечение отдельных категории граждан лекарственными препаратами, являются:
Департамент здравоохранения города Севастополя;
- медицинские организации, выписывающие рецепты на лекарственные препараты;
- уполномоченная фармацевтическая организация, организация подведомственная Департаменту здравоохранения города Севастополя, которая исполняет государственный контракт (договор) на оказание услуги по обеспечению отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, закупленными за счет средств федерального и регионального бюджетов.
В соответствии с п. 4. 1. Порядка льготное лекарственное обеспечение федеральных и региональных льготников осуществляется Департаментом здравоохранения города Севастополя посредством размещения государственных заказов на поставку лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами.
В соответствии с п. 4.2. государственные заказы составляются на основе сводной заявки медицинских организаций Севастополя.
Согласно п. 4.3. Порядка утвержденная заявка медицинских организаций Севастополя формируется Департаментом здравоохранения города Севастополя на основании сводной потребности медицинских организаций, уполномоченных Департаментом здравоохранения города Севастополя на выписывание рецептов, и остатков лекарственных препаратов, согласовывается главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения города Севастополя.
Согласно п. 4.4. заявки медицинских организаций составляются на один очередной календарный год, предоставляются в срок, утвержденный приказом Департамента здравоохранения города Севастополя для комиссионного рассмотрения и очной защиты в Департаменте здравоохранения города Севастополя.
Пунктом 3.6. Порядка предусмотрено, что в случае временного отсутствия лекарственных препаратов специалисты в Пунктах отпуска регистрируют рецепт в специальном журнале, делают на рецепте отметку об адресе, номере, или наименовании аптеки, дате приема рецепта на обеспечение, возвращают рецепт пациенту, вводят рецепт в базу данных, отсроченных рецептов, согласовывают с уполномоченной фармацевтической организацией поставку лекарственных препаратов для обеспечения отсроченных рецептов в срок, не превышающий десяти рабочих дней.
Кроме того, в соответствии с п. 3.7. Порядка уполномоченная фармацевтическая организация в случае обоснованной невозможности
обеспечения отсроченных рецептов в рамках действующих контрактов письменно уведомляет об этом Департамент здравоохранения города Севастополя.
В судебном заседании установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2010 года состоит на «Д» учете у врача-эндокринолога поликлиники № 2 ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова» с диагнозом «Диабет I типа инсулинозависимый» и имеет право на получение всех необходимых ему лекарственных средств, в том числе «Insulinur aspartum».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 при обращении к врачу-эндокринологу поликлиники № 2 ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова» был выдан рецепт на медицинский препарат «Insulinum aspartum», однако до истечения срока действия рецепта медицинский препарат инвалидом не получен в связи с его отсутствием в аптечных учреждениях города Севастополя.
Отсутствие данного медицинского препарата в аптечной сети подтверждается уведомлением ГУПС «Севастопольская аптечная сеть» в адрес Департамента здравоохранения г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривалось представителем Департамента в судебном заседании.
Таким образом, суд приходит к выводу о нарушении прав инвалида I группы ФИО3 на социальное обеспечение, в том числе и на обеспечение лекарственным препаратами, установленные вышеуказанными нормами закона, а требования прокурора Гагаринского района г. Севастополя обратился в суд в интересах ФИО3 с иском к Департаменту здравоохранения г. Севастополя о понуждении своевременно обеспечить лечение ФИО3 медицинским препаратом Insulinum aspartum в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, об обращении решения суда в этой части к немедленному исполнению, подлежащими удовлетворению.
Требования Прокурора Гагаринского района города Севастополя об обязании Департамента ежегодно при планировании расходов бюджета учитывать объемы финансовых средств, необходимых для обеспечения в соответствии с медицинскими показаниями ФИО3 медицинским препаратом «Insulinum aspartum» удовлетворению не подлежат, поскольку входят в состав требований о понуждении своевременно обеспечить лечение ФИО3 медицинским препаратом Insulinum aspartum в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, которые судом удовлетворены.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «Insulinum aspartum» ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 01.06.2017 ░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░