Решение по делу № 2-2048/2015 от 17.08.2015

Дело № 2-2048/15                                 

    

                     РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Соликамск                                16.10.2015 года

    Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Рублевой Н.В.,

с участием помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Котельникова А.А.,

представителей Открытого акционерного общества «Соликамскбумпром» Моревой Е.И., Левко А.Н., Курило О.Н.,

при секретаре Малтабар И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к ОАО «Соликамскбумпром» о возложении обязанностей

установил:

    Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «Соликамскбумпром», в котором просит (с учетом уточненных исковых требований) возложить на ответчика обязанность определить границы санитарно-защитной зоны в соответствии с разработанным и утвержденным проектом санитарно-защитной зоны и подать сведения о них для внесения в государственный кадастр недвижимости в качестве зоны с особыми условиями использования территории, установить срок исполнения обязательства 1 год со дня вступления решения суда в законную силу, указывая, что ответчик осуществляет деятельность по производству и реализации целлюлозно-бумажной продукции, заготовки, перевозки, переработки и реализации древесины и промышленных отходов древесины, введен в строй в 1941 году и специализируется на выпуске газетной бумаги. В состав предприятия входит несколько производств со своими технологическими процессами: лесосырьевое производство, древесно-массное производство, целлюлозное производство, варочный и кислотный отделы, участок переработки щелоков, содоразводка, бумажное производство и др. ОАО «Соликамскбумпром» относится к предприятиям 1 класса опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной 1000 м., всего ОАО «Соликамскбумпром» выбрасывается 56 вредных (загрязняющих атмосферу веществ, в том числе твердых-27, жидких/газообразных-29, ответчиком разработан проект расчетной сокращенной индивидуальной санитарно-защитной зоны, получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам, однако границы санитарно-защитной зоны не установлены, что не соответствует положениям ст.42 Конституции РФ, п.1 ст. 11, п.1 ст.34, п.3 ст.44 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8, ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», требованиями п.1.5, 2.1, 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», вопреки требованиям законодательства границы санитарно-защитной зоны ответчика в государственный кадастр недвижимости в качестве зоны с особыми условиями использования территории не внесены.

В судебном заседании помощник Березниковского межрайонного природоохранного прокурора на исковых требованиях настаивает в полном объеме, поддерживает доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Морева Е.И. с исковыми требованиями не согласна, представлен отзыв в письменном виде, согласно которому ОАО «Соликамскбумпром» с 2004 года занимается вопросами разработки индивидуальной санитарно-защитной зоны, предпринимает все предусмотренные действующим законодательством меры для установления санитарно-защитной зоны, в соответствии с календарным планом проект окончательной индивидуальной сокращенной санитарно-защитной зоны прошел согласование на уровне субъекта РФ, на проект получено положительное экспертное заключение ФБУЗ «<данные изъяты>» от <дата>, а также предварительное положительное заключение Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от <дата>, соответствующее заявление с приложением необходимых материалов направлены Главному санитарному врачу РФ.

Представитель Левко Л.Н. дополнительно к отзыву пояснил, что в соответствии со ст.10 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» сведения о зонах с особыми условиями хозяйственной деятельности подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости, но ответчика отсутствует обязанность по представлению в ГКН какие-либо сведения в связи с установлением санитарно-защитной зоны, такая обязанность в силу ст.15 вышеуказанного закона лежит на органах местного самоуправления.

Представитель ответчика Курило О Н. поддерживает высказанные представителями доводы.

Третье лицо Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора явку представителя не обеспечил, ранее представитель Беляев С.С. иск поддерживал.

    Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п.1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно п. 3 ст. 44 этого же Закона в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается правило, согласно которого индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 (далее СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно п. 1.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Пункт 4.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определено, что установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации … (п.4.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

    На основании представленных доказательств, их оценки по правилам ст.67 ГПК РФ, судом установлено, что ответчиком разработан проект расчетной сокращенной индивидуальной санитарно-защитной зоны, получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, но границы санитарно-защитной зоны до настоящего времени не установлены, что не соответствует требованиям п. 1.5, п.2.1, п.2.2., п.4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», и в силу ст.ст. 20, 42 Конституции Российской Федерации является нарушением конституционных прав граждан, неопределенного круга лиц города Соликамска и Соликамского района на благоприятную окружающую среду, на здоровье, на жизнь.

    Таким образом, поскольку на день рассмотрения спора ответчик осуществляет деятельность на земельном участке, но не имеет утвержденной в установленном порядке санитарно-защитной зоны, соответственно, ответчиком должны быть выполнены требования закона об установлении санитарно-защитной зоны с определением ее границ, исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, ответчиком должны быть выполнены требования закона об установлении санитарно-защитной зоны.

Доводы представителей ответчика о том, что ОАО «Соликамсбумпром» выполнены все предусмотренные действующим законодательством меры для установления санитарно-защитной зоны, соответствующее заявление с приложением необходимых материалов направлены Главному санитарному врачу РФ не влекут отказ в иске, поскольку границы санитарно-защитной зоны на день рассмотрения дела не установлены, что не соответствует требованиям вышеуказанных правовых норм и требований, поэтому основания для отказа в удовлетворении исковых требований отсутствуют.

Довод представителей ответчика о том, что его действия полностью соответствуют представленному Плану мероприятий по разработке и согласованию санитарно-защитной зоны структурных подразделений ОАО «Соликамскбумпром» отказ в иске также не влечет, поскольку требования состоят в возложении на ответчика обязанности по определению границ санитарно-защитной зоны после утверждения проекта данной зоны.

С учетом положений ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает, что срок исполнения ответчиком обязанности определить границы санитарно-защитной зоны в соответствии с разработанным и утвержденным проектом санитарно-защитной зоны и подать о них сведения в установленном ст.15 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» порядке в органы местного самоуправления для последующего внесения в государственный кадастр недвижимости в качестве зоны с особыми условиями использования территории следует определить в течении шести месяцев после утверждения данной зоны в установленном порядке, данный срок суд признает разумным и достаточным для выполнения возложенных обязанностей, исполнить возлагаемую на ответчика обязанность для ответчика станет возможным только после утверждения проекта санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

    Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

    Возложить на Открытое акционерное общество «Соликамскбумпром» обязанность определить границы санитарно-защитной зоны в соответствии с разработанным и утвержденным проектом санитарно-защитной зоны и подать о них сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости в качестве зоны с особыми условиями использования территории в течении шести месяцев после утверждения данной зоны в установленном порядке.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме 23.10.2015 года.

Судья                                    Н.В. Рублева

2-2048/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ОАО "СОЛИКАМСКБУМПРОМ"
Другие
Роспотребнадзор
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Дело на сайте суда
solikam.perm.sudrf.ru
17.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2015Передача материалов судье
17.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2015Судебное заседание
15.10.2015Судебное заседание
16.10.2015Судебное заседание
23.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее