№ 2а-1-703/2021
64RS0015-01-2021-001204-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 октября 2021 г. г. Ершов
Ершовский районный суд Саратовской области, в составе председательствующего по делу судьи Лучиной А.А.,
при секретаре Цепцура Ю.В.,
с участием административного истца помощника Ершовского транспортного прокурора Аляевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. Ершовского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации,
установил:
Ершовский транспортный прокурор <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Требования административного истца мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта.
В ходе указанной проверки прокуратурой проведен мониторинг Интернет-ресурсов на предмет их соответствия федеральному законодательству об информации <данные изъяты> содержащие информацию, пропагандирующую действия, создающие угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта, жизни и здоровью граждан.
Доступ на Интернет-сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
В связи с чем, с уточненных требований административный истец просил признать информацию, размещенную на интернет портале <данные изъяты> и запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в отношении неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник Ершовского транспортного прокурора Аляева О.Ю. поддержала административное исковое заявление с учетом уточнений административных исковых требований.
Представитель заинтересованного лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом, предоставил ходатайство на административное исковое заявление.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.1 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В силу ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2.2 ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Порядок ограничения доступа к сайтам, при наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации, определен постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно подп. «в» п. 4 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта, в ходе которого на сайте «youtube.com» выявлены ресурсы, размещенные в сети по адресам: <данные изъяты> содержащие информацию, пропагандирующую действия, создающие угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта, жизни и здоровью граждан.
На момент рассмотрения настоящего административного заявления в интернет портале доступен следующий ресурс: <данные изъяты> содержащую информацию, пропагандирующую действия, создающие угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта, жизни и здоровью граждан.
Вышеуказанный Интернет-ресурс является свободным, регистрация пользователей не требуется, ознакомиться с содержанием ресурса может любой интернет-пользователь.
В подтверждение данных обстоятельств, административным истцом представлены письменные скриншоты указанного сайта, согласно которого информация размещена в сети «Интернет» на сайте, в открытом доступе.
В соответствии со ст. 21 ФЗ № 17-ФЗ, железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, гражданам запрещено совершать, в том числе, следующие действия: подходить к вагонам до полной остановки поезда; проезжать в местах, не приспособленных для проезда; подниматься на крыши железнодорожного подвижного состава.
Согласно ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ, под нарушением правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте понимается садка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде.
Просмотром указанных выше видеоматериалов установлено, что они представляют собой демонстрацию совершения гражданами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ - посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других, е приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде. Административное правонарушение представлено в одобрительном контексте, при демонстрации различных способов его совершения.
Таким образом, информация, размещенная на сайте <данные изъяты> видеоролика, содержит сведения, направленные на популяризацию «зацепинга» как молодежного движения и пропагандирующие совершение действий, запрещенных п. 12 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, то есть на указанной странице допускается размещение материалов о совершении противоправных действий, за которые предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Положениями ч. 3 ст. 53 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя в отличие от мер гражданско-правовой ответственности; распространение указанной в заявлении информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, в связи с чем, она должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Распространение такой информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере противодействия терроризму, порядка управления, подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты прав граждан Российской Федерации, а также основы безопасности государства и его граждан.
При указанных обстоятельствах, в совокупности с представленными доказательствами, заявленные Ершовским транспортным прокурором <адрес> требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
С учетом приведенной нормы закона суд считает необходимым обратить данное решение суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление и.о. Ершовского транспортного прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на страницах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет сайте: <данные изъяты> и информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей страниц сайта: <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательном виде в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы или представления через Ершовский районный суд Саратовской области.
Мотивированное решение суда изготовлено 7 октября 2021 г.
Председательствующий А.А. Лучина