РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2024 года г. Коломна Московской области
Коломенский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Шолгиной О.И., при помощнике ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации Городского округа <данные изъяты> о признании права собственности на самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации Городского округа <данные изъяты> о признании права собственности на самовольную постройку.
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что истцу на праве собственности принадлежал объект незавершенного строительства комплекс по обслуживанию легкового транспорта.
В связи с тем, что истцу принадлежал объект капитального строительства, ему в аренду Администрацией городского округа <данные изъяты> был предоставлен земельный участок.
Согласно условий данного договора Арендодатель в лице, Администрации передает в аренду земельный участок площадью 537 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство комплекса по обслуживанию легкового автотранспорта, расположенный по адресу: <адрес>.
Строительство комплекса было истцом окончено с небольшими отступлениями от утвержденного проекта и полученного ранее разрешения.
После окончания строительства истец обратился в Росреестр для регистрации здания, однако получил отказ.
Истец полагает, что вправе просить суд признать за ним право собственности на нежилое здание по следующим основаниям:
ДД.ММ.ГГГГ истцом получен ответ из Администрации Городского округа <данные изъяты>, согласно которого Администрация в соответствии с п. 2 ст. 621 ГК РФ подтверждает заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером № с истцом на неопределенный срок.
При этом соблюдены все условия, изложенные в п. 3 ст. 222 ГК РФ: спорное здание расположено на предоставленном истцу на законном основании земельном участке, вид разрешенного использования которого допускает нахождения здания-комплекса по обслуживанию легкового автотранспорта. Соответствие же постройки градостроительным, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным требованиям, доказывается заключением ООО «<данные изъяты>», согласно которого - здание, в соответствии со ст. 130, 131 ГрК РФ является объектом капитального строения, а его основанные строительные конструкции и узлы обладают достаточной прочностью и не создают угрозу жизни и здоровью граждан, использующих и работающих в исследуемом зданию
Таким образом, расположенный на предоставленном истцу на законных основаниях земельном участке нежилое здание не нарушает права и законные интересы других лиц и не угрожает их жизни и здоровью.
Просит суд признать за ФИО2 право собственности на нежилое здание, площадью 836.9 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО2, надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился.
Представитель истца по доверенности ФИО10, уточненные требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Городского округа <данные изъяты>, действующий на основании доверенностиФИО6, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Направил отзыв, в котором исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать. Просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства жилищной политики Московской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, отзыв не представил.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и дав им соответствующую оценку, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истцу на праве собственности принадлежал объект незавершенного строительства комплекс по обслуживанию легкового транспорта.
Согласно договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 передал ФИО2 права и обязанности по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении земельного участка площадью 537 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство комплекса по обслуживанию легкового автотранспорта, расположенный по адресу: <адрес>, №. № (т.1 л.д. 190).
ДД.ММ.ГГГГ Коломенским городским комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям с ФИО2 было заключено дополнительное соглашение № к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>, согласно которого срок аренды был установлен до ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 191-192).
Согласно условий данного договора Арендодатель в лице, Администрации передает в аренду земельный участок площадью 537 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство комплекса по обслуживанию легкового автотранспорта, расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Городского округа <данные изъяты> было выдано разрешение на строительство комплекса по обслуживанию легкового автотранспорта общей площадью здания 791,33 м2,количество этажей - 2,в границах земельного участка площадью 537 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 103).
Строительство комплекса было истцом окончено с небольшими отступлениями от утвержденного проекта и полученного ранее разрешения.
Ранее, ДД.ММ.ГГГГ, истец зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства, нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 791,3 м2, степень готовности 25% (т. 1 л.д. 44-46).
После окончания строительства истец обратился в Росреестр для регистрации здания, однако получил отказ.
Истец полагает, что вправе просить суд признать за ним право собственности на нежилое здание по следующим основаниям:
ДД.ММ.ГГГГ истцом получен ответ из Администрации Городского округа <данные изъяты>, согласно которого Администрация в соответствии с п. 2 ст. 621 ГК РФ подтверждает заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером № с истцом на неопределенный срок.
Согласно п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешение и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующим на дату выявления самовольной постройки.
В соответствии с п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройки, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществлявшего постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с положениями п. п. 2 п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 ЗК РФ, арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно п. 1 ст. 615 ГК РФ использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться Арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Согласно п. 4 ст. 25 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании, помимо прочего, документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25) разъяснено, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
По смыслу статьи 131 ГК РФ, закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
К объектам капитального строительства законодатель относит здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 ГрК РФ).
На основании ходатайства истца и его представителя была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта Федерального бюджетного учреждения Рязанская лаборатория судебных экспертиз Минюста России № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, самовольно возведенный объект с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, является объектом капитального строительства, зданием, завершён строительством.
Возведенный самовольный объект незавершенного строительства, нежилое здание с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> <адрес> соответствует требованиям СНиП, ГОСТов, градостроительным нормам и правилам, строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам.
Возведенный самовольный объект, нежилое здание с кадастровым номером №, расположенный, на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> <адрес> не создает угрозу жизни и здоровью граждан (т.2 л.д. 37-72).
Оценивая заключение судебной экспертизы, сравнивая соответствие заключения поставленному вопросу, определяя его полноту, научную обоснованность и достоверность полученных выводов, суд приходит к выводу о том, что данное заключение является допустимым и достоверным доказательством по делу.
Деятельность судебного эксперта регламентирован Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", в ч. 1 ст. 41 которого определено, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
Документы, подтверждающие специальные познания ФИО7, необходимые для проведения данных экспертиз представлены в материалах дела.
Вводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования. В ходе проведения работ экспертом произведен осмотр спорного нежилого здания, приведено описание объекта экспертизы, его местоположения, качественных и количественных характеристик. В заключении приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик при помощи которых проводилось исследование объекта.
Помимо этого, результаты судебной строительно-технической экспертизы совпадают с выводами специалиста ООО «<данные изъяты>» ФИО8, подготовившего досудебное исследование к строитель-техническому заключению № (т. 1 л.д. 51-105).
С учетом вышеприведенных положений, суд признает исковые требования ФИО2 к Администрации Городского округа <данные изъяты> о признании права собственности на самовольную постройку, обоснованными и подлежащими полному удовлетворению.
В силу ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно ст. 219 ГК РФ, право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Вступившее в законную силу судебное решение является основанием для постановки на кадастровый учет органом, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, жилого дома, по обращению собственника, а также основанием возникновения и государственной регистрации права собственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Администрации Городского округа <данные изъяты> о признании права собственности на самовольную постройку удовлетворить.
Признать за ФИО2 право собственности на нежилое здание, площадью 836.9 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
Решение суда является основанием для постановки на кадастровый учет в органах Управления Росреестра Московской области и основанием для проведения государственной регистрации права собственности в порядке установленным судебным решением.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение одного месяца, с момента его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 июля 2024 года
Судья
Коломенского городского суда
Московской области Шолгина О.И.