Дело № 2-191/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 марта 2022 год город Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Шошолиной Е.В.,
при секретаре Романенко К.Д.,
с участием истца Алексеева С.А., представителя ответчика Сергеевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алексеева Сергея Анатольевича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Оренбургской области о включении в стаж периодов работы, перерасчете пенсии,
установил:
Алексеев С.А. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что 15 октября 2021 г. ему назначена страховая пенсия по старости.
При назначении пенсии, ответчиком не включен в стаж период его работы с 21.04.1998 г. по 17.07.2006 г. в Монгольской Народной Республике.
30 ноября 2021 г. он обратился в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Оренбургской области с заявлением о перерасчете пенсии с учетом периода его работы в Монгольской Народной Республике.
Решением пенсионного органа от 10 декабря 2021 года в удовлетворении заявления отказано.
С данным решением он не согласен, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Просит суд обязать Отделение ПФ РФ по Оренбургской области включить в стаж его работы для назначения пенсии, период работы с 21.04.1998 г. по 17.07.2006 г. в Монгольской Народной Республике; произвести перерасчет страховой пенсии с учетом указанного периода с 01.12.2021 г., взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате услуг представителя 5 000 руб.
В судебном заседании истец Алексеев С.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Сергеева О.М., действующая на основании доверенности от 26 января 2022 г., в судебном заседании возражала против исковых требований, просила в их удовлетворении отказать, по тем основаниям, что период работы истца документально не подтвержден. Кроме того, указала, что работодателем не производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
06.04.1981 между Союзом Советских Социалистических Республик, правопреемником которого в настоящее время является Российская Федерация, и Монгольской Народной Республикой, заключено Соглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения (далее - Соглашение).
Под социальным обеспечением по настоящему Соглашению понимаются все виды обеспечения, которые предоставляются гражданам государственными органами, кооперативными и иными общественными организациями Союза Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республики в случае болезни, по беременности и родам, по старости, инвалидности, а также в связи с потерей кормильца или в других случаях, предусмотренных законодательством Договаривающихся Сторон (п. 2 ст. 1 Соглашения).
Условиями ст. 14 Соглашения определено, что компетентные органы и учреждения одной Договаривающейся Стороны, принимающие участие в осуществлении социального обеспечения граждан, будут оказывать органам и учреждениям другой Договаривающейся Стороны бесплатно правовую помощь в том же объеме, как и при осуществлении социального обеспечения в собственном государстве. Указанные органы будут предоставлять друг другу необходимую информацию об обстоятельствах, имеющих решающее значение для назначения пенсий и пособий, а также принимать необходимые меры для установления этих обстоятельств.
Документы, которые на территории одной Договаривающейся Стороны были выданы по установленной форме или заверены соответствующим компетентным государственным органом, принимаются на территории другой Договаривающейся Стороны без легализации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", - возраст, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно части 1 которой установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Приказом Министра труда Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н. Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства-участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Монгольской Народной Республики) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности, в том числе периоды работы граждан на территории государств-участников Соглашения, относятся трудовые книжки, справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника Соглашения от 06.04.1981 года.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 15.10.2021 г. Алексеев С.А. является получателем пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При расчете пенсионного обеспечения ответчик не учел периоды работы Алексеева С.А. с 21.04.1998 г. по 04.07.1999 г. в качестве <данные изъяты>
- с 05.07.1999 г. по 10.12.2002 г. – в качестве <данные изъяты>
- с 11.12.2002 г. по 30.06.2003 г. в качестве <данные изъяты>
- с 01.07.2003 г. по 12.02.2004 г. – в качестве <данные изъяты>
- с 20.09.2005 г. по 16.06.2006 г. – в качестве <данные изъяты>
Из трудовой книжки заявителя следует, что 21.04.1998 г. Алексеев С.А. принят в <адрес> на должность <данные изъяты>
с 05.07.1999 г. переведен <данные изъяты>
с 11 декабря 2002 года переведен <данные изъяты>
с 01 июля 2003 года переведен <данные изъяты>
с 13 февраля 2004 года переведен <данные изъяты>
с 20 сентября 2005 года переведен <данные изъяты>
с 17 июля 2006 года уволен, в связи с окончанием трудового договора.
Истцом представлен трудовой договор об условиях найма иностранного специалиста для работы в Монголо-Российском Совместном объединении <данные изъяты> от 21.04.1998 г., по условиям которого, Алексеев С.А. принят на работу <данные изъяты>
Протоколом об изменении и дополнений условий договора, срок действия трудового договора с Алексеевым С.А. продлен с 21.04.2001 г. по 21.04.2002 г.
Протоколом об изменении и дополнений условий договора, срок действия трудового договора с Алексеевым С.А. продлен с 21.04.2002 г. по 21.04.2003 г.
Протоколом об изменении и дополнений условий договора, срок действия трудового договора с Алексеевым С.А. продлен с 21.04.2003 г. по 21.04.2004 г.
Из трудового договора об условиях найма иностранного специалиста для работы в Монголо-Российском Совместном объединении <данные изъяты> от 01.10.2003 г. следует, что Алексеев С.А. принят на должность <данные изъяты> сроком до 21.04.2004 г.
Протоколом об изменении и дополнений условий договора, срок действия трудового договора с Алексеевым С.А. продлен с 21.04.2004 г. по 21.10.2005 г.
Протоколом об изменении и дополнений условий договора, срок действия трудового договора с Алексеевым С.А. продлен с 21.10.2004 г. по 21.10.2005 г.Протоколом об изменении и дополнений условий договора, срок действия трудового договора с Алексеевым С.А. продлен с 21.10.2005 г. по 21.10.2006 г.
Справкой от 14.06.2006 г. <адрес> подтвержен факт работы Алексеева С.А. в спорные периоды на территории Монгольской Народной Республики.
Из справки от 07.06.2006 г. <адрес> следует, что Алексеев С.А. с 21.04.1998 г. по 16.06.2006 г. находился в загранкомандировке в Монголии <адрес> и работал в качестве <данные изъяты>.
Справкой от 14.06.2006 г. <адрес> подтвержден период работы истца с 21.04.1998 г. по 16.06.2006 г. на совместном объединении с указанием его заработной платы.
Справкой от 15.06.2006 г. <адрес> также подтвержден спорный период работы истца в качестве <данные изъяты> <адрес>
Справки заверены подписью генерального директора, первого заместителя генерального директора, начальника отдела кадров, главного инженера и печатью объединения.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля О.П. являющаяся супругой заявителя, показала, что вместе с супругом находилась в Монгольской народной республике в спорный период. В указанный период осуществляла трудовую деятельность, сведения о которой отражены в трудовой книжке.
Оснований не доверять сведениям, содержащимся в трудовой книжке и справках, которые заверены подписью уполномоченных лиц, а также печатью организаций, не имеется.
Учитывая, что факт работы Алексеева А.С. с 21.04.1998 г. по 04.07.1999 г. в качестве <данные изъяты> <адрес> с 05.07.1999 г. по 31.12.2001 г. в качестве <данные изъяты> <адрес> подтвержден трудовой книжкой, справками о периодах работы и справкой о заработной плате, суд считает возможным в данной части требования истца удовлетворить и возложить на ответчика обязанность включить указанные периоды в страховой стаж истца.
Спорные периоды, включенные судом в страховой стаж истца, имели место до 1 января 2002 года, поэтому обязательного подтверждения стажа работы и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование справкой компетентного органа Монгольской Народной Республики нормативно не предусмотрено.
Разрешая требования истца о включении в стаж периодов работы с 01.01.2002 г. по 10.12.2002 г., с 11.12.2002 г. по 30.06.2003 г., с 01.07.2003 г. по 12.02.2004 г., с 13.02.2004 г. по 19.09.2005 г., с 20.09.2005 г. по 16.06.2006 г., суд исходит из следующего.
Согласно статье 14 Закона N 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 и пунктом 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленное в части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" правило о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии начисления и уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение страховой пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и в конечном счете выплату застрахованным лицам страховых пенсий в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда.
С целью гарантирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", законодатель в части 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел возможность включения периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими за пределами Российской Федерации, в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Иные, т.е. нестраховые, периоды, которые подлежат зачету в страховой стаж при определении права на назначение страховой пенсии наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, перечислены в статье 12 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Такое правовое регулирование направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, формирование пенсионных прав граждан, приобретение ими права на получение страховой пенсии и не может расцениваться как нарушающее право заявителя на пенсионное обеспечение.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Закон N 27-ФЗ).
Статьей 3 Закона N 27-ФЗ установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 27-ФЗ, на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).
В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионному обеспечению.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Закона N 27-ФЗ).
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным Законом, в том числе по их учетным данным.
С учетом изложенного выше, по смыслу приведенных положений закона в их системном толковании, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не вправе самостоятельно без документального подтверждения вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в отношении периодов работы, подлежащих учету при назначении страховой пенсии по старости.
Материалами дела установлено, что в период с 01.01.2002 г. по 10.12.2002 г., с 11.12.2002 г. по 30.06.2003 г., с 01.07.2003 г. по 12.02.2004 г., с 13.02.2004 г. по 19.09.2005 г., с 20.09.2005 г. по 16.06.2006 г. с заработной платы истца не производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для включения в страховой стаж Алексеева А.С. периодов работы с 01.01.2002 г. по 10.12.2002 г., с 11.12.2002 г. по 30.06.2003 г., с 01.07.2003 г. по 12.02.2004 г., с 13.02.2004 г. по 19.09.2005 г., с 20.09.2005 г. по 16.06.2006 г.
Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В силу ст. 23 ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии в сторону увеличения.
Поскольку право на перерасчет возникает с момента возникновения права на пенсию, требования истца о перерасчете трудовой пенсии являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом включенных в стаж истца периодов, он имеет право на перерасчет пенсии с 01.12.2021 г.
В силу п. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны несение расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика расходов по оплате юридических услуг 5000 руб., которые подтверждаются квитанцией № от 08.12.2021 г.
Учитывая объем и характер действий представителя истца Рудяковой Н.И., объем оказанной помощи (составление искового заявления, участие в одном судебном заседании), категорию спора, сложность дела, результаты разрешенного спора, конкретные обстоятельства дела, принцип разумности, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг представителя в размере 3 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Алексеева Сергея Анатольевича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Оренбургской области о включении в стаж периодов работы, перерасчете пенсии – удовлетворить частично.
Возложить на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Оренбургской области обязанность включить в стаж Алексеева Сергея Анатольевича периоды работы:
- с 21.04.1998 г. по 04.07.1999 г. в качестве <данные изъяты> <адрес>
- с 05.07.1999 г. по 31.12.2001 г. в качестве <данные изъяты> <адрес>
произвести перерасчет страховой пенсии с учетом включения указанных периодов с 01.12.2021 г.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Оренбургской области в пользу Алексеева Сергея Анатольевича расходы по оплате услуг представителя 3 000 руб.
В остальной части иска Алексееву Сергею Анатольевичу к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Оренбургской области о включении в стаж периодов работы, перерасчете пенсии – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Гайский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Е.В. Шошолина
Мотивированный текст решения изготовлен 11 марта 2022 года.
Судья: Е.В. Шошолина