Дело №
РЕШЕНИЕ
27 апреля 2018 года <адрес>
Судья Нальчикского городского суда КБР Афашагов М.М., с участием представителя управляющего директора АО «Каббалкэнерго» Докшукина А.И. –Тхамокова В.Х., действующего по доверенности от 09.01.2018 г., представителя Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта ФИО11 рассмотрев жалобу управляющего директора АО «Каббалкэнерго» Докшукина А.И. на постановление заместителя начальника отдела (инспекции) госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта ФИО12 № от 23 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении в отношении управляющего директора АО «Каббалкэнерго» Докшукина ФИО13 по ч.2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением заместителя начальника отдела (инспекции) госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта ФИО14. № от ДД.ММ.ГГГГ управляющий директор АО «Каббалкэнерго» Докшукин А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, управляющий директор АО «Каббалкэнерго» Докшукин А.И. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения. В жалобе указано, что в нарушение требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» какого-либо распоряжения или приказа о проведении органом государственного контроля ЮМТУ Госстандарта в отношении АО «Каббалкэнерго» проверки, законному представителю Общества либо Докшукину А.И. под роспись или иным законным способом не вручалось и, как Общество, так и Докшукин А.И., о проведении проверки не уведомлялись. Более того, такого приказа административным органом вообще не издавалось и его не существует.
Кроме того, в ходе проверки, акт проверки должностным лицом ЮМТУ Росстандарта не составлялся и ему, как законному представителю Общества, не вручался, а с протоколами испытаний от 06.10.2017г. № и №, на основании которых административный орган привлекает его к административной ответственности, он ознакомлен не был и при отборе образцов не присутствовал.
В жалобе также указано, что выявленное управлением нарушение характеризуется несоблюдением нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой (электроснабжение), ответственность за которое предусмотрена специальной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по отношению к части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения. При вынесении обжалуемого постановления от 23.11.2017г. и привлечении Докшукина А.И. как управляющего директора АО «Каббалкэнерго» к административной ответственности, административный орган не учел положения главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - постановление № 354).
При этом, на ЮМТУ Росстандарта действующим законодательством не возложены полномочия по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. Следовательно, административное дело рассмотрено и постановление об административном правонарушении вынесено неуполномоченным на то органом.
В силу статьи 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса, уполномочены рассматривать органы государственной жилищной инспекции.
В жалобе также указано, что основанием для привлечения АО «Каббалкэнерго» к административной ответственности по части 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, явилось несоответствие (ухудшение) качества электрической энергии требованиям ГОСТ 32144-2013 в сетях сетевой организации ГУП КБР «Чегемэнерго» при проведении проверки в отношении последнего. Вместе с тем, ЮМТУ Росстандарта не установило вину АО «Каббалкэнерго» в ухудшении качества электроэнергии в сетях другого юридического лица - сетевой компании ГУП КБР «Чегемэнерго» и несоответствия его требованиям ГОСТ, а именно по вине Общества. Таких доказательств в материалах административного производства не имеется.
АО «Каббалкэнерго», являясь гарантирующим поставщиком на территории КБР, предприняло все зависящие от него меры по реализации потребителям качественной электрической энергии в соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Правил №861. Общество заключило договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.12.2011г. №Д/120-пдо с сетевой организацией ГУП КБР «Чегемэнерго» (прежнее наименование - МУП «Чегемэнерго»), к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства конечных потребителей электрической энергии в <адрес>. Исходя из условий пункта 3.3.1 договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.12.2011 г. №Д/120-пдо, МУП «Чегемэнерго» (Исполнитель) обязуется обеспечить передачу принятой в Точках приема электроэнергии до Точек поставки электроэнергии потребителям, качество и параметры которой, должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям. Подпунктом «в» пункта 7.1.2 данного договора предусмотрена ответственность Исполнителя за отклонение показателей качества электрической энергии сверх величин, установленных обязательными требованиями и техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, необходимые мероприятия, направленные на поддержание качества электроэнергии должны проводиться в центрах питания электрической сети, трансформаторах и иных объектах электросетевого оборудования, находящихся в сфере контроля и балансовой принадлежности сетевой организации ГУП КБР «Чегемэнерго».
15 января 2018 года от заместителя начальника отдела (инспекции) госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта Мамбетова А.Х. поступил отзыв на жалобу, в котором просит постановление должностного лица оставить без изменения, а жалобу Докшукина А.И. без удовлетворения. В отзыве указано, что при проверке в отношении ГУП «Чегемэнерго» уполномоченным представителем контролирующего органа установлено наличие в действиях уже другого субъекта электроэнергетики, непосредственно осуществляющего реализацию потребителям электрической энергии - управляющего директора АО «Каббалкэнерго» Докшукина А.И. признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с выявленным нарушением, в соответствии с требованиями ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях старшим государственным инспектором отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта ФИО15 А.А. без проведения проверки в отношении АО «Каббалкэнерго» правомерно принято решение о составлении протокола об административном правонарушении в отношении управляющего директора Докшукина А.И. по части 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок и процедура привлечения управляющего директора Докшукина А.И. к административной ответственности соблюдены в полном объеме. Квалифицируя, в рамках своей компетенции, административное правонарушение, совершенное Докшукиным А.И. по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган аргументировано исходил из того, что лицом нарушены обязательные требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленные в соответствующих государственных стандартах. Кроме того, несоблюдение управляющим директором Докшукиным А.И. обязательных требований государственных стандартов, при осуществлении им должностных обязанностей (реализации электрической энергии потребителям), создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу. Ответственность за совершение указанного административного правонарушения, с учетом перечисленных угрожающих факторов, установлена специальной по отношению к статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нормой части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Диспозицией статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена возможность привлечения нарушителей к административной ответственности при возникновении угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, вследствие нарушения обязательных требований к продукции (в рассматриваемом случае - электроэнергии). В отзыве также указано, что Правительство Российской Федерации не наделило органы государственной жилищной инспекции (надзора) соответствующими полномочиями по осуществлению государственного надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов в установленной сфере деятельности. Из изложенного следует, что согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 17 июня 2004г. №294, полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, применительно к качеству продукции - коммунальных ресурсов, поставляемых потребителям по соответствующим договорам (за исключением коммунальных ресурсов, к которым применяются обязательные требования, установленные законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), закреплены за Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Считает, что предметом административного правонарушения, вменяемого управляющему директору Докшукину А.И., квалифицируемого по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является продукция -электрическая энергия, а не коммунальная услуга энергоснабжения.
В судебном заседании представитель управляющего директора АО «Каббалкэнерго» Докшукина А.И. –Тхамоков В.Х. жалобу поддержал в полном объеме и просил ее удовлетворить.
Представитель Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) государственного надзора по КБР ФИО17. просил постановление должностного лица оставить без изменения, а жалобу управляющего директора Докшукина А.И. - без удовлетворения.
Выслушав представителя управляющего директора Докшукина А.И.- Тхамокова В.Х., представителя ЮМТУ «Росстандарта» – ФИО16А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. Из содержания п. 1 статей 539 и 542 ГК РФ следует, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.
В соответствии с п. 2 ч. 2 указанной статьи обращения (заявления) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, должны содержать информацию о фактах: возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; причинения вреда жизни, здоровью граждан; нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Предоставление обществом электрической энергии потребителям, не соответствующей обязательным требованиям нарушает права потребителей, является угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан (повышение пожароопасности, снижение уровня электробезопасности).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и) обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В силу ст. 2 вышеуказанного Закона №35-ФЗ законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Согласно ст. 3 Закона №35-ФЗ субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии оперативно - диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической мощности.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (ч. 1 ст. 38 Закона №35-ФЗ).
В силу ст. 4 и 7 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия установленным требованиям.
Техническое регулирование в РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании.
Согласно ст. 1 Закона № 184-ФЗ указанный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее -продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Статья 2 Закона № 184-ФЗ устанавливает понятие технического регулирования - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации к утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона № 184-ФЗ требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные государственными стандартами, подлежат обязательному исполнению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность и части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенными ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ контрольно-надзорными мероприятиями в отношении МУП «Чегемэнерго» выявлено, что Докшукин А.И., являясь непосредственным руководителем АО «Каббалкэнерго», реализующего электрическую энергию по адресам: КБР, <адрес>, ул.<адрес> опора № КБР, <адрес>, ул. <адрес> опора жилого <адрес> являющегося гарантирующим поставщиком по договорам с потребителями, допустил нарушение требований ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная.» п.4.2.2 (положительное отклонение напряжения); п. 4.2.1 (отрицательное отклонение напряжения).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления административным органом протокола и вынесения оспариваемого постановления о привлечении управляющего директора Докшукина А.И. к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Докшукиным А.И. административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами испытаний электрической энергии на соответствие требованиям ГОСТ 32144-2013 в электрических сетях МУП "Чегемэнерго" от 6 октября 2017 года, заключение № от ДД.ММ.ГГГГ ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в <адрес>", представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения от 23 ноября 2017 года и другими материалами дела, достоверность и допустимость которых как доказательства, сомнений не вызывает.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ Докшукиным А.И. не представлены доказательства того, что им были приняты все необходимые меры по соблюдению установленных законодательством норм.
Действия Докшукина А.И. правильно квалифицированы по ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ. Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом и в пределах срока привлечения к административной ответственности.
Нарушений норм административного закона, влекущих за собой отмену или изменение постановления, не усматривается.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы управляющего директора АО «Каббалкэнерго» Докшукина А.И. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░18. № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░19 ░░ ░.2 ░░. 14.43 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░.░. ░░░░░░░░