88-9026/2023 (2-42/2020)
25RS0001-01-2018-007717-67
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
5 октября 2023 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г.,
судей Бузьской Е.В., Панфиловой Л.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к товариществу собственников жилья «Светлана» о возложении обязанности привести объект культурного наследия в первоначальное состояние,
по кассационному представлению прокурора Приморского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 19 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В., выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Цареву М.Г., поддержавшую доводы кассационного представления, объяснения представителей товарищества собственников жилья «Светлана» Филипенко Е.В., Панкова Р.В., возражавших против удовлетворения кассационного представления, объяснения представителя инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края Чугаева А.Е., полагавшего о наличии оснований для отмены судебного акта по доводам кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Прокурор Ленинского района г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к товариществу собственников жилья «Светлана» (далее ТСЖ «Светлана») о возложении обязанности привести объект культурного наследия в первоначальное состояние.
В обоснование требований указано, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> отнесен к объектам культурного наследия регионального значения.
В отсутствие разрешения уполномоченного органа по охране объектов культурного наследия на реконструкцию здания (управления культуры), ТСЖ «Светлана» в помещениях первого, второго и мансардного этажей здания проведены работы по перепланировке и переустройству помещений, в результате которых внесены конструктивные изменения, затрагивающие несущие конструкции здания: увеличена этажность здания, изменен внешний облик объекта, надстроены несущие стены восточного и западного фасадов, изменена конструкция стропильной системы и форма кровли.
26 мая 2018 года в связи с выявленными нарушениями ТСЖ «Светлана» внесено представление об устранении выявленных нарушений, при этом требования прокурора не исполнены, нарушения не устранены.
На основании изложенного прокурор Ленинского района г. Владивостока просил суд возложить на ТСЖ «Светлана» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести объект культурного наследия регионального значения «жилой дом», расположенный по адресу: <адрес>, включенный в реестр (регистрационный №), в первоначальное состояние, в котором здание находилось до момента начала проведения строительных работ, а именно, в состояние, указанное в техническом паспорте от 6 мая 2003 года.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 25 июня 2020 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Дополнительным решением суда от 9 февраля 2021 года на ТСЖ «Светлана» возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести первый и второй этажи объекта культурного наследия регионального значения «жилой дом», расположенного по адресу: <адрес>, включенного в реестр, в первоначальное состояние, в котором эти этажи находились до момента начала проведения строительных работ, а именно в состояние указанное в техническом паспорте от 10 июня 2000 года, копии плана 1 этажа здания по <адрес> и экспликации к указанному плану с внесенными изменениями от 6 мая 2003 года в отношении общедомового имущества, помещений, принадлежащих ТСЖ «Светлана».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 декабря 2021 года решение суда и дополнительное решение отменены. По делу принято новое решение о возложении на ТСЖ «Светлана» обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести кровлю объекта культурного наследия регионального значения «жилой дом», расположенный по адресу: <адрес> первоначальное состояние на основании разработанного и утвержденного в установленном законом порядке проекта демонтажа мансардного помещения. Разрешен вопрос о взыскании государственной пошлины.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 мая 2022 года апелляционное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
11 октября 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК Российской Федерации, в связи с рассмотрением дела в отсутствие третьих лиц - собственников помещений в доме и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
При рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции прокурор уточнил требования иска, просил суд возложить на ТСЖ «Светлана» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести объект культурного наследия регионального значения «жилой дом», расположенный по адресу: <адрес>, включенный в реестр (регистрационный №), в первоначальное состояние в части демонтажа мансардного помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 19 мая 2023 года решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 25 июня 2020 года и дополнительное решение от 9 февраля 2021 года отменены, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурору отказано.
В кассационном представлении прокурор Приморского края полагает апелляционное определение подлежащим отмене, поскольку оно принято с нарушением норм материального и процессуального права.
В письменных возражениях представитель ТСЖ «Светлана» полагал об отсутствии оснований для отмены судебного акта по доводам кассационного представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> отнесен к объектам культурного наследия регионального значения «жилой дом», включен в реестр (регистрационный №).
Объект принят на государственную охрану постановлением Думы Приморского края от 27 марта 1996 года № 314 «О дополнительном включении вновь выявленных на территории Приморского края объектов, представляющих культурную ценность, в государственный список недвижимых памятников истории и культуры местного (краевого) значения».
Управление домом осуществляется ТСЖ «Светлана».
В 2012 году ТСЖ «Светлана» произвело изменение, реконструкцию объекта культурного наследия, в результате которых внесены конструктивные изменения, затрагивающие несущие конструкции здания, увеличена этажность здания, изменен внешний облик объекта культурного наследия, надстроены несущие стены восточного и западного фасадов, изменена конструкция стропильной системы и форма кровли – вместо скатной кровли с печными трубами оборудован мансардный этаж, право собственности на который до настоящего времени в ЕГРН не зарегистрировано, его строительство не легализовано.
Охранное обязательство № 4Р-15 объекта культурного наследия регионального значения «жилой дом», <адрес>», выдано 16 ноября 2015 года.
Актом осмотра объекта культурного наследия по результатам мероприятий по контролю за состоянием и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия и выявления объектов культурного наследия на территории Приморского края от 29 июня 2017 года № 65-02-14/3, составленным инспекцией по охране объектов культурного наследия, установлено, что в нежилых помещениях первого этажа находятся: магазин одежды «Инканто» и зоомагазин «Аквариум», помещения сдаются в аренду собственником нежилых помещений ФИО2 Жилые помещения второго этажа <адрес> № используются под размещение офисных помещений. В нежилых помещениях мансардного этажа в нарушение статей 5.1, 40, 45 Федерального закона 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ТСЖ «Светлана» выполнены работы по приспособлению чердачного пространства под современное использование (выполнено монолитное перекрытие, полностью заменена стропильная система крыши, надстроены несущие стены восточного и западного фасадов).
По данным технического паспорта на жилой дом (инвентарный №), составленного по результатам инвентаризации от 10 июня 2000 года, заверенного 5 мая 2011 года, здание по адресу: <адрес>, имеет двускатную железную крышу.
Согласно рабочему проекту ООО «АРМ» № 2003/1-АР «Реконструкция жилого здания по <адрес> в <адрес>. Архитектурные решения, 2004 г.», архитектурными решениями проекта предусмотрено устройство мансардного этажа в третьем уровне здания вместо чердака, который был подвергнут пожару и требует ремонта. Над жилыми пристройками под общей крышей с мансардой выполняются новые чердаки.
По данным рабочего проекта ООО «АРМ» № 2003/1-КМ «Реконструкция здания по <адрес>. Конструкции металлические, 2011 г.», взамен сгоревшего деревянного перекрытия проектом предусмотрено монолитное железобетонное межэтажное перекрытие с опиранием на несущие кирпичные стены с заделкой в кладку. Конструкция кровли утепленная. В кирпичных стенах предусмотрено выполнение монолитного железобетонного пояса. «В 2011 году при строительстве и реставрации здания произошла частичная замена проектного решения по несущим конструкциям мансарды. Строительные несущие стропильные балки в осях А-В и 1-4 заменены на облегченный термопрофиль. Несущий каркас мансардного этажа предусмотрен из легких стальных тонкостенных конструкций.
Согласно рабочему проекту ООО «КВАДРАТ» № 0309-КМД «Надстройка мансардного этажа по адресу: <адрес>, 2011», несущий каркас мансардного этажа – из легких стальных тонкостенных конструкций. Кровельное покрытие – из листов металлочерепицы.
Паспорт объекта культурного наследия, оформленный 19 июня 2017 года, содержит фотографию снятую 14 ноября 2014 года, на которой объект изображен с возведенным мансардным этажом.
В письме Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края от 15 мая 2018 года указано, что Управлением культуры Приморского края согласовывался рабочий проект реконструкции здания с указанием на необходимость получения разрешения на право производства реконструкции здания. Такое разрешение не получалось. Работы по реконструкции здания произведены в нарушение процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ТСЖ «Светлана» отказано в приемке работ по реконструкции здания.
Согласно заключению судебной экспертизы от 10 марта 2020 года № 073-С/2019 в жилом доме по адресу: <адрес>, произведены работы по реконструкции в части надстройки мансардного этажа и замены чердачного перекрытия на монолитное железобетонное перекрытие. Работы по демонтажу мансардного этажа невозможно провести без несоразмерного ущерба для всего здания, его несущим конструкциям, ввиду их технического состояния и ввиду неразрывной связи конструкций мансарды с несущими конструкциями жилого дома.
Заключением судебной экспертизы от 7 апреля 2023 года № 1761/5-2-47 установлено, что геометрические параметры исследуемого жилого дома по адресу: <адрес>, и конфигурация крыши были изменены в результате реконструкции (работ по возведению мансардного этажа). В связи с чем, двухэтажный жилой дом с 4-скатной крышей чердачного типа преобразован в существующее трехэтажное жилое здание с мансардным этажом и ломаной крышей по 3 скатам.
Общее техническое состояние основных несущих и ограждающих конструкций и конструктивных элементов здания: фундамента, стен, перегородок, перекрытий, крыши западной пристройки, лестниц, деревянных окон и дверей, определено как «неудовлетворительное». Физический износ здания составляет не менее 45%. Эксплуатация несущих и ограждающих конструкций и конструктивных элементов объекта возможна лишь при условии их значительного капитального ремонта, выполнение которого требует существенных затрат (38-90% от восстановительной стоимости указанных несущих и ограждающих конструкций и конструктивных элементов). Техническое состояние крыши над мансардным этажом определено как хорошее, состояние полов - удовлетворительное.
Воздействие с передачей динамической нагрузки на изношенные конструкции здания, без предшествующего проведения капитального ремонта и соответствующего их усиления, негативно скажется на обеспечении прочности и устойчивости этих конструкций, будет иметь деструктивные последствия для их целостности и технического состояния. Разборка надстроенной кирпичной кладки отразится на целостности конструкций крыши обеих пристроек, так как демонтажные работы предусматривают частичную разборку конструктивных элементов крыши пристроек в узлах и их примыкания к указанной кладке в то время как техническое состояние крыши западной пристройки относится к категории «ограниченно работоспособное состояние», требующее капитального ремонта.
Пересматривая дело по правилам суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований прокурора, судебная коллегия суда апелляционной инстанции руководствовалась положениями Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Закона Приморского края от 8 января 2004 года № 98-КЗ «Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Приморского края», исходила из того, что юридически значимым обстоятельством для разрешения заявленного требования, является установление возможности приведения крыши объекта культурного наследия регионального значения «жилой дом», расположенного по адресу: <адрес>, в состояние, существовавшее до возведения мансардного этажа, без причинения вреда объекту культурного наследия.
Принимая во внимание выводы судебной экспертизы от 7 апреля 2023 года № 1761/5-2-47 о том, что технически возможно без несоразмерного ущерба для здания привести конструкции крыши объекта культурного наследия регионального значения «жилой дом», расположенного по адресу <адрес> в первоначальное состояние, имевшее место до проведения строительных работ, в соответствие с ее прежним конструктивным решением (до реконструкции), но при условии проведения «подготовительных работ» – предварительного обеспечения прочности и устойчивости изношенных несущих и ограждающих конструкций здания с проведением их капитального ремонта и соответствующего усиления, судебная коллегия пришла к выводу о том, что по состоянию на день рассмотрения дела судом приведение конструкции крыши объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом», расположенного по адресу: <адрес>, в первоначальное состояние, имевшее место до проведения строительных работ, в соответствие с ее прежним конструктивным решением (до реконструкции), невозможно, поскольку обстоятельства, указывающие на техническую возможность приведения конструкции крыши объекта культурного наследия в первоначальное состояние, с учетом запланированного капитального ремонта дома в период с 2038 по 2043 годы на дату рассмотрения дела судом не наступили, а возложение соответствующей обязанности в настоящее время приведет к разрушению находящихся в неудовлетворительном состоянии несущих и ограждающих конструкций и конструктивных элементов здания: фундамента, стен, перегородок, перекрытий, крыши западной пристройки, лестниц, деревянных окон и дверей, соответственно приведет к утрате объекта охраны, представляющего историческую и культурную ценность, что оценивается судебной коллегией как причинение зданию несоразмерного ущерба. Отказывая в иске, судебная коллегия указала, что само по себе возведение мансардного помещения не влечет угрозы причинении вреда, что следует из заключения судебной строительно-технической экспертизы 10 марта 2020 года № 073-С/2019, согласно выводам которой, проведенные в жилом доме работы не нарушают права и законные интересы граждан соответствуют строительным нормам и правилам, а также не создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что с принятым по делу судебным постановлением и обоснованностью выводов суда апелляционной инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации (абзац третий).
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (абзац четвертый).
Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным федеральным законом (пункт 3 статьи 2).
Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях указанного Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с названным Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (статья 6).
В соответствии с пунктами 1 - 2 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-Ф3, объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране, которая включает в себя, в том числе проведение историко-культурной экспертизы; установление ответственности за осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; выдачу в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; утверждение отчетной документации о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-Ф3 работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Статьей 8 Закона Приморского края от 8 января 2004 года N 98-КЗ «Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Приморского края» установлено, что собственник или пользователь объекта культурного наследия регионального значения, обращаясь с заявлением с целью получения задания на проведение работ по сохранению данного объекта обязан обосновать необходимость проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, указывать цели и предполагаемый объем работ. После получения задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия его собственник (пользователь) готовит задание на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, которое необходимо согласовать с уполномоченным органом.
И только после рассмотрения и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия уполномоченный орган выдает собственнику (пользователю) объекта культурного наследия письменное разрешение на производство работ по сохранению этого объекта с учетом требований федерального законодательства и при наличии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы.
Пунктом 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ установлен запрет на проведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающих условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.
Согласно пункту 2 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Из заключения проведенной по гражданскому делу судебной строительно-технической экспертизы от 7 апреля 2023 года № 1761/5-2-47 следует, что после реконструкции многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, отнесенный к объектам культурного наследия регионального значения «жилой дом», представляет из себя кирпичное трехэтажное отдельно стоящее жилое здание высотой 13 м с нежилыми помещениями, П-образной формы, имеющее две пристройки с надстроенным над основной частью здания мансардным этажом высотой над основной частью здания 2,98 м; строительный объем мансардного этажа – 749,45 м. Крыша основной части здания ломаная – образована тремя наклонными поверхностями (скатами); часть конструкций крыши (южный скат крыши) здания образует южный фасад третьего (мансардного этажа). Несущие конструктивные элементы крыши металлические: стропильные балки, стойки, направляющий профиль, обрешетка. Кровельное покрытие утепленное, выполнено из листов металлочерепицы по обрешетке. В кровле предусмотрено слуховое окно. Крыша пристроек к зданию скатная по трем сторонам. Четвертой стороной примыкает к надстроенной кирпичной кладке мансардного этажа. Кровельное покрытие западной пристройки – из волнистых асбестоцементных листов, восточной пристройки – из листов металлочерепицы.
Пространство, образованное между монолитным перекрытием 2-го этажа, наружными стенами и кровельным покрытием, представляет собой эксплуатируемый мансардный этаж (где допускается размещение жилых, вспомогательных помещений и помещений общественного назначения).
Наружные стены северного, восточного и западного фасада мансардного этажа образованы участками надстроенной кирпичной кладки (от уровня венчающего карниза до уровня кровельного покрытия) и ранее возведенной (при строительстве здания) кладки (в границах от уровня существующего монолитного перекрытия до кирпичного венчающего карниза здания). В теле наружных стен по периметру здания в уровне кирпичного венчающего карниза выполнен монолитный железобетонный пояс высотой 200 мм, на который опирается стоечный профиль крыши (конструкций южного фасада мансарды) с креплением анкерными болтами. Перекрытие второго этажа исследуемого здания выполнено в железобетонных конструкциях – монолитная плита с опиранием на несущие кирпичные стены.
В результате работ по устройству мансарды изменились конфигурация крыши, ее назначение, конструктивное исполнение, высотная отметка конька крыши (поднялась на 3 м), изменился материал конструктивных элементов крыши и несущей конструкции здания (перекрытия 2-го этажа).
В период, предшествовавший реконструкции, конструктивное исполнение крыши основной части здания представляло собой четырехскатную крышу чердачного типа (холодный чердак) по деревянным стропильным конструкциям, с опиранием стропил на мауэрлат, уложенный по периметру несущих стен. Кровельное покрытие – из волнистых асбестоцементных листов по обрешетке. Между деревянным перекрытием второго этажа здания, кровельным покрытием и наружными стенами располагалось чердачное пространство, не предусматривающее размещение жилых, вспомогательных помещений, помещений общественного назначения, технических помещений и инженерного оборудования. В конструкции крыши было устроено не менее одного слухового окна, выше кровли был предусмотрен выход дымовых труб и вентиляционных каналов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что указанные работы выполнены ТСЖ «Светлана» в отсутствие предусмотренных статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-Ф3, статьей 8 Закона Приморского края от 8 января 2004 года N 98-КЗ «Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Приморского края» необходимых разрешительных документов (задания на проведение работ, разрешения на проведение работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия).
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, положенными в основу для отказа в иске, о зависимости срока проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома, являющегося объектом культурного наследия, определенного в краевой программе «Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014-2055 года», утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 31 декабря 2013 года № 513-па, с мероприятиями по сохранению объекта культурного наследия, в данном случае по приведению памятника в первоначальное до реконструкции состояние.
В соответствии со статьей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 данного Федерального закона (пункт 1).
Охранным обязательством устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 указанного Федерального закона и содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 названного Федерального закона (подпункты 1 и 2 пункта 2).
Охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 этой статьи, по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 названного Федерального закона (подпункт 1 пункта 6).
В соответствии с пунктом 1 ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» охрана объектов культурного наследия обеспечивается в том числе заключением охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта в случае угрозы ухудшения его состояния. Приведенная статья устанавливает также не только требования к форме охранного обязательства, порядок его утверждения, мероприятия, подлежащие включению в охранное обязательство, а также предусматривает круг лиц, на который оформлением охранного обязательства должны быть возложены соответствующие обязанности. При этом обязанным лицом по исполнению предусмотренных в охранном обязательстве мероприятий является лицо, обладающее определенными полномочиями в отношении такого объекта.
При этом пунктом 13 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ предусмотрено, что в случае, если к моменту перехода права владения в отношении объекта культурного наследия оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения объектом. Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным законом (пункт 3 статьи 2 Закона N 73-ФЗ).
Содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в статье 56.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 56.1 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.
В силу пункта 4 статьи 56.1 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, включенными в реестр, затрагивающие предмет охраны, выполняются путем проведения работ по сохранению объекта культурного наследия с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.
Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, включенными в реестр, не затрагивающие предмета охраны, не являются работами по сохранению объекта культурного наследия и выполняются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Государственная историко-культурная экспертиза в целях выполнения таких работ не проводится. Положения пунктов 2 и 3 статьи 36, статьи 45 настоящего Федерального закона не применяются к работам, указанным в настоящем пункте (пункт 5 статьи 56.1 Закона N 73-ФЗ).
Согласно подпунктам 1, 4 пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия, лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 названного закона, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
К числу таких лиц относятся физические или юридические лица, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, или иные его законные владельцы.
Как усматривается из охранного обязательства № 4Р-15 от 16 ноября 2015 года объекта культурного наследия регионального значения «жилой дом» по адресу <адрес>, предметом охраны являются фасады здания со всеми архитектурными деталями, включая первоначальные формы заполнения оконных и дверных проемов, форму и материал кровли, материал отделки фасадов, первоначальные кованные решетки ограждения балконов.
Разделом 3 охранного свидетельства установлены требования к содержанию культурного наследия, в том числе, лица, которым принадлежит объект культурного наследия, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержания его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (пп.1 пункта 17).
Исходя из приведенного правового регулировании, согласно которого только работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, не затрагивающие предмета охраны, не являются работами по сохранению объекта культурного наследия и выполняются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также касающегося обязанности лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, разрешая спор, суд апелляционной инстанции не учел, что спорные правоотношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являются безвозмездными, товарищество собственников жилья должно выполнять мероприятия, указанные в приложении к охранному обязательству, а также в объеме заявленных исковых требований в целях сохранения имущества, находящегося у него во владении и являющегося объектом особой охраны, исполняя при этом публичную обязанность, установленную Законом об объектах культурного наследия.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что неверное применение судом апелляционной инстанции, при рассмотрении настоящего дела норм материального права, привело к неправильному рассмотрению дела, что является основанием в соответствии с требованиями 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого краевого суда с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и требованиями процессуального закона.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 19 мая 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи