Решение по делу № 2-2250/2017 от 20.02.2017

Дело № 2-2250/2017                                                            «26» апреля 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:

председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Зобовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Палехова А. П. к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску», обществу с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания -3» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

установил:

Палехов А.П. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» (далее по тексту - ГКУ АО «ОСЗН по г. Архангельску»), обществу с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания -3» (далее - ООО «ГУК-3») о взыскании денежных средств в размере 5 760 руб. В обоснование указал, что он как инвалид 2 группы и ветеран Великой Отечественной войны получал льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50%, а с 01 марта 2016 года незаконно лишен данных льгот и вынужден оплачивать жилищно-коммунальные услуги в полном объеме. В связи с этим, он испытывает нравственные страдания и просит взыскать с надлежащего ответчика в его пользу денежные средства в размере 5 760 руб., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

Истец Палехов А.П. в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Он пояснил, что ни он, ни его супруга, собственниками квартиры, в которой проживают, не являются. В связи с этим, оснований для лишения его льгот на оплату расходов по содержанию и текущему ремонту не имелось.

Представитель ответчика ООО «ГУК-3» Лукашевич Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась по изложенным в письменном отзыве основаниям. Также указала, что ООО «ГУК-3» самостоятельно не осуществляет начисление платы за жилищно-коммунальные услуги. Начисление платы производит ООО «Архангельский расчетный центр» на основании агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленным квитанциям за период с марта 2016 года по декабрь 2016 года Палехову А.П. предоставлялись льготы согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». В связи с этим просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Представитель ответчика ГКУ АО «ОСЗН по г. Архангельску» Карасов В.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве. При этом указал, что истец является получателем льгот как инвалид 2 группы по ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Согласно ст. 17 данного закона граждане из числа инвалидов имеют право на компенсацию расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 %, в том числе плату за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного или муниципального жилищных фондов. Поскольку истец проживает в жилом помещении, находящемся в собственности граждан, т.е. относящемся к частному жилому фонду, то льгота в размере 50% платы за содержание и текущий ремонт ему предоставлена быть не может.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и исследовав все представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и никем не оспаривается, истец Палехов А.П. является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном труда, инвали<адрес> группы, зарегистрирован и постоянно проживает в жилом помещении по адресу: г. Архангельск, <адрес>. Собственниками указанного жилого помещения являются Алексеева Л.А. и Сергиенко М.С., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.

Жилой <адрес> в г. Архангельске находится в управлении ООО «ГУК-3» на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ.

Начисление платы производит ООО «Архангельский расчетный центр» на основании агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Архангельский расчетный центр» (Агент) и ООО «ГУК-3» (Принципал).

Согласно п. 2.1 агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ Агент обязался по поручению Принципала от своего имени, но за счет Принципала осуществлять ежемесячное начисление, выпуск квитанций, учет, систематизацию, организацию и сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги путем безналичного расчета посредством платежных агентов, кредитных организаций и почтовых отделений связи с граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, управляемых Принципалом, рассчитывать, начислять и собирать пени за просрочку оплаты жилищно-коммунальных услуг, перечислять собранные денежные средства на расчетный счет, указанный Принципалом, либо производить оплату в пользу третьих лиц.

Как усматривается из копий квитанций по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, за период с марта 2016 года по декабрь 2016 года льготы по оплате за содержание и ремонт по <адрес> в г. Архангельске не начислялись и не предоставлялись.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В процессе судебного разбирательства по делу установлено, что Палехов А.П., имея право на льготы по нескольким основаниям, сделал выбор в пользу получения льгот в соответствии с федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее - Закон № 181-ФЗ). Поскольку истец является инвали<адрес> группы, ему производится ежемесячная денежная выплата по п. 1 ст. 28 Закона № 181-ФЗ, что подтверждается ответом Пенсионного Фонда РФ, представленным в материалы дела ответчиком ГКУАО «ОСЗН по г. Архангельску».

Согласно ч. 13 ст. 17Закона № 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Исходя из буквального толкования данной нормы права, следует, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, включая расходы по содержанию и текущему ремонту, предоставляется только лицам, проживающим в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.

При этом право на получение иных льгот на оплату коммунальных услуг законодателем не поставлено в зависимость от принадлежности жилого фонда, в связи с чем Палехов А.П. их получает в полном объеме, что подтверждается справкой ГКУ АО «ОСЗН по г. Архангельску» от ДД.ММ.ГГГГ.

Как предусмотрено п. 2 ст. 19 ЖК РФ, жилищный фонд в зависимости от формы собственности, подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации) и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Таким образом, названная норма относит жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, к государственному жилищному фонду, а жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований, к муниципальному жилищному фонду. Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и т.д.) отнесены к частному жилищному фонду. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст. 163 ЖК РФ).

В связи с этим право на скидку по оплате жилого помещения имеют граждане, ставшие инвалидами и проживающие в домах, состоящих не только из жилых помещений (в т.ч. квартир), принадлежащих государственным и муниципальным образованиям, но и в домах, жилые помещения в которых относятся к разным формам собственности, при условии, что конкретные жилые помещения, занимаемые инвалидами, принадлежат на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Граждане из числа инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, права на предоставление 50% скидки на оплату жилого помещения не имеют.

Указанная правовая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года, утв. Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, от ДД.ММ.ГГГГ -О, положение статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право инвалидов, проживающих в домах государственного или муниципального жилищного фонда, на 50-процентную скидку на оплату жилого помещения, относится к числу гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, которыми обеспечиваются условия, направленные на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, и не может рассматриваться как нарушающее эти права и свободы.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления объективно обусловленных различий в правовом регулировании.

Предоставление инвалидам права на компенсацию расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов платы за наем и содержание жилого помещения, относящегося к государственному или муниципальному жилому фонду, обусловлено правовым режимом этого жилого помещения.

Поскольку истец Палехов А.П. проживает в квартире, находящейся в частной собственности граждан, права на предоставление льготы по оплате содержания жилого помещения, предусмотренной вышеуказанным федеральным законом, не имеет.

То обстоятельство, что занимаемое им жилое помещение находится не в его собственности, правового значения не имеет. Вышеуказанная льгота предоставляется только лицам, проживающим в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда, к которым квартира истца отнесена быть не может.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Поскольку в процессе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения факт причинения истцу физических или нравственных страданий неправомерными действиями или бездействием ответчиков, то иск в данной части также не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Палехова А. П. к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску», обществу с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания -3» о взыскании денежных средств в связи с непредоставлением льготы по оплате содержания жилого помещения, компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий             Е.В. Кучьянова

2-2250/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Палехов А.П.
Ответчики
ГКУ АО Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску
ООО "Городская управляющая компания -3"
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Дело на сайте суда
oktsud.arh.sudrf.ru
20.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.02.2017Передача материалов судье
22.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.04.2017Предварительное судебное заседание
26.04.2017Судебное заседание
02.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее