Дело № 2-1483/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Елизово Камчатского края | 17 июля 2024 года |
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Масловой Н.И. при секретаре судебного заседания Степаненко А.В., с участием представителя истца помощника Камчатского транспортного прокурора Бервиненко М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1483/2024 по исковому заявлению Камчатского транспортного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Коль» о возложении обязанности,
установил:
Камчатский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Коль» (далее по тексту Общество), в котором просил:
- обязать ответчика назначить лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств – морских судов «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» из числа командного состава судов, в соответствии с пп. 2 п. 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, которые прошли подготовку и аттестацию уполномоченными органами аттестации в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска Камчатский транспортный прокурор ссылался на то, что в нарушение законодательства в сфере транспортной безопасности Общество при осуществлении хозяйственной деятельности эксплуатирует морские суда, принадлежащие ему на праве собственности, не исполнив обязанность по назначению лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности морских судов (л.д. 3-7).
В судебном заседании представитель Камчатского транспортного прокурора Бервиненко М.О. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Общество, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не уведомило, об отложении судебного заседания не просило и возражений относительно заявленных требований суду не представило (л.д. 46, 47).
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителя ответчика.
Изучив исковое заявление, выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статья 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» определяет следующие понятия, используемые в целях указанного Федерального закона:
-аттестация сил обеспечения транспортной безопасности - установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы (пункт 1.3 статьи 1);
-аттестующие организации - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, для обработки персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или осуществляющих такую работу, в целях проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений, предусмотренных пунктами 1 - 7 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также для принятия органами аттестации решения об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (пункт 1.44 статьи 1);
-обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (пункт 4 статьи 1);
-субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1);
-транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (пункт 10 статьи 1);
-транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя суда, используемые в целях торгового мореплавания, за исключением судов, используемых для санитарного, карантинного и другого контроля, прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со статьей 12.3 настоящего Федерального закона (подпункт г пункта 11 статьи 1).
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ).
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации о 08 октября 2020 года № 1637 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта, пунктом 2 которых установлено, что их действие распространяется на суда, используемые в целях торгового мореплавания.
Статей 2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации установлено, что под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа, в том числе на морской линии (включая операции по погрузке, выгрузке грузов и багажа, посадке, высадке пассажиров), и (или) буксировки, а также хранения грузов; рыболовства.
В соответствии с пунктом 7 частью 2 статьи 2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ предусмотрено, что подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 12.1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ).
В соответствии с подпунктами 2 и 12 пункта 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации о 08 октября 2020 года № 1637, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств обязаны: назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности судна из числа командного состава судна. При нахождении транспортного средства в пунктах отстоя без экипажа необходимо назначить лицо (лиц), ответственное (ответственных) за обеспечение транспортной безопасности одного или нескольких транспортных средств; обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства из числа персонала субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) в соответствии с частями 1 и 2 статьи 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности».
Частью 2.1 статьи 12.1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ предусмотрено, что определение привлекаемой аттестующей организации осуществляется субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности или организацией, претендующей на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности, из числа аккредитованных организаций, включенных в реестр аттестующих организаций, установление порядка формирования и ведения которого предусмотрено частью 10 настоящей статьи.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
Во исполнение требований статьей 12.1 Федерального закона Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 01 июня 2023 года № 905 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности».
В пункте 3 Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01 июня 2023 года № 905 установлено, что аттестация проводится с периодичностью один раз в 5 лет органами аттестации и заключается в установлении соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц, личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) аттестуемых лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.
В судебном заседании установлено, что Общество, ИНН № ОГРН №, является действующим юридическим лицом с местонахождением - <адрес> и осуществляет, в том числе, деятельность по рыболовству (л.д. 36-40).
Общество при осуществлении хозяйственной деятельности эксплуатирует принадлежащие ему на праве собственности морские суда «<данные изъяты> регистрационный №, «<данные изъяты>» регистрационный №, «<данные изъяты> регистрационный №, «<данные изъяты>» регистрационный № (л.д. 12, 13-18).
Однако вопреки требованию законодательства о транспортной безопасности Общество, хоть и предприняло действия, направленные на исполнение требований закона, однако до настоящего времени не назначило лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности указанных морских судов «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» из числа командного состава судов, в соответствии с пп.2 п.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта, которые прошли подготовку и аттестацию уполномоченными органами аттестации, что не оспаривалось ответчиком (л.д. 22, 23-31) и подтверждается представлением от ДД.ММ.ГГГГ № и постановлением № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д 19-21, 32-35).
Доказательств исполнения требований Федерального закона «О транспортной безопасности» на день рассмотрения дела в суде Общество вопреки требованиям статей 56, 57 ГПК РФ суду не представило.
При таких обстоятельствах дела, исходя из приведенных в настоящем решении положений законодательства Российской Федерации, исковые требования Камчатского транспортного прокурора подлежат удовлетворению, поскольку бездействие Общества нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение транспортной безопасности.
Удовлетворяя исковые требования, суд считает необходимым в соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ установить ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Оснований не согласиться со сроком указанным прокурором суд не находит, поскольку он соответствует требованиям закона.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковое заявление удовлетворить.
Обязать ООО «Коль» (ИНН №, ОГРН №), зарегистрированное по адресу: <адрес> назначить лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств – морских судов «<данные изъяты> «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», <данные изъяты> из числа командного состава судов, в соответствии с пп.2 п.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, которые прошли подготовку и аттестацию уполномоченными органами аттестации в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 24 июля 2024 года.
Председательствующий | Н.И. Маслова |