Решение по делу № 2-690/2023 от 01.02.2023

УИД:

Дело № 2-690/2023                                копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2023 года

Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи      Синягина Р.А.,

при секретаре судебного заседания     Тишиной Е.Н.,

с участием истца     Полянского А.В.,

представителя истца     Яковенко И.Г.,

представителя ответчика     Усачевой С.А.,

представителей третьего лица Чернышовой Л.В., Боровых Е.П.,

представителя третьего лица     Нефеденко Л.И.,

представителя третьего лица                     Тархановой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимир гражданское дело по иску Полянского А.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии,

установил:

Полянский А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Владимире Владимирской области (далее – УПФР) о включении периодов работы в страховой и специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии.

В обоснование иска указал, что обращался в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи со стажем творческой работы более 25 лет. Решением УПФР от ... №... в назначении пенсии досрочно отказано в связи с отсутствием требуемого стажа, при этом ответчик указал, что на дату обращения стаж творческой работы отсутствует.

Истец не согласился с данным решением, обратился в суд, в ходе судебного разбирательства уточнив исковые требования просил суд:

Признать незаконным решение ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в г. Владимире Владимирской области (межрайонное) от ... №... об отказе Полянскому А.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

Обязать ответчика включить в специальный стаж Полянского А.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды:

- с 05.05.1985 года по 16.04.1987 года прохождения военной службы по призыву в составе ......;

- с 05.10.1988 года по 21.11.1988 года и с 02.12.1988 года по 01.08.1990 года работы в должности артиста оркестра ......;

- с 20.08.1990 года по 01.09.1992 года работы преподавателем в ......;

- с 22.09.1992 года по 10.04.1997 года работы в должности артиста-инструменталиста ......;

- с 03.08.1998 года по 28.05.1999 года и с 01.08.2000 года по 27.01.2021 года работы в должности артиста оркестра .......

Обязать ответчика включить в страховой стаж Полянского А.В. периоды:

- с 20.08.1990 года по 01.09.1992 года работы преподавателем в ......;

- с 22.09.1992 года по 10.04.1997 года работы в должности артиста-инструменталиста .......

Обязать ответчика назначить Полянскому А.В. досрочную страховую пенсию по старости с ... (том 1 л.д. 150-151, 192-193),

Определением суда от 07.02.2022 года произведена замена ответчика на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области (далее – ОПФР) в связи с реорганизацией (том 1 л.д. 172-174).

Решением Фрунзенского районного суда г. Владимира ...... от ... постановлено:

Исковые требования Полянского А.В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, Полянского А.В. периоды:

- с 27.06.1985 по 16.04.1987 прохождения военной службы по призыву в составе ......;

- с 05.10.1988 по 21.11.1988 и с 02.12.1988 по 01.08.1990 работы в должности артиста оркестра ......;

- с 22.09.1992 по 10.04.1997 работы в должности артиста-инструменталиста ......;

- с 03.08.1998 по 28.05.1999 и с 01.08.2000 по 27.01.2021 работы в должности артиста оркестра ...... за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы 11 дней в 2002 году, 3 дня в 2003 году, 4 дня в 2004 году.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области включить в страховой стаж Полянского А.В. периоды:

- с 20.08.1990 по 01.09.1992 работы преподавателем в ......;

- с 22.09.1992 по 10.04.1997 работы в должности артиста-инструменталиста .......

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области назначить Полянскому А.В. страховую пенсию по старости с ....

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимир Владимирской области от ... №... в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии.

В остальной части исковые требования Полянского А.В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области оставить без удовлетворения.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области в пользу Полянского А.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей (том 1 л.д. 201-206).

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда №... от ... постановлено:

Решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от ... отменить в части обязанности Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы Полянского А.В. в должности артиста оркестра ...... с 21.02.1989 по 10.05.1989, и в указанной части в удовлетворении данного требования Полянскому А.В. отказать.

В остальной части решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области – без удовлетворения (том 4 л.д. 38-47).

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции №... от ... постановлено:

Решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от ... и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от ..., отменить в части, в которой возложена обязанность на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, Полянского А.В. периоды: с 22.09.1992 по 10.04.1997 работы в должности артиста-инструменталиста ......; с 03.08.1998 по 28.05.1999 и с 01.08.2000 по 27.01.2021 работы в должности артиста оркестра ......; возложена обязанность на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области назначить Полянскому А.В. страховую пенсию по старости с ...; признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области от ... №... в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии.

В указанной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Фрунзенский районный суд г. Владимира.

Решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от ... (в редакции апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от ...) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от ... в части возложения обязанности на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы Полянского А.В. с 05.10.1988 по 21.11.1988 и с 02.12.1988 до 01.08.1990 работы в должности артиста оркестра ...... оставить без изменения, кассационную жалобу в этой части - без удовлетворения (том 4 л.д. 89-101).

Отменяя решение суда первой инстанции и апелляционное определение суд кассационной инстанции указал, что по периоду работы истца с 22.09.1992 года по 10.04.1997 года судами не была проверена занятость истца в течение полного рабочего дня, а по периодам работы с 03.08.1998 года по 28.05.1999 года и с 01.08.2000 года по 27.01.2021 года суды не мотивировали свои выводы, что организация, в которой работал истец, является профессиональным художественным коллективом, вследствие чего выводы судов первой и апелляционной инстанции являются преждевременными.

... материалы дела поступили для рассмотрения дела судом первой инстанции.

    С учетом определений апелляционной и кассационной инстанции, суд первой инстанции принял к рассмотрению исковые требования Полянского А.В.:

- о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области от ... №... в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости

    - о возложении обязанности на ответчика включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды:

- с 22.09.1992 года по 10.04.1997 года работы в должности артиста-инструменталиста ......;

- с 03.08.1998 года по 28.05.1999 года и с 01.08.2000 года по 27.01.2021 года работы в должности артиста оркестра ......»;

- о возложении обязанности на ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с ....

Определением суда от 09.03.2023 года произведена замена ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования фонда Российской Федерации по Владимирской области (далее – ОСФР) в порядке правопреемства в связи с реорганизацией юридического лица (том 4 л.д. 146).

Определением суда от 21.04.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство культуры Владимирской области (том 4 л.д. 226).

Определением суда от 07.06.2023 года к производству приняты уточненные исковые требования Полянского А.В., по которым он просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж период работы в должности артиста оркестра ...... с ... до принятия решения по рассматриваемому делу, остальные исковые требования оставлены без изменения (том 5 л.д. 1-2, 32).

Определением суда от 05.07.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено МБУК «Городской духовой оркестр» (том 5 л.д. 83).

Определением суда от 30.08.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство культуры Российской Федерации (том 5 л.д. 146).

В судебном заседании истец Полянский А.В., его представитель Яковенко И.Г. исковые требования поддержали с учетом уточнений иска.

Представители третьего лица Государственного автономного учреждения культуры Владимирской области «Центр классической музыки» (ранее - ГКОУ Владимирской области «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси») Чернышова Л.В., Боровых Е.П. в судебном заседании исковые требования Полянского А.В. полагали обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Владимирской областной профсоюзной организации работников культуры Нефеденко Л.И. в судебном заседании исковые требования Полянского А.В. полагала обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Министерства культуры Владимирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался надлежащим образом, в том числе в порядке ч. 2.1. ст. 113 ГПК РФ, ранее представил письменную позицию по иску, в которой указал, что ГАУК ВО «Центр классической музыки» является правопреемником «Центра хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси», является концертной организацией, имеет код основной экономической деятельности 90.01-Деятельность в области исполнительных искусств. Постановлением Губернатора области от 12.12.2008 № 872 с 01.01.2009 коллективу Владимирского губернаторского симфонического оркестра присвоен статус особо ценного объекта культурного достояния Владимирской области. Наличие Устава и штатной численности подтверждают факт деятельности коллектива на постоянной основе и систематизированным образом, т.е. в соответствии со штатным расписанием. Персонал имеет специальное образование, зачисляется на работу, содержится по штату. Вся творческая и исполнительская деятельность осуществляется на основе перспективного (годового) и текущего (месячного) планирования. В соответствии с Положением о Владимирском Губернаторском симфоническом оркестре, утвержденным директором центра хоровой музыки А. Э. Маркиным 16.12.2009г.    - симфонический оркестр является профессиональным художественным коллективом. На основании изложенного, полагал, что период работы Полянского А.В. в ГКОУ «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси» должен быть учтен в стаж работы на назначение страховой пенсии (том 4 л.д. 241).

Представитель третьего лица МБУК «Городской духовой оркестр» Тарханова А.Н. в судебном заседании оставила разрешение спора на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Министерства культуры Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался надлежащим образом, в том числе в порядке ч. 2.1. ст. 113 ГПК РФ, ранее представил письменную позицию по иску (том 4 л.д. 243, том 5 л.д. 43-44, том 6 л.д. 44-46).

Представитель ответчика Усачева С.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа. Также указала, что в некоторые периоды истец работал по совместительству в других учреждениях, следовательно, истец не мог иметь занятость в течение полного рабочего дня, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав доводы участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, в редакции, действующей с 01 января 2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

В соответствии с ч. 3 названной статьи, страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Статьей 11 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (часть 1). Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2).

В силу ч. 8 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ, При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частью 2 названной статьи установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с ч. 4 ст.14 Федерального закона № 400-ФЗ, правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На день обращения истца за назначением пенсии и рассмотрения дела действуют «Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (далее – Правила № 1015).

Основания и порядок реализации права граждан на досрочные страховые пенсии по старости установлены главой 6 Федерального закона № 400-ФЗ.

Пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 1.1 названной статьи определено, что назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

На момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости и рассмотрения дела действуют «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (далее – Правила № 516).

Согласно частям 3 и 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Действующие на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии и на момент рассмотрения дела Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 (далее – Постановление № 665).

Подпунктом «о» пункта 1 Постановления № 665 определено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), - Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления. При этом начиная с 1 января 2019 г. в отношении лиц, осуществлявших творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), которым в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается по достижении определенного возраста, указанный Список применяется с учетом положений части 1(1) статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее – Список № 447, Постановление № 447).

Как следует из п. 1 Постановления № 447, утвержденный список содержит профессии и должности работников театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет.

В частности, пунктом 3 Списка № 447 предусмотрено, что при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пунктах 1 и 2 настоящего Списка) право на пенсию за выслугу лет имеют: артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах.

Кроме того, п. 2 Постановления № 447 установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям работников театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов, засчитываются все виды творческой деятельности, предусмотренной прилагаемым Списком.

Пунктами 4 и 5 Правил № 516 определено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Вышеуказанные Правила № 516 вступили в силу с 25 июля 2002 года.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Таким образом, с учетом положений ч. 8 ст. 13, чч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, к пенсионным правоотношениям может быть применено законодательство, действовавшее в период осуществления лицом трудовой и иной деятельности и, соответственно, приобретения на этом основании пенсионных прав, а нормативные акты, ухудшающие положение лица по сравнению с ранее действовавшим законодательством обратной силы не имеют.

В ходе рассмотрения дела судом направлен запрос в профильное Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросу применения нормативных актов при разрешении споров по п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ по действию их во времени.

В соответствии с письмом Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.06.2023 года № 21-1/В-484, в отношении творческой деятельности за периоды:

- до 01 января 1992 года (в период действия пенсионного законодательства СССР) применяется Постановление Совмина СССР от 28.12.1967 N 1169 «Об объединении решений Правительства СССР о пенсиях за выслугу лет некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов» (далее – Постановление № 1169);

- с 01 января 1992 года по 25 июля 2002 года – Постановление № 447, Список № 447;

- с 25 июля 2002 года по настоящее время – Список № 447 (с применением положений п. 2 Постановления № 447) и Правила № 516.

Поскольку Постановление № 1169, Постановление № 447 и Список № 447 не содержат нормы о занятости творческого работника в течение полного рабочего дня, такое требование в рамках ретроспективного применения пенсионного законодательства в отношении периодов соответствующей работы, имевшей место до 25 июля 2002 года, не применяется (том 5 л.д. 37-39).

Суд соглашается с позицией профильного министерства, учитывая в том числе, что Разъяснения «О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517», утвержденные Приказом Минтруда РСФСР N 3, Минсоцзащиты РСФСР N 235 от 08.01.1992 года, и действовавшие до 21.11.1996 года, а также Разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 и действующие с 21.11.1996 года, на творческих работников не распространяются.

Указанные разъяснения даны к порядку учета специального стажа работникам, осуществлявшим трудовую деятельность: на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (Список № 1); на работах с тяжелыми условиями труда (Список № 2); в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью; в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по списку профессий и должностей), а также водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы; в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования; на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников; на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.

Таким образом, за периоды работы до 25 июля 2002 года не требуется подтверждение занятости творческого работника в течение полного рабочего дня.

Как было указано выше, Списком № 447 установлены наименования работников театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов.

К театрально-зрелищным предприятиям отнесены, в том числе: концертные организации, имеющие в своем составе филармонические коллективы (симфонические оркестры, камерные оркестры, ансамбли песни и танца, танцевальные и хоровые коллективы, оркестры народных инструментов, духовые оркестры), филармонии и концертно-эстрадные бюро, не имеющие в своем составе филармонических коллективов и т.п. (Приложение N 25 к Постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 5 января 1990 г. N 5/1-2).

Применительно к артистам, играющим на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) установлен вид занятости в профессиональных художественных коллективах.

Действующее законодательство Российской Федерации определения понятия «профессиональный художественный коллектив», а равно перечня критериев, которым должен соответствовать такой коллектив, не содержит (том 5 л.д. 43-44).

По смыслу указанной формулировки, профессиональный художественный коллектив, в отличие от самодеятельного художественного коллектива, обладает следующим признаками:

- участники коллектива осуществляют свою деятельность на основе трудовых правоотношений и получают заработную плату и финансирование на деятельность из бюджета театрально-зрелищной организации, в структуру которого входит данный коллектив;

- участники коллектива имеют профильное профессиональное образование;

- коллектив в своей деятельности занимается публичным исполнением художественных музыкальных произведений в процессе концертов, выступлений, гастролей и т.п.

В отличие от профессионального художественного коллектива, самодеятельный художественный коллектив представляет собой творческий коллектив (группу физических лиц), состав которого может не иметь профильного образования по творческим специальностям или направлениям подготовки, объединившийся с целью обеспечения качественного досуга и творческой самореализации в сфере искусства, без предъявления требований о регистрации такого коллектива в качестве юридического лица.

Судом установлено, что Полянский А.В., ... рождения, обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением УПФР от ... №... в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано в связи с отсутствием требуемого стажа. На дату обращения стаж творческой работы отсутствует (том 1 л.д. 18-21).

Рассматривая исковые требования Полянского А.В. о включении в специальный стаж периода работы с 22.09.1992 года по 10.04.1997 года работы в должности артиста-инструменталиста ......, суд приходит к следующим выводам.

Вышеуказанный период работы включен в страховой стаж истца вступившим в законную силу решением суда от ..., и дополнительному подтверждению в качестве факта осуществления истцом трудовой деятельности не подлежит.

Отказывая во включении спорного периода в специальный стаж истца ответчиком в решении от ... №... указано, что льготное пенсионное обеспечение для инструменталистов Списком № 447 не предусмотрено, кроме того, отсутствуют документов, подтверждающие работу в профессиональном художественном коллективе.

Спорный период трудовой деятельности истца протекал на территории .......

13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее – Соглашение от 13.03.1992 года).

В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Статьей 11 Соглашения установлено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Пунктом 1 Письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР» разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года.

Пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р (далее – Рекомендации), разъяснено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13.03.1992).

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Таким образом, из содержания вышеуказанных положений буквально следует, что периоды работы после 01 января 2002 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов названного государства о факте уплаты страховых взносов за определенный период.

Следовательно, периоды работы с 13.03.1992 года по 31.12.2001 года могут подтверждаться любыми документами, выданными в надлежащем порядке без дополнительного подтверждения компетентными органами страны-участницы Соглашения.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке.

Статьей 12 «Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза», заключенным в г. Санкт-Петербурге 20.12.2019 года и вступившим в силу для Российской Федерации с 01.01.2021 года, определено, что назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;

за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

Таким образом, Соглашение от 13.03.1992 года на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости являлось действующим и подлежало применению (утратило силу с 01.01.2023 года).

В трудовой книжке истца указано, что Полянский А.В. 22.09.1992 года принят инструменталистом (тромбон) в ...... (том 1 л.д. 15).

В справке ...... от 15.07.2021 №... указано, что истец с 22.09.1992 года по 10.04.1997 года работал в должности артиста-инструменталиста ...... (до 1997 ......), что также подтверждено иными справками работодателя (том 1 л.д. 167, том 3 л.д. 230-231, том 4 л.д. 48-49).

Из афиши ...... от 12.10.1992 года следует, что Полянский А.В. выступал в составе квинтета на музыкальном инструменте «тромбон» (том 3 л.д. 223).

Филармонией является концертная организация, имеющая в своем распоряжении один или несколько филармонических концертных залов и (или) творческих коллективов различных составов.

Профессии «артист, играющий на духовых инструментах» ни действующие в настоящее время, ни действовавшие ранее квалификационные справочники не содержат, следовательно, данная формулировка, указанная в Списке № 477 не является отдельным наименованием профессии, а означает конкретный вид занятости.

Согласно ранее действовавшей «Единой номенклатуре должностей служащих», утвержденной Постановление Госкомтруда СССР от 09.09.1967 N 443 к числу специалистов отнесены артисты.

При этом, пунктом 2 Порядка применения данной номенклатуры определено, что во всех случаях должности служащего присваивается ее базовое наименование согласно Единой номенклатуре. Для тех должностей, которые в данных конкретных условиях не полностью характеризуются базовым наименованием, возникает необходимость дополнительного указания специальности работника (врач-терапевт, оператор звукозаписи и т.д.).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что наименование «артист-инструменталист», указанное в приказе о приеме Полянского А.В. на работу означает, что он является артистом, играющим на музыкальном инструменте.

При этом, учитывая запись в трудовой книжке, указывающую на конкретный музыкальный инструмент – тромбон, который в свою очередь является духовым инструментом, суд полагает доказанным тот факт, что Полянский А.В. в спорный период осуществлял свою деятельность в качестве артиста, играющего на духовых инструментах.

Исходя из указанных выше признаков профессионального художественного коллектива, а также то, что филармонией является театрально-зрелищная организация, осуществляющая в ходе своей деятельности публичное исполнение художественных музыкальных произведений в процессе концертов, выступлений, гастролей, суд приходит к выводу, что Полянский А.В. в спорный период не состоял в самодеятельном художественном коллективе (который не предполагает оформление трудовых отношений), а осуществлял официальную трудовую деятельность непосредственно в профессиональном художественном коллективе и на постоянной основе.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Полянского А.В. о включении в специальный стаж периода работы с 22.09.1992 года по 10.04.1997 года работы в должности артиста-инструменталиста ...... подлежат удовлетворению.

Рассматривая исковые требования Полянского А.В. о включении в специальный стаж периодов работы с 03.08.1998 года по 28.05.1999 года и с 01.08.2000 года по день принятия решения в должности артиста оркестра ......, суд приходит к следующим выводам.

Оркестром является многочисленный коллектив музыкантов-инструменталистов с определенной сбалансированной структурой и формой музицирования.

Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких оркестровых групп инструментов-смычковых струнных, деревянных духовых, медных духовых и ударных.

Согласно записям в трудовой книжке истца (том 1 л.д. 15), Полянский А.В.:

- 03.08.1998 года принят на должность артиста оркестра в ......;

- 28.05.1999 года уволен по собственному желанию;

- 01.08.2000 года принят на должность артиста оркестра (тромбон) в ......;

- 12.05.2010 года Государственное областное концертно-образовательное учреждение культуры Владимирской области «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси» переименовано в государственное учреждение культуры Владимирской области «Центр классической музыки»;

- 20.12.2011 года государственное учреждение культуры Владимирской области «Центр классической музыки» переименовано в Государственное бюджетное учреждение культуры Владимирской области «Центр классической музыки»;

- 07.06.2018 года Государственное бюджетное учреждение культуры Владимирской области «Центр классической музыки» переименовано в Государственное автономное учреждение культуры Владимирской области «Центр классической музыки».

Сведения о переименовании организации также содержатся в справке ГАУК ВО «Центр классической музыки» №... от ... (том 1 л.д. 61).

Таким образом, организация, в которой истец осуществлял трудовую деятельность, переименовывалась и изменяла тип, что не является реорганизацией юридического лица (ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Постановлением главы администрации Владимирской обл. от 11.02.1992 N 53 создан областной Центр хоровой музыки Владимиро - Суздальской Руси на базе Владимирского театра хоровой музыки и музыкальной школы N 4 г. Владимира (хоровой капеллы мальчиков) с предоставлением школе статуса специальной музыкальной школы - интерната для одаренных детей.

На основании Постановления главы администрации Владимирской обл. от 16.11.1998 N 797 в структуре Центра хоровой музыки Владимиро - Суздальской Руси создан профессиональный симфонический оркестр – «Владимирский губернаторский симфонический оркестр», и утверждено Положение о «Владимирском губернаторском симфоническом оркестре».

Согласно вышеуказанному Положению, Владимирский губернаторский симфонический оркестр (далее оркестр), является коллективом Центра хоровой музыки комитета по культуре администрации области. Работа сотрудников в оркестре осуществляется по контракту, заключаемому для выполнения государственного заказа. В своей деятельности оркестр руководствуется нормативами государственного заказа, в рамках которого коллектив обеспечивает подготовку и исполнение 7-8 концертных программ в сезоне. При этом предусматриваются выступления в городах Владимирской области при участии горрайадминистраций области.

Из справки ГАУК ВО «Центр классической музыки» №... от ... следует, что Полянский А.В. в период с 03.08.1998 года по 28.05.1999 года работал в должности артист оркестра (музыкальный инструмент тромбон) по основному месту работы, а с 01.08.2000 года по настоящее время работает в должности артиста оркестра (музыкальный инструмент тромбон) Владимирского Губернаторского симфонического оркестра ГАУК ВО «Центр классической музыки» по основному месту работы (том 1 л.д. 61).

Исходя из указанных выше признаков профессионального художественного коллектива (оркестра), осуществляющего в ходе своей деятельности публичное исполнение художественных музыкальных произведений в процессе концертов, выступлений, гастролей, а также то, что Центр хоровой музыки Владимиро - Суздальской Руси, а впоследствии «Центр классической музыки» является театрально-зрелищным учреждением культуры, суд приходит к выводу, что Полянский А.В. в спорный период не состоял в самодеятельном художественном коллективе (который не предполагает оформление трудовых отношений), а осуществлял официальную трудовую деятельность непосредственно в профессиональном художественном коллективе (оркестре) и на постоянной основе.

Данные выводы суда в том числе подтверждаются:

- справкой территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области от 22.12.2011 № 12-02-23/411463, в соответствии с которой учреждению присвоен код 92.31.21 – деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений (том 1 л.д. 43-44);

- картой специальной оценки условий труда №... по должности артист оркестра (духовая группа) от ... (том 1 л.д. 45-47), по результатам которой установлено, что работники, занятые на данной должности, имеют право на досрочное назначение пенсии;

- уточняющей справкой ГАУК ВО «Центр классической музыки» от ... №... и от ... №... (том 1 л.д. 62, том 2 л.д. 58, 63);

- письмом Департамента культуры Владимирской области от ... №... (том 1 л.д. 102-103);

- Уставом ГАУК ВО «Центр классической музыки», в соответствии с п.2.2. которого предметом деятельности центра является создание, публичное исполнение, съемка и запись на все виды материальных носителей концертов и концертных программ симфонической, хоровой и оперной музыки во Владимирской области и за ее пределами, осуществление постановок в жанре музыкального театра, организация, участие в проведении гастролей, конкурсов, фестивалей и других культурно-массовых мероприятий (том 1 л.д. 104-119);

- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ГАУК ВО «Центр классической музыки» (дата постановки на учет 28.02.1992 года), в которой основным видом экономической детальности указана деятельность в области исполнительских искусств (том 1 л.д. 129-142);

- трудовым договором с дополнительными соглашениями к нему (том 2 л.д. 64-79);

- карточками-справками (том 2 л.д. 80-125);

- копией должностной инструкции артиста Владимирского Губернаторского симфонического оркестра (том 2 л.д. 126-127);

- правилами внутреннего трудового распорядка Центра хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси от ... и от ... (том 2 л.д. 128-131, том 5 л.д. 175-180);

    - копиями коллективных договоров с правилами внутреннего трудового распорядка «Центра классической музыки» (том 3 л.д. 1-96, 171-188, том 5 л.д. 125-143, 181-233, том 6 л.д. 1-34);

- копией штатного расписания на ... (том 4 л.д. 177-190);

- копией аттестационного листа от ... (том 4 л.д. 191);

- копиями благодарственных писем, свидетельств, афиш, брошюрами, репертуарными планами (том 3 л.д. 222, том 4 л.д. 198-223, том 6 л.д. 90-114).

Как было указано выше, за периоды работы до 25 июля 2002 года, то вступления в силу Правил № 516, требования указанных Правил о необходимости подтверждения занятости творческого работника в течение полного рабочего дня не применяются (том 5 л.д. 37-39).

Положениями ст.ст. 94, 351 Трудового кодекса РФ (в редакции, действующей по состоянию на 25 июля 2002 года) было установлено, что для творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями категорий этих работников, утверждаемых Правительством Российской Федерации, продолжительность ежедневной работы (смены) может устанавливаться в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, коллективным договором либо трудовым договором.

На творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Впоследствии, Федеральными законами от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 28.02.2008 N 13-ФЗ статья 94 Трудового кодекса РФ дополнена четвертой частью, из содержания которой следует, что продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

Статья 351 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 28.02.2008 N 13-ФЗ устанавливала, что особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных статьями 94, 96, 113, 153, 157 и 268 настоящего Кодекса, также трудовыми договорами.

«Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252 включал в себя наименование должностей «Артист оркестра» и «Артист симфонического (камерного) оркестра».

Федеральным законом от 04.11.2022 N 434-ФЗ статья 351 Трудового кодекса РФ изложена в новой редакции, согласно которой Особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или выступающих (далее - творческие работники), в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей и статьями 94, 96, 113, 153 и 268 настоящего Кодекса, также трудовыми договорами.

Если творческие работники в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время не является временем простоя и оплачивается в соответствии с частями третьей и четвертой настоящей статьи.

Время, в течение которого творческие работники по инициативе работодателя либо по причинам, не зависящим от воли сторон, не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, оплачивается в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, но не менее тарифной ставки, оклада (должностного оклада) творческого работника с доплатами и надбавками компенсационного характера, доплатами и надбавками стимулирующего характера, не связанными с участием в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или выступлением, рассчитанными пропорционально указанному времени, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, рассчитанного пропорционально указанному времени.

Время, в течение которого творческие работники по своей инициативе не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, оплачивается в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

Правилами внутреннего трудового распорядка Центра хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси от ... рабочее время симфонического оркестра определено следующим образом: репетиции оркестра с ...... часов до ...... часов, остальное рабочее время полностью отведено для самостоятельного изучения оркестровых партий (том 2 л.д. 128-131).

Правилами внутреннего трудового распорядка Центра хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси от ... рабочее время симфонического оркестра определено в том же порядке (том 5 л.д. 175-180).

Правилами внутреннего трудового распорядка ГБУК «Центр классической музыки» от ... рабочее время Владимирского Губернаторского симфонического оркестра определяется количеством репетиций и концертов ежемесячно (согласно графику концертов). Репетиции артистов Владимирского Губернаторского симфонического оркестра проводятся ежедневно с ...... до ...... часов с двумя перерывами по 15 минут. Остальное рабочее время полностью отведено для самостоятельного изучения партий (том 5 л.д. 181-199).

Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка ГБУК «Центр классической музыки» (приложение к коллективному договору на 2015-2017 годы), рабочее время Владимирского Губернаторского симфонического оркестра определяется количеством репетиций и концертов ежемесячно (согласно графику концертов). Репетиции артистов Владимирского Губернаторского симфонического оркестра проводятся ежедневно с ...... до ...... часов с двумя перерывами по 15 минут. Остальное рабочее время полностью отведено для самостоятельного изучения партий. В рабочее время артистов оркестра засчитывается время, затраченное на участие в репетициях, включала подготовительные работы с момента явки на работу до момента окончания работы, по фактической ее длительности, время, затраченное на участие в проведении концерта, время продолжительности концерта, время, затраченное на дорогу к месту проведения концерта и обратно, время, отведенное для самоподготовки (том 5 л.д. 200-233).

Аналогичные положения содержатся в Правилах внутреннего трудового распорядка ГБУК «Центр классической музыки» (приложение к коллективному договору на 2018-2020 годы), в Правилах внутреннего трудового распорядка ГАУК «Центр классической музыки» (приложение к коллективному договору 2020-2023 годы) (том 6 л.д. 1-34, том 3 л.д. 1-96, 171-188).

Из объяснений представителей третьего лица ГАУК Владимирской области «Центр классической музыки» следует, что в течение всего периода работы истца, рабочее время артистов оркестра, отведенное для самостоятельного изучения партий (самоподготовки) работодателем засчитывалось в табеле учета рабочего времени, как отработанное время. При этом во время, предоставленное артистам для самостоятельного изучения партий (самоподготовки), работник не обязательно должен был находиться по месту нахождения работодателя, мог заниматься самоподготовкой дома или в ином месте.

Данные доводы третьего лица подтверждаются копиями табелей учета рабочего времени, расчетных листков (том 2 л.д. 132-243, том 3 л.д. 97-170, 189-220, том 6 л.д. 115-250г, том 7 л.д. 1-50).

    

Как было указано выше, в силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

    Истец Полянский А.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с ....

    В ходе рассмотрения дела работодателем ГАУК Владимирской области «Центр классической музыки» внесены корректирующие сведения в индивидуальный лицевой счет истца, и периоды работы с 01.08.2000 года по 31.12.2022 года закодированы как творческая деятельность по коду «ТВОРЧ25» (том 6 л.д. 64-73).

    В то же время, как следует из сведений персонифицированного учета на истца, в периоды после 25 июля 2002 года (после вступления в силу Правил № 516) страхователями сданы следующие сведения о трудовой деятельности истца:

    - с 01.09.2002 года по 31.12.2002 года ......;

    - с 08.10.2002 года по 28.02.2003 года ......;

    - 01.01.2003 года по 14.06.2003 года, с 01.09.2003 года по 31.05.2004 года, с 01.09.2004 год по 31.05.2005 года, с 01.09.2005 года по 12.06.2006 года, с 01.09.2006 года по 31.05.2007 года, с 01.09.2007 года по 31.05.2008 года, с 01.09.2008 года по 31.05.2009 года ......;

    - с 15.04.2003 года по 28.06.2005 года ......;

    - с 30.03.2004 года по 31.12.2022 года ......»;

    - 15.04.2004 года ......;

    - с 01.09.2012 года по 01.10.2012 года, с 11.04.2013 года по 24.06.2013 года, с 01.08.2013 года по 08.10.2015 года ......»;

    - с 01.10.2013 года по 30.06.2014 года .......

    

    Из объяснений истца следует, что в войсковых частях он работал по совместительству в духовых оркестрах, ... однократно выступал в г. ...... в составе оркестра на городском празднике, в ...... работал по совместительству концертмейстером, указанная работа осуществлялась в свободное от основной работы время (репетиций и концертов).

    Согласно ответу на судебный запрос ...... от ..., Полянский А.В. работал концертмейстером духового оркестра по совместительству с 01.09.2012 года по 01.10.2012 года на 0,6 ставки, с 11.04.2013 года по 24.06.2013 года, с 01.08.2013 года по 08.10.2015 года на 0,75 ставки, указанная должность Списком № 447 не предусмотрена (том 5 л.д. 102, 108).

Из ответа на судебный запрос ...... от ... следует, что Полянский А.В. с 01.10.2013 года по 30.06.2014 года работал концертмейстером с годовой нагрузкой 189 часов, указанная должность Списком № 447 не предусмотрена (том 5 л.д. 103).

Письмом ...... от ... суду сообщено, что в период с 01.09.2002 года по 31.05.2003 года Полянский А.В. работал по совместительству в оркестровом отделе в ...... концертмейстером, указанная должность Списком № 447 не предусмотрена (том 5 л.д. 111-116, 159-163).

Из документов третьего лица ...... следует, что в период с 30.03.2004 года по 06.10.2022 года Полянский А.В. работал в должности артиста оркестра в порядке совместительства на 0,5 ставки, а с 07.10.2022 года по 31.12.2022 года по основному месту работы на 1,0 ставки, должность предусмотрена Списком № 447 как артист, играющий на духовых инструментах в профессиональных художественных коллективах, ...... создано с 01.01.2004 года, собственной концертно-репетиционной площадки не имеет, репетирует и дает концерты на сцене ГАУК «Центр классической музыки» (том 5 л.д. 118-121).

В ходе рассмотрения дела работодателем МБУК «Городской духовой оркестр» внесены корректирующие сведения в индивидуальный лицевой счет истца, и периоды работы с 30.03.2004 года по 31.12.2022 года закодированы как творческая деятельность по коду «ТВОРЧ25» (том 6 л.д. 36, 42, 64-73).

МБУК «Городской духовой оркестр» также является профессиональным художественным коллективом, поскольку соответствует признакам такового, описанным выше.

Согласно позиции третьего лица Министерства культуры Российской Федерации, изложенной в письме от ..., исходя из положений ст.ст. 282, 284 Трудового кодекса РФ, совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей, продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

Таким образом, третье лицо полагает, что в рассматриваемом случае факт работы истца по совместительству не может являться препятствием для включения в специальный стаж (том 6 л.д. 44-46).

Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, направленным в дополнение к письму от ... №..., сообщено, что работа по совместительству в должностях и в учреждениях, предусмотренных Списком № 447, может включаться в специальный стаж.

В соответствии с трудовым законодательством для творческих работников могут устанавливаться различные режимы рабочего времени (трудовыми договорами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами). По общим правилам продолжительность рабочего времени для творческих работников составляет не более 40 часов в неделю (статьи 91, 94, 96, 113, 252, 351 Трудового кодекса Российской Федерации»). В рабочее время творческого работника засчитывается время: затраченное на подготовку, проведение и завершение концерта (загримирование, разгримирование, костюмировка и другое); на участие в репетициях, включая занятия, тренаж и другие подготовительные работы, с момента явки на работу по распоряжению администрации до момента окончания работы по фактической ее длительности (но не менее двух часов в один вызов); затраченное при выездных концертах с момента явки на сборный пункт в установленный срок до приезда в то место, где назначен концерт и др. Иные режимы рабочего времени творческих работников и иных лиц, участвующих в исполнении (экспонировании) произведений, определяются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором (Положение об условиях и оплате труда работников концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов, утвержденным Минкультуры СССР 29 декабря 1976 г.).

Например, если правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными концертной организацией, где протекает трудовая деятельность творческого работника, время на самостоятельное изучение оркестровых партий включается в рабочее время артиста, оно может учитываться при определении объема занятости в целях реализации права на досрочное назначение страховой пенсии в связи осуществлением творческой деятельности (том 6 л.д. 54-55).

На основании вышеизложенного, учитывая, что в периоды работы истца с 25.07.2002 года по 06.10.2022 года в ГАУК «Центр классической музыки», и в периоды работы с 07.10.2022 года в МБУК «Городской духовой оркестр» истец числился работающим на полную ставку в должности, предусмотренной Списком № 447, выполнял установленные обязанности по участию в репетициях, концертах, а время, отведенное для самоподготовки артиста включалось в его рабочее время, суд приходит к выводу, что факты работы по совместительству в других организациях не могут препятствовать включению спорных периодов в специальный стаж истца, поскольку по основному месту работы истец работал полный рабочий день в том понимании, как это установлено для творческих работников Трудовым кодексом РФ и локальными актами работодателя.

В то же время, суд учитывает, что работодателями сданы сведения персонифицированного учета на истца за периоды до 31.12.2022 года, следовательно, оснований для включения в специальный стаж истца периодов с 01.01.2023 года по день рассмотрения дела (как это заявлено истцом) у суда не имеется.

Кроме того, в специальный стаж не подлежат включению периоды отпусков без сохранения заработной платы: 11 дней в 2002 году, 3 дня в 2003 году, 4 дня в 2004 году.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Полянского А.В. в этой части подлежат удовлетворению частично, а в специальный стаж подлежат включению периоды работы в должности артиста оркестра с 03 августа 1998 года по 28 мая 1999 года и с 01 августа 2000 года по 06 октября 2022 года ...... и с 07 октября 2022 года по 31 декабря 2022 года включительно в ......, за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы 11 дней в 2002 году, 3 дня в 2003 году, 4 дня в 2004 году.

Рассматривая исковые требования Полянского А.В. о назначении досрочной страховой пенсии по старости с даты возникновения права, то есть с ..., суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

    С заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ Полянский А.В. обратился ....

    С учетом периодов, включенных в специальный стаж истца на основании решения суда от ..., и периодов, подлежащих включению на основании настоящего решения суда, на дату обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости ... стаж творческой деятельности Полянского А.В. составил более 29 лет.

    Включение в специальный стаж периодов работы истца, следующих за достижением требуемого 25-тилетнего специального стажа, и по 31.12.2022 года обусловлено положениями ст. 30 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в которой указаны варианты определения расчетного размера пенсии, и положениями ч. 4 ст. 16 Федерального закона № 400-ФЗ.

На основании вышеизложенного, исковые требования Полянского А.В. о назначении досрочной страховой пенсии по старости с ... подлежат удовлетворению, а решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимир Владимирской области от ... №... в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии - признанию незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Полянского А.В. удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, Полянского А.В. периоды:

- с 22 сентября 1992 года по 10 апреля 1997 года работы в должности артиста-инструменталиста ......;

- с 03 августа 1998 года по 28 мая 1999 года и с 01 августа 2000 года по 06 октября 2022 года работы в должности артиста оркестра ...... и с 07 октября 2022 года по 31 декабря 2022 года включительно в ......», за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы 11 дней в 2002 году, 3 дня в 2003 году, 4 дня в 2004 году.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области назначить Полянскому А.В. страховую пенсию по старости с ....

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимир Владимирской области от ... №... в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Составление мотивированного решения отложить на пять рабочих дней со дня окончания разбирательства дела, то есть до 07 ноября 2023 года включительно.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: подпись            Р.А. Синягин

Решение суда в окончательной форме составлено 07 ноября 2023 года.

Судья: подпись                             Р.А. Синягин

Решение суда в законную силу не вступило.

Подлинник документа подшит в деле 2-690/2023, находящемся в производстве Фрунзенского районного суда г. Владимира.

Секретарь с/з                             Е.Н. Тишина

2-690/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Полянский Андрей Владимирович
Ответчики
Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Владимирской области
Другие
МБУК «Городской духовой оркестр»
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство культуры Владимирской области
Государственное автономное учреждение культуры Владимирской области "Центр Классической Музыки"
Владимирская областная профсоюзная организация работников культуры
Суд
Фрунзенский районный суд г. Владимир
Судья
Синягин Роман Александрович
Дело на сайте суда
frunzensky.wld.sudrf.ru
01.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
01.02.2023Передача материалов судье
01.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Судебное заседание
21.04.2023Судебное заседание
07.06.2023Судебное заседание
05.07.2023Судебное заседание
30.08.2023Судебное заседание
04.10.2023Судебное заседание
30.10.2023Судебное заседание
07.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее