РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2020 года пос. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Поповой Е.В.,
при секретаре Магомедовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда Тульской области гражданское дело №2-1423/2020 по исковому заявлению АО «ТНС энерго Тула» к Тимохину Виктору Викторовичу о взыскании задолженности,
у с т а н о в и л:
АО «ТНС энерго Тула» обратилось в суд с иском к Тимохину В.В. о взыскании задолженности по оплате электроэнергии в размере 439 099 рубля 15 коп., судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 7 591 рубль.
В обоснование заявленных требований указало, что между АО «ТНС энерго Тула» и Тимохиным В.В. заключен договор энергоснабжения и открыт лицевой счет № по адресу: <адрес>.
В рамках настоящего судебного спора объем потребленной ответчиком электроэнергии определен по данным, сформированным ПАО «МРСК Центра и Приволжья» о потреблении электрической энергии в рамках исполнения заключенного между АО «ТНС энерго Тула» (Заказчик) и ПАО «МРСК Центр и Приволжья» (Исполнитель) 21.01.2014г. «Договора № оказания услуг по передаче электроэнергии». ПАО «МРСК Центра и Приволжья» является сетевой организацией основной сферой деятельности которой является транспорт электрической энергии до потребителей. В соответствии с условиями Договора формирование данных по объему оказанных услуг по передаче электрической энергии, оказанных за соответствующий расчетный период, осуществляет ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в порядке, установленном действующим законодательством и Договором. ПАО «МРСК Центра и Приволжья» проводит снятие показаний приборов учета, контрольное снятие показаний приборов учета, проводит плановые и внеплановые проверки приборов учета физических лиц (граждан). ПАО «МРСК Центра и Приволжья» за спорный период были сформированы данные о потреблении электрической энергии отличные от переданных потребителем данных в АО «ТНС энерго Тула» и сообщенных АО «ТНС энерго Тула» сетевой организацией - ПАО «МРСК Центра и Приволжья».
Согласно данным ПАО «МРСК Центра и Приволжья» задолженность по лицевому счету № образовалась за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 439 099 рубля 15 коп. в соответствии с расшифровкой перерасчета. В адрес ответчика была направлена претензия, требования которой не удовлетворены.
Представитель истца АО «ТНС энерго Тула» по доверенности Азимова Д.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. представила в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме. А также представила письменные пояснения по делу, в которых указано, что спорное домовладение по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ было оборудовано прибором учета электроэнергии. В период с ДД.ММ.ГГГГ года расчет потребленного объема сформирован исходя из показаний индивидуального прибора учета. За период с ДД.ММ.ГГГГ года расчет потребленного объема сформирован исходя из норматива потребления, а с ДД.ММ.ГГГГ года исходя из показаний индивидуального прибора учета.
Ответчик Тимохин В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Тимохина В.В. по доверенности Овсянников С.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, а также письменный отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 1 ст. 540 ГК РФ предусмотрено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
В силу ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По правилам ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что Тимохин В.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, состоящего из четырех жилых комнат. В данном жилом помещении на регистрационном учете состоят два человека.
По данному адресу между АО «ТНС энерго Тула» и ответчиком заключен договор (публичный договор) энергоснабжения (л/с №).
В период с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ года оплата электрической энергии производилась исходя из показаний индивидуального прибора учета.
Индивидуальный прибор учета электрической энергии у абонента отсутствовал в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, оплата электрической энергии производилась за данный период по нормативу потребления коммунальной услуги.
Согласно договора оказания услуг по передаче электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ООО «Тульская энергосбытовая компания», в лице заместителя генерального директора ОАО ГК «ТНС энерго» - управляющего директора ОАО «Тульская энергосбытовая компания» ФИО1, действующего на основании доверенности (исполнитель) и ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (заказчик), ОАО «ТНС энерго Тула» обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, через технические устройства лиц, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором.
В п. 2.2. данного договора указано, что исполнитель обязуется оказывать по уведомлениям заказчика услуги по введению ограничений (возобновлений) энергоснабжения потребителей электрической энергии, а заказчик обязуется оплачивать услуги по ограничению (возобновлению) режима электроснабжения на условиях настоящего договора.
В п.2.3.2 порядок определения размера обязательств заказчика по оплате услуг по передаче электрической энергии включает порядок определения объеме электрической энергии и мощностью, используемого для определения размера обязательств, определен сторонами в приложении №3 к настоящему договору, порядок определения объема и стоимости услуг исполнителя по передаче электрической энергии определен сторонами в разделе 4 настоящего договора.
Согласно п.3.4.1 исполнитель обязан обеспечить подачу электрической энергии, параметры надежности и качества которой должны соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям.
По окончании каждого расчетного периода определять в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим договором, объемы оказанных услуг и направлять заказчику соответствующие сведения, подтверждающие предусмотренные настоящим договором документами (п. 3.4.8 договора).
Объем электроэнергии, переданный потребителям (покупателям) определяется исполнителем в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим договором (п. 4.1.2).
Согласно детализации перерасчета стоимости потребленной электрической энергии по данным сетевой организации ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулэнерго» по лицевому счету потребителя Тимохина В.В. усматривается, что за период с ДД.ММ.ГГГГ года по данным сетевой организации ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Тулэнерго» Тимохиным В.В. потреблено 213 449 кВт/ч, задолженность по оплате электроэнергии составляет 439 009 рубля 15 коп. ПАО «МРСК Центра и Приволжья» при расчете стоимости потребленной электроэнергии производит начисление по п.61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, за период с ДД.ММ.ГГГГ года, исходя из величины максимальной мощности и максимального количества часов (24 часа) от 20 400 кВт/ч до 73 200 кВт/ч в месяц.
АО «ТНС энерго Тула», как гарантирующий поставщик, произвело начисление потребителю Тимохину В.В. согласно данной детализации.
ДД.ММ.ГГГГ АО «ТНС энергоТула» на основании указанной детализации обратилось к мировому судье <данные изъяты> с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Тимохина В.В. задолженности за потребленную электрическую энергию в размере 439 099 рубля 15 коп., и расходов по оплате государственной пошлины.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей <данные изъяты> был вынесен судебный приказ № о взыскании с Тимохина В.В. задолженности по оплате потребленной электроэнергии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 439 099 рубля 15 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 3795 рубля.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей <данные изъяты> данный судебный приказ был отменен на основании заявления Тимохина В.В. о несогласии с данной задолженностью.
В силу положений п. 1 ст. 153, п. 4 ст. 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя в т.ч., плату за электроснабжение.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительство Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, которые устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии.
В соответствии с п. 2 Основных положений № 442 под безучетным потреблением понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и Основными положениями порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
Согласно п. 167 Основных положений № 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований названного нормативного акта, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
По смыслу пункта 184 Основных положений № 442 определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами № 354.
Согласно п. 192 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, в соответствии с требованиями п. 193 Основных положений.
Пунктом 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов определено, что при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке установленном настоящими Правилами. Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10.
В соответствии с п. 38 Правил, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.
Как установлено п. 2 Правил № 354, «норматив потребления коммунальной услуги» - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами.
На территории Тульской области действует приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области № 46 от 16.05.2013 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению для граждан, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах, при использовании земельного участка и надворных построек на территории Тульской области», которым установлены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домов, определенные с применением расчетного метода (приложение № 1); нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на обогрев помещения за счет установленных электрических котлов в многоквартирных домах и жилых домах, определенные с применением расчетного метода (приложение № 2); нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для содержания сельскохозяйственных животных, определенные с применением расчетного метода (приложение «№ 3).
Приложение № 1 и Приложение № 3 к Приказу министерства строительства и ЖКХ Тульской области №46 от 16.05.2013 года, которые использовались сетевой организацией для расчета объемов потребленной ответчиком электроэнергии, содержат нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домов, оборудованных электрическими плитами и электрическими водонагревателями, а также нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению на обогрев помещения за счет установленных электрических котлов в многоквартирных домах и жилых домах, соответственно.
По смыслу названного Приказа №46 от 16.05.2013 электрические плиты, электрические водонагреватели и электрические котлы должны быть установлены в законном порядке специализированной организацией, в соответствии с утвержденным проектом, при наличии разрешения на отпуск мощности и выданных технических условий сетевой организацией.
В силу п..42 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
По данным АО «ТНС энерго Тула» ответчик за спорный период производил оплату электрической энергии, исходя из норматива соответствующего данным о количестве комнат и количестве человек, зарегистрированных в жилом помещении равному 83 кВтч, задолженность по данному расчету отсутствует, в связи с чем не имеется оснований для применения расчетного способа учета коммунального ресурса метод учета пропускной способности.
Проанализировав представленные в материалы дела письменные документы в совокупности с вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных АО «ТНС энерго Тула» исковых требований.
В связи с тем, что суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, следовательно, в силу ст.98 ГПК РФ, требования истца о взыскании с ответчика судебных расходов по уплате государственной пошлины также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований АО «ТНС энерго Тула» к Тимохину Виктору Викторовичу о взыскании задолженности – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2020 года.
Председательствующий