Решение по делу № 2-962/2023 от 03.04.2023

УИД 91RS0009-01-2023-0009448-47

Дело №2-962/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2023г.                                                                              <адрес>

Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Киоса Н.А.

при секретаре судебного заседания Кац Е.Е.

с участием истца Ефремова Н.И.

представителя ответчика Неделькович Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ефремова Николая Ивановича к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, администрация <адрес> Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>» о признании незаконным отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта и взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Ефремов Н.И. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации <адрес> о признании незаконным отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, о взыскании компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде заключения социального контракта для организации своей индивидуальной предпринимательской деятельности. ДД.ММ.ГГГГг. ответчик отказал истцу в заключении социального контракта, по мотивам, которые отсутствуют в перечне законных оснований, перечисленных в ст. 9 Закона Республики Крым -ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной социальной помощи в <адрес>» и п. 14 Приказа Министерства труда и социальной защиты населения Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта и признании утратившим силу приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. ». Отказ оформлен в виде протокола. Указывает, что ответчик нарушил конституционное право истца на государственную социальную помощь для выхода из трудной жизненной ситуации. Просил признать отказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным удовлетворить заявление от ДД.ММ.ГГГГ. и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб., который основан на индивидуальных особенностях истца переносить нравственные страдания.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГг. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, администрация <адрес> Республики Крым, Государственное казённое учреждение РК "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обеспечения и занятости в <адрес>".

Истец Ефремов Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что оспариваемый отказ был на его 21 заявление об оказании государственной социальной помощи и заключении социально контракта на приобретение лазерного станка для изготовления сувенирной продукции из различных материалов. Также указал, что в ДД.ММ.ГГГГ. ответчик заключил с ним социальный контракт с предоставлением 350 000 руб. после неоднократных обращений и об оспаривании отказов в судебном порядке. Размер морального вреда аргументировал переживаниями в связи с очередным отказом ответчика, и не возможностью наладить свою деятельность, поскольку банки также отказывали в предоставлении кредитов.

Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым - Неделькович Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требования, считая их безосновательными и незаконными. Дополнительно представитель отметила, что назначение государственной социальной помощи на основании социального контракта регламентируется нормативными правовыми актами. Право назначения (отказа в назначении) государственной социальной помощи на основании социального контракта предоставлено Департаменту труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым в порядке переданных государственных полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ PK/2014. В соответствии с Законом -ЗРК/2014 и Порядком указанная государственная помощь предоставляется гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Крым, из числа, в том числе, малоимущих одиноко проживающих граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в <адрес>. Согласно пункту 7 Порядка социальный контракт заключается между заявителем и органом труда и социальной защиты населения в целях стимулирования активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации заявителем. Пунктом 11 Порядка предусмотрены мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. В соответствии с пунктом 12 Порядка оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в виде денежных выплат и возмещения расходов, связанных с реализацией мероприятий программы социальной адаптации, но не более 350 000 рублей на одного предпринимателя или самозанятого гражданина для ведения предпринимательской деятельности, в том числе, закупки оборудования (п. 14 Порядка). Организация работы по оформлению и назначению государственной социальной помощи осуществляется в соответствии с п. 18 Порядка . Согласно пункту 23 Порядка орган труда и социальной защиты населения после регистрации заявления на основании акта обследования материального положения и жилищно-бытовых условий семьи (одиноко проживающего гражданина) и анкеты о семейном и материально-бытовом положении (оценка ситуации) разрабатывает программу социальной адаптации на период действия социального контракта. Пунктом 37 Порядка предусмотрено, что социальный контракт заключается на срок не более 12 месяцев. Методическими рекомендация предусмотрены принципы и мероприятия подлежащие выполнению при составлении программы социальной адаптации. ДД.ММ.ГГГГ Ефремов Н.И. обратился в Департамент с заявлением о заключении социального контракта и предоставлении Государственной социальной помощи на основании социального контракта для организации деятельности в качестве самозанятого по изготовлению сувенирной продукции посредством лазерной резки. На запрос Департамента в рамках межведомственного взаимодействия, ТО ГКУ РК «Центр занятости населения» предоставлен ответ о том, что Ефремов Н.И. ДД.ММ.ГГГГ признан безработным и получал пособие с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Ефремову Н.И. ДД.ММ.ГГГГ центром занятости оказана государственная услуга по профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), 09.06.2022г. оказана государственная услуга по психологической поддержке безработных граждан; ДД.ММ.ГГГГ. Ефремов Н.И. прошел тестирование по методике исследования предпринимательского потенциала. С целью внесения предложений в программу социальной адаптации Департаментом ДД.ММ.ГГГГ. отравлены запросы в НО «Крымский государственный Фонд поддержки предпринимательства», МАУ «Центр поддержки и развития предпринимательства уродского округа Евпатории Республики Крым» и Департамент муниципального рынка и развития предпринимательства администрации <адрес> Республики Крым, которые рекомендовали Ефремову Н.И. с целью повышения эффективности реализации бизнес плана актуализировать маркетинговый анализ рынка, включающий анализ конкурентов, анализ потенциальных покупателей и клиентов, произвести сбор; анализ информации о рынке сбыта продукции, пройти профильное обучение по работе с оборудованием и пройти обучение по принципам планирования. Материально-бытовое обследование условий проживания заявителя проведено ДД.ММ.ГГГГ при первичном обращении за назначением ГСП на основании соцконтракта от ДД.ММ.ГГГГ. Департаментом совместно с Ефремовым Н.И. разработана программа социальной адаптации ДД.ММ.ГГГГ В целях повышения жизненного уровня одиноко проживающего гражданина предлагается одноэтапная программа социальной адаптации - осуществление - индивидуальной предпринимательской деятельности - самозанятости (изготовление сувениров), которое позволит заявителю самостоятельно повысить среднедушевой доход. Предполагается покупка оборудования и материалов: лазерный станок — 340 000,0 руб., фанера — 10 000,0 руб. Итого: 350 000,0 руб. Срок действия контракта 12 месяцев. Обращал внимание суда, что Ефремов Н.И. не согласился со сроком заключения контракта на 12 месяцев, зачеркнув его в программе социальной адаптации, и указав срок 3 месяца. В ходе собеседования при разработке программы социальной адаптации истец настаивал на своих условиях заключения социального контракта, в частности, на заключение контракта только на минимальный срок (3-4 месяца), категорически отказываясь от заключения контракта на 12 месяцев. Данное условие истца о заключении социального контракта на минимальный срок, вызывает сомнение, что он планирует заниматься деятельностью по изготовлению сувениров по истечению прока действия контракта. В соответствии с п. 26 Порядка программа социальной адаптации рассматривается на заседании межведомственной комиссии. Согласно п. 27 Порядка по результатам рассмотрения программы социальной адаптации межведомственная комиссия дает заключение о возможности (невозможности) включения социального контракта. Заключение межведомственной комиссии оформляется в виде протокола, в котором отражается результат рассмотрения программы социальной адаптации. Протокол утверждается председательствующим межведомственной комиссии. В случае отказа в назначении государственной социальной помощи в решении органа труда и социальной защиты населения указывается причина отказа. В соответствии с пунктом 10 Порядка государственная социальная помощь на сновании социального контракта назначается решением органа труда и социальной защиты заселения на основании заключения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта. По результатам рассмотрения межведомственной комиссией программы социальной адаптации и документов истца по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о нецелесообразности заключения социального контракта и назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта, в связи с отсутствием образования, навыков и опыта работы по производству сувенирной продукции, плана реализации производимой продукции и отрицанием мероприятий программы социальной адаптации, внесенными органом занятости населения и организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанные факторы вызывают сомнения у членов комиссии в том, что заявитель сможет производить конкурентоспособную продукцию и преодолеет трудную жизненную ситуацию. На заседании комиссии истец не смог доказать, что планируемое им собственное дело по изготовлению сувениров обеспечит ему стабильный доход и поможет выйти из трудной жизненной ситуации. На основании заключения межведомственной комиссии, Департаментом ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе Ефремову Н. И. в назначении Государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с пунктами 10 и 27 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ «о невозможности заключения социального контракта по включению межведомственной комиссии». Указывал, что Департамент при вынесении решений об отказе Ефремову Н.П. в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта действовал в рамках действующего законодательства Российской Федерации и Республики Крым. С учетом отрицательного заключения межведомственной комиссии, у Департамента не имелось правовых оснований для заключения социального контракта с истцом. Считает доводы истца необоснованными. Также указала, что ранее Ефремову Н.И. предоставлялась государственная социальная помощь на основании социального контракта. ДД.ММ.ГГГГ между заявителем и департаментом заключался социальный контракт на срок 3,5 месяцев до ДД.ММ.ГГГГ для осуществления деятельности в качестве самозанятого, предусматривающий приобретение комплекта геодезического оборудования и оргтехники на общую сумму 250 тыс. рублей. Ефремов Н.И. выполнил положения социального контракта в полном объеме, приобретя геодезическое оборудование и встав на учет в качестве самозанятого. Но истец ошибочно полагал, что на выделенные бюджетные средства в размере 250 000 руб. он должен был обеспечить свою трудовую деятельность в качестве самозанятого только на срок действия контракта - 3,5 месяцев, тогда как конечными результатами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности являются регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход и повышение денежных доходов гражданина по истечении срока действия социального контракта (п. 69 Порядка ). По результатам осуществления мероприятий по социальному контракту Ефремов Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировался в МИФНС по РК в качестве самозанятого лица, имел доходы с ДД.ММ.ГГГГ, то есть 7 месяцев, после чего, ДД.ММ.ГГГГ истец закрыл деятельность по самозанятости. Истец получив в ДД.ММ.ГГГГ году бюджетные средства для проведения индивидуальной предпринимательской деятельности, связанной с геодезическими работами, имея соответствующее образование и опыт работы в данном направлении, не смог выйти из трудной жизненной ситуации по истечении срока действия социального контракта, вновь став безработным. В силу п. 64 Порядка социальный контракт может заключаться неоднократно. ДД.ММ.ГГГГ. Ефремов Н.И. вновь обратился в Департамент с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 250 000 руб. с целью осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости) - изготовление сувенирной продукции посредством лазерной резки, которая, по мнению истца позволит ему самостоятельно повысить среднедушевой доход, при этом не имея соответствующего образования, навыков, опыта работы в данном направлении. В связи с отказом в предоставлении государственной социальной помощи, истец неоднократно обращался в Департамент с заявлениями о заключении социального контракта (от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ). В связи с невыполнением ранее данных рекомендаций Межведомственной комиссией приняты решения о нецелесообразности заключения социального контракта с Ефремовым Н.И. ДД.ММ.ГГГГ. с Ефремовым Н.И. заключен социальный контракт на срок 6 месяцев (по ДД.ММ.ГГГГ) относительно осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости), направленной на изготовление сувенирной продукции посредством лазерной резки, и принято решение об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 350 000 руб. Относительно требований о взыскании морально вреда, полагала требования безосновательными и не подлежащими удовлетворению, в том числе поскольку требование о компенсации морального вреда не должно служить цели обогащения. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Республики Крым Бортник Н.А. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом. Согласно предоставленных в суд письменных возражений, просил в удовлетворении исковых требований Ефремова Н.И. отказать. В обоснование возражений представитель указал, что правовые и организационные основания оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта определены Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Законами Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в <адрес>», от ДД.ММ.ГГГГ PK/2014 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства отдельных категорий граждан в <адрес>», Порядком предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в <адрес>, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , Административным регламентом предоставления государственной услуги по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта, утверждённым приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ , Методическими рекомендациями по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Социальный контракт заключается между заявителем и органом труда и социальной защиты населения в целях стимулирования активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации заявителем (п. 7 Порядка ). Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается исходя из содержания программы социальной адаптации, которая может предусматривать такие мероприятия как поиск работы; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; ведение личного подсобного хозяйства; иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (пп. 11,36 Порядка ), с возможностью прохождения профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Право назначения (отказа в назначении) государственной социальной помощи на основании социального контракта предоставлено Департаменту в порядке переданных государственных полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ PK/2014 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства отдельных категорий граждан в <адрес>». Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ утверждён административный регламент предоставления государственной услуги по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта. Для получения государственной услуги заявителем в орган труда и социальной защиты по месту жительства или месту пребывания представляются документы согласно перечня, определённым Административным регламентом (перечень исчерпывающий). Согласно п. 10 Порядка государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается решением органа труда и социальной защиты населения на основании заключения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта. Аналогичное требование содержится в п. 42 Административного регламента . Относительно требований о взыскании морального вреда, ссылаясь на положения п. 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, ст. 1100 ГК РФ, полагали, что Ефремову Н.И. не причинялся моральный вред, в связи с чем заявленные требования безосновательные и не подлежат удовлетворению.

Представители третьих лиц администрации <адрес> Республики Крым, Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает исковые требования Ефремова Н.И. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; снижение уровня социального неравенства; повышение доходов населения.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным названным законом, в соответствии с целями, установленными этим законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в <адрес> регулируются Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в <адрес>», Порядком предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в <адрес>, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта и признании утратившим силу приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ».

Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым является юридическим лицом, отраслевым органом, созданным для реализации органами местного самоуправления городского округа Евпатория в установленном порядке отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти Республики Крым, и отдельных государственных полномочий Республики Крым в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Ефремов Н.И. обратился в Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта. (л.д. 4, 28)

Департаментом труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ была подготовлена программа социальной адаптации получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (л.д. 60)

Согласно п. 11 Порядка государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается органом социальной защиты населения исходя из содержания программы социальной адаптации, которая предусматривает обязательные для ее реализации мероприятия. К таким мероприятиям относятся: поиск работы (пп.1); по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (пп.2); ведение личного подсобного хозяйства (пп.3); иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (пп.4). Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.

В соответствии с п. 14 Порядка (в редакции, действующей на день обращения истца в Департамент), при реализации мероприятий, направленных на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, гражданину предоставляется единовременная денежная выплата не более 350000 рублей на одного предпринимателя или самозанятого гражданина для ведения предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест, при условии соблюдения требований федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", от ДД.ММ.ГГГГ N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", от ДД.ММ.ГГГГ N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", исходя из сметы затрат, предусмотренных программой социальной адаптации (на индивидуальную предпринимательскую деятельность); возмещаются расходы, связанные с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика, налога на профессиональный доход в размере фактически понесенных расходов, но не более 5% от суммы, выделенной гражданину в рамках социального контракта.

Согласно диплому специалиста Днепропетровского государственного университета, от ДД.ММ.ГГГГ. Ефремов Н.И. имеет квалификацию инженера-программиста. На основании диплома о профессиональной переподготовке от ДД.ММ.ГГГГ. ЧПОУ «Сибирский Автомобильно-Дорожный Институт» Ефремов Н.И. имеет право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Судебной землеустроительной экспертизы». (л.д. 39)

Согласно сертификата выданного ООО «Апачи групп», ДД.ММ.ГГГГ. Ефремов Н.И. прошел курс по программе «Управление и обслуживание оборудования для лазерной резки и гравировки с числовым программным управлением станка фирмы Апачи» (л.д. 34)

Согласно контрольному заключению специалиста, осуществляющего сопровождение социального контракта, по проведенным мероприятиям было установлено, что Ефремов Н.И. состоит на учете в Центре занятости с ДД.ММ.ГГГГ. В целях повышения жизненного уровня одиноко проживающего гражданина Ефремову Н.И. была предложена одноэтапная программа социальной адаптации - осуществление предпринимательской деятельности - самозанятости (изготовление сувениров), которое позволит ему самостоятельно повысить среднедушевой доход. Предполагается покупка лазерного станка — 340 000,0 руб., фанера — 10 000,0 руб. Итого: 350 000,0 руб. Сумма денежной выплаты по социальному контракту составляет 350 000 рублей с единовременным перечисление на лицевой счет получателя. Стоимость услуги - от 500 рублей в день. Работа ежедневная. Планируемый доход в месяц от 18 000 рублей. Срок действия социального контракта 12 месяца (зачеркнуто от руки написано 3 месяца). (оборотная сторона л.д. 60)

Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым принял решение об отказе Ефремову Н.И. в предоставлении государственной социальной помощи, вручив Ефремову Н.И. протокол Департамента от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно тексту данного протокола, основанием для отказа в предоставлении государственной социальной помощи ответчик указал п. 10, 27 Порядка предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в <адрес>, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 612 (далее Порядок). (л.д. 63)

В тоже время пункты Порядка, указанные в протоколе Департамента в качестве оснований для отказа, таковыми не являются.

В соответствии с п. 10 Порядка предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в <адрес>, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 612 (далее Порядок), государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается решением органа труда и социальной защиты населения на основании заключения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - межведомственная комиссия).

Согласно п. 27 названного Порядка по результатам рассмотрения программы социальной адаптации межведомственная комиссия дает заключение о возможности (невозможности) заключения социального контракта.

Исходя из текста вышеуказанных пунктов 10 и 27 Порядка, органу труда и социальной защиты предоставляется право на отказ в предоставлении государственной социальной помощи на основании заключения межведомственной комиссии.

При этом норма закона, предусматривающая основания для отказа в предоставлении государственной социальной помощи, в протоколе не указана, заключение межведомственной комиссии, на которую ссылался ответчик, как на основание для отказа в предоставлении государственной социальной помощи, к протоколу Департамента от ДД.ММ.ГГГГ не приложено.

Основания для отказа заявителю в назначении государственной социальной помощи указаны в ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которыми являются предоставление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Аналогичные основания для отказа в предоставлении социальной помощи содержатся в ст.9 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в <адрес>», в п.14 Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ .

Также решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается в случае неявки заявителя для разработки программы социальной адаптации или для подписания социального контракта (п.п.36,38 Порядка), в случае нахождения заявителя в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания (п.5 Порядка), а также в случае, если у заявителя или членов семьи заявителя уже есть действующий социальный контракт (п. 64 Порядка).

Согласно вышеуказанным нормативным актам перечень оснований для отказа в предоставлении государственной социальной помощи является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, соответственно, одно либо несколько оснований, предусмотренных законом, Департамент должен был указать в своем протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, однако такие основания ответчик не указал.

Доводы истца о том, что ответчик не провел ряд мероприятий указанных в программе социальной адаптации, нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания.

Орган труда и социальной защиты населения по мероприятиям, указанным в подпункте 1 - 3 пункта 11 настоящего Порядка, в течение двух рабочих дней со дня получения заявления направляет в орган занятости населения запрос о проведении профессиональной консультации заявителя в целях выявления у него факторов мотивации к выбору вида профессиональной (трудовой, служебной, предпринимательской) деятельности; профессии (специальности) для профессионального обучения или дополнительного профессионального образования; профессиональных устремлений, предпочтений, способностей, физических и (или) психологических качеств гражданина и подбора (определения) для малоимущей семьи (малоимущего гражданина) мероприятий, необходимых для включения в программу социальной адаптации (далее - профессиональная консультация) (п.24 Порядка).

Согласно п.35 Порядка разработка программы социальной адаптации семьи (одиноко проживающего гражданина) по мероприятию, указанному в подпункте 2 пункта 11 настоящего Порядка (по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности), осуществляется с учетом профессиональной консультации органа занятости населения и при необходимости совместно с организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В программе социальной адаптации указываются планируемые мероприятия по социальной адаптации, сроки их выполнения, в числе которых могут быть: составление и утверждение бизнес-плана; осуществление выплат в соответствии с условиями социального контракта; заключение договора на обучение навыкам предпринимательской деятельности с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и его прохождение; консультирование по вопросам осуществления предпринимательской деятельности с привлечением профильных органов (организаций); получение свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; постановка на учет в качестве самозанятого; осуществление поиска и аренды помещения; приобретение основных средств; приобретение материально-производственных запасов; ежемесячное информирование органов труда и социальной защиты населения о выполнении мероприятий программы социальной адаптации; иные мероприятия;

Постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -п, утверждено Положение и состав межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта при администрации <адрес>.

В соответствии с п. 1.4 Положения о межведомственной комиссии, основной целью работы комиссии является предоставление заключения о возможности (невозможности) заключения социального контракта в департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> для принятия решения о назначении или об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта граждан, обратившимся от имени своей семьи и одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, проживающим на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.

Основными задачами межведомственной комиссии является рассмотрение программы социальной адаптации и документы граждан проживающих на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, обратившихся в Департамент для предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта. Так же комиссия в течение пяти дней после поступления в межведомственную комиссию программы социальной адаптации и документов граждан, обратившихся в департамент для предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, формирует и направляет в Департамент заключение для принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (п.п.2.1.1, 2.1.2 Положения о межведомственной комиссии).

В соответствии с п.п.2.2.1, 2.2.2 Положения о межведомственной комиссии, данная комиссия организует системное и комплексное изучение обстоятельств, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, обратившимся от имени своей семьи и одиноко проживающим гражданам, вносит предложения и рекомендации по мероприятиям программы социальной адаптации, которая является неотъемлемой частью социального контракта.

Заключение межведомственной комиссии оформляется в виде протокола, в котором отражается результат рассмотрения программы социальной адаптации, протокол утверждается председательствующим межведомственной комиссии (п.27 Порядка).

Орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя с учетом рекомендаций Комиссии принимает решение о назначении и размере государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта, либо об отказе в назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта и направляет заявителю уведомление о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, в котором указываются дата, время и место для подписания социального контракта, либо об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (п.27 Порядка).

По результатам рассмотрения заявления Ефремова Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных к нему документов, межведомственная комиссия, согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ., приняла решение об отказе в назначении Ефремову Н.И. государственной социальной помощи на основании социального контракта из-за отсутствия опыта работы, образования, навыков в данном направлении, отсутствии плана по реализации продукции и отрицанием мероприятий программы социальной адаптации, внесенными органом занятости населения и организациями инфраструктуры поддержки субъектом малого и среднего предпринимательства. Указанные факты вызывают сомнения у членов комиссии в том, что заявитель сможет производить конкурентоспособную продукцию, реализовать ее и преодолеть трудную жизненную ситуацию. (л.д. 61-62)

Делая свои выводы и рекомендации комиссия указывала на то, что Ефремов Н.И. не имеет соответствующего опыта работы и образования, поскольку предоставленный сертификат о прохождении курс по программе «Управление и обслуживание оборудования для лазерной резки и гравировки с числовым программным управлением станка фирмы Апачи» не может служить основанием для подтверждения квалификации профессионального обучения, в виду отсутствия у ООО «Апачи групп», выдавшего сертификат, аккредитации в сфере профессионального обучения.

Однако, комиссия не учла, что в целях реализации мероприятий по осуществлению предпринимательской деятельности, орган социальной защиты оказывает содействие гражданину в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования. При этом направление обучения рекомендуется выбирать с учетом той специальности, по которой гражданин в дальнейшем планирует осуществлять предпринимательскую деятельность (п.38 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта»).

Так же по основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» орган социальной защиты населения при необходимости включает в программу социальной адаптации регистрацию гражданина на Портале Бизнес-навигатор МСП АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» с целью использования образовательных материалов портала для ведения гражданином предпринимательской деятельности, в том числе, шаблонов бизнес-планов, маркетинговых исследований и т.д. Орган социальной защиты населения также направляет гражданина на прохождения тестирования в целях определения готовности к ведению предпринимательской деятельности, а также последующего обучения в рамках программ АО "Корпорация "МСП" на площадках инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствующем субъекте Российской Федерации. Для осуществления указанных действий орган социальной защиты населения формирует и направляет в адрес Центра "Мой бизнес" с учетом региональной принадлежности и в адрес АО "Корпорация "МСП", заявку в свободной форме на прохождение гражданином тестирования и (или) обучения по основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности". При получении положительного решения со стороны АО "Корпорация "МСП" орган социальной защиты населения направляет гражданина на обучение (п.38 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта»).

Доказательств того, что комиссия выполнила свои обязанности, предусмотренные п.п. 2.2.1, 2.2.2 Положения о межведомственной комиссии, по организации системного и комплексного изучения обстоятельств, связанных с предоставлением Ефремову Н.И. государственной социальной помощи на основании социального контракта, в материалах дела не имеется.

Учитывая изложенное, суд считает, что выводы комиссии носят предположительных характер, основанные на субъективном мнении членов комиссии и не имеют ссылки на основания для отказа, предусмотренные законом.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Республики Крым - следует, что оказание социальной помощи гражданам, нуждающимся в материальной поддержке, является одним из направлений государственной политики РФ как социального государства, которое реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на поддержание уровня жизни названных граждан.

К числу таких мер относится государственная социальная помощь в виде заключения социального контракта.

При этом с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи нуждающимся в социальной помощи гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи. В частности, до принятия такого решения осуществить комплексную оценку нуждаемости заявителя в социальной помощи в соответствии с установленными этими нормативными положениями критериями. Оценка причин нуждаемости заявителя в социальной помощи производится уполномоченным органом. При наличии таких причин, не зависящих от лица, претендующего на получение государственной социальной помощи, уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении государственной социальной помощи.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответчиком нарушено право истца на рассмотрение его заявления о заключении социального контракта и предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, поскольку фактически по установленной Порядком процедуре данное заявление Ефремова Н.И. рассмотрено не было, в связи с чем, оспариваемое истцом решение ДТСЗН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было принятое в нарушение п. 26, 27 Порядка , подлежит признанию незаконным.

При этом, исковые требования Ефремова Н.И. о возложении на ответчика обязанности удовлетворить его заявление от ДД.ММ.ГГГГ о заключении с ним социального контракта не подлежат удовлетворению, учитывая, что есть установленная Порядком предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в <адрес>, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , процедура рассмотрения заявлений о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, в связи с чем требование в данной части удовлетворению не подлежит. При разрешении заявленных требований судом также учитывается то обстоятельство, что после принятия Департаментом обжалуемого истцом отказа, по результатам очередного аналогичного обращения Ефремова Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ. с последним ДД.ММ.ГГГГ. заключен социальный контракт на 6 месяцев.

Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда суд приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная <данные изъяты>, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта, предусмотренная Законом Республики Крым «О государственной социальной помощи в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2014, Порядком предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в <адрес>, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , относится к числу мер социальной поддержки граждан, с учетом уровня жизни этих граждан, не позволяющий им в полной мере обеспечить себе доход выше прожиточного минимума, направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояние физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности. Произвольное, то есть в отсутствие установленных нормами права оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение нематериальных благ и личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, честь, доброе имя и достоинство его личности.

Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе, в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на государственную социальную помощь на основании социального контракта, носит не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

Поскольку компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено Ефремовым Н.И. в связи с неправомерными действиями Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> по отказу в заключении социального контракта, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064, 1069), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.

Также к спорным отношениям применимы нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно части 1 статьи 16 которого гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления и должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации), в частности как указывал в судебном заседании Ефремов Н.И. в связи с неоднократными отказами ответчика, последний был вынужден обращаться за судебной защитой, в результате чего испытывал чувство унижения, ненужности обществу, сильные душевные переживания, что значительно отразилось на обычном раскладе его жизни.

Учитывая изложенное, поскольку решение Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в <адрес> признано незаконным, суд с учетом степени вины ответчика, полагает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.

            Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Ефремова Николая Ивановича к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, администрация <адрес> Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>» о признании незаконным отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта и взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в назначении Ефремову Николаю Ивановичу государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Взыскать с Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым в пользу Ефремова Николая Ивановича компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) руб. 00 коп.

В удовлетворении остальной части требований Ефремова Н.И.- отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.

      Судья                 /подпись/                      Н.А. Киоса

2-962/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Ефремов Николай Иванович
Ответчики
Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Евпатории РК
Другие
Государственное казённое учреждение РК "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обеспечения и занятости в Республике Крым"
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым
Администрация г. Евпатория Республики Крым
Суд
Евпаторийский городской суд Республики Крым
Судья
Киоса Наталья Алексеевна
Дело на сайте суда
evpatoriya.krm.sudrf.ru
03.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2023Передача материалов судье
06.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Судебное заседание
31.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
21.06.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
22.07.2024Судебное заседание
26.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
25.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее