Решение по делу № 2а-6140/2021 от 29.09.2021

Дело № 2а-6140/2021 / 66RS0003-01-2021-005304-15

Мотивированное решение составлено 16 ноября 2021 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 29 октября 2021 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Головой Ю.В., при помощнике судьи Близко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Речкаловой Тамары Геннадьевны к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, заместителю начальника отдела Шеремету Станиславу Александровичу о признании незаконными действий, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Речкалова Т.Г. обратилась в суд с административным иском к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент) о признании незаконными действий, возложении обязанности. В обоснование административных исковых требований указано, что административный истец 02.09.2021 подала заявление, в котором просила предоставить копии протоколов голосования собственников многоквартирного дома (далее - МКД) от 16.12.2020, 29.03.2021, 09.07.2021, поступившие с заявлением ООО УК «Городская эксплуатационная служба», в случае наличия решения от ее квартиры - также предоставить копию соответствующего решения, либо предоставить возможность ознакомиться с запрашиваемыми документами. 20.09.2021 от Департамента поступил ответ, в котором указано на отсутствие у Департамента обязанности по взаимодействию с собственниками и предложено обратиться в управляющую компанию либо на Интернет-портал ГИС ЖКХ. К ответу приложены копии запрашиваемых протоколов от 16.12.2020, 29.03.2021, 09.07.2021, но деперсонализированные со ссылкой на Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных). Также указано, что в протоколе указана квартира инициатора собрания, что достаточно для подачи заявления об обжаловании запрашиваемых решений общего собрания собственников МКД. Административный истец указывает, что запрашиваемые протоколы голосования необходимы для обжалования их в суд в связи с возможной фальсификацией. Административный истец считает незаконными действиями Департамента, выразившимися в отказе в предоставлении персонализированных протоколов голосования собственников МКД, где административный истец является собственником помещения. На основании изложенного, административный истец просил признать незаконными действия Департамента, выразившееся в предоставлении непресонализированных протоколов голосования собственников МКД по адресу: *** от 16.12.2020, 09.07.2021, 29.03.2021, поступившие в Департамент с заявлением ООО УК «Городская эксплуатационная служба», возложить на Департамент обязанность по передаче Речкаловой Т.Г. персонализированных протоколов голосования собственников МКД по адресу: *** от 16.12.2020, 09.07.2021, 29.03.2021, поступившие в Департамент с заявлением ООО УК «Городская эксплуатационная служба».

Определением судьи от 04.10.2021 в порядке подготовки к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен заместитель начальника отдела Шеремет С.А., в качестве заинтересованного лица – ООО УК «Городская эксплуатационная служба».

В судебное заседание административный истец Речкалова Т.Г.. не явилась, извещена надлежащим образом, воспользовалась правом на ведение дела через представителя.

Представитель административного истца Чебурин Р.Е. в судебном заседании доводы и требования административного иска поддержал, просил суд административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Департамента Левшина Е.В. в судебном заседании доводы и требования административного иска не признала, просила отказать в удовлетворении административных исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Административный ответчик заместитель начальника отдела Департамента Шеремет С.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие либо отложить рассмотрение дела.

Представитель заинтересованного лица ООО УК «Городская эксплуатационная служба» Котик К.Б. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца по основаниям, изложенным в возражениях.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного производства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Принимая во внимание вышеуказанное положение закона, а также то, что по настоящему делу явка лиц, участвующих в деле, признана необязательной, суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся сторон.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, для признания решений органа государственной власти незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно положениям статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию нарушения права, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, возлагается на лицо, обратившееся в суд с заявлением. Соблюдение требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам подлежит доказыванию органом, организацией, лицом, наделенным государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, 02.09.2021 представитель административного истца Речкаловой Т.Г. – Чебурин Р.Е. обратился в Департамент с заявлением о выдаче копий протоколов голосования (со всеми приложениями) собственников МКД (***) от 16.12.2020, 09.07.2021, 29.03.2021 и бланка решений от ее квартиры, поступившие с заявлением от ООО УК «Городская эксплуатационная служба», либо о предоставлении возможности ознакомления с запрашиваемыми документами.

Согласно ответу Департамента от 20.09.2021 на хранение в Департамент поступили подлинники протоколов общих собраний собственников помещений МКД по адресу: ***: от 16.12.2020 № 1, от 29.03.2021 № 3, от 09.07.2021 № 6. В представленных документах решения собственника жилого помещения № 71 отсутствуют. Далее Департамент указывает, что на него не возложена обязанность по предоставлению копий либо ознакомлению с материалами общих собраний. Также разъяснено, что Департамент является оператором по обработке персональных данных, в связи с чем направляет в адрес заявителя только обезличенные копии протоколов. Заявителю разъяснено о размещении информации о проведенных общих собраниях собственников помещений МКД на сайте ГИС ЖКХ. Запрашиваемые протоколы в системе ГИС ЖКХ размещены.

К заявлению приложены протоколы общего собрания собственников помещений МКД, расположенного по адресу: ***: № 1 от 16.12.2020, № 3 от 20.03.2021, № 6 от 09.07.2021, в которых обезличены данные о ФИО инициатора собрания, председательствующего на общем собрании, секретаря собрания, кандидатов/членов счетной комиссии, кандидатов/членов совета дома, а также о документах, удостоверяющих право собственности на помещения в МКД.

Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан установлены Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон об обращениях).

Согласно части 1 статьи 10 Закона об обращениях государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с частью 3 вышеуказанной статьи ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Согласно части 1 статьи 12 Закона об обращениях письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно части 6 статьи 11 Закона об обращениях, в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Административный истец просит признать незаконными действия Департамента, выразившиеся в предоставлении неперсонализированных протоколов общих собраний собственников МКД по адресу: ***, от 16.12.2020, от 20.03.2021, от 09.07.2021.

Административный ответчик в отзыве указывает, что оснований для выдачи таких протоколов у него не имелось, поскольку законом обязанность по выдаче указанных документов или ознакомлению заявителя с указанными документами на Департамент не возложена.

Согласно части 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.

Согласно части 4 вышеуказанной статьи копии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решений таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.

Согласно пункту 2 Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, утвержденного Приказом Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр (далее - Порядок), управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны направить подлинники решений и протоколов, представленных им в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором провели общее собрание.

В соответствии с пунктом 5 вышеуказанного Порядка в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в открытом доступе размещаются скан-образы решений, протоколов не позднее пяти рабочих дней со дня направления подлинников решений, протоколов в орган государственного жилищного надзора.

Исходя из Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП (далее – Положение о Департаменте), Департамент является органом государственного жилищного надзора.

Согласно части 4 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в статье 45 настоящего Кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.

Таким образом, из вышеуказанных положений закона действительно не следует обязанность Департамента по ознакомлению собственников помещений МКД с документами, относящимися к проведенным в МКД общим собраниям, либо предоставление копий таких документов по обращению собственника.

Вместе с тем, по итогам рассмотрения обращения, Департаментом принято решение о предоставлении копий протоколов общих собраний собственников помещений МКД от 16.12.2020, 09.07.2021, 29.03.2021.

Как следует из подпунктов «а» и «б» пункта 12 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр, вводная часть содержательной части протокола общего собрания должна включать данные:

а) об инициаторе общего собрания: для юридических лиц указывается полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица в соответствии с его учредительными документами и идентифицирующими сведениями (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика); для физических лиц указывается полностью фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение;

б) о лице, председательствующем на общем собрании, секретаре общего собрания, лицах, проводивших подсчет голосов собственников помещений в многоквартирном доме: указывается фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение (за исключением случая, когда вопрос об избрании указанных лиц включен в повестку дня общего собрания).

Исходя из положений статьи 3 Закона о персональных данных, персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Согласно пункту 1 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188, к таким сведениям относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные).

В соответствии со статьей 152.2 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются нарушением правил сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле.

Сведения об итогах общего собрания собственников помещений МКД могут быть доведены до сведения любым способом, позволяющим ознакомиться с ними всеми собственниками помещений МКД, в том числе путем размещения на информационных досках или иных предназначенных для этого местах, а также в соответствии с требованиями закона подлежат размещению в системе ГИС ЖКХ в сети Интернет.

Как следует из представленных распечаток из системы ГИС ЖКХ запрашиваемые административным истцом протоколы размещены в данной системе без изъятия каких-либо данных об инициаторе собрания и иных лицах, в них поименованных.

Изложенное позволяет установить, что раскрытие информации о данных лицах произошло по их воле.

Представление протоколов в деперсонализированном виде влечет нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку лишает его возможности обратиться в суд с иском об обжаловании указанного решения, так как сведения об инициаторе собрания, к которому предъявляется такой иск, полностью обезличены.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного иска в части признания незаконными действий по предоставлению неперсонализированных протоколов общих собраний собственников помещений МКД по адресу: *** от 16.12.2020, 09.07.2021, 29.03.021.

Оценивая способ восстановления права, предложенный административным истцом, а именно о возложении обязанности по передаче Речкаловой Т.Г. персонализированных протоколов общих собраний собственников помещений МКД, суд приходит к выводу о том, что он представляет собой вмешательство в компетенцию государственного органа.

Вместе с тем, суды, в силу статей 10 и 118 Конституции Российской Федерации, не вправе подменять государственные органы или выполнять их функции.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о необходимости возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушение прав административного истца путем повторного рассмотрения его обращения с учетом вышеуказанных недостатков.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Речкаловой Тамары Геннадьевны к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, заместителю начальника отдела Шеремету Станиславу Александровичу о признании незаконными действий, возложении обязанности – удовлетворить частично.

Признать незаконным действия Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, выразившиеся в представлении неперсонализированных протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: *** от 16.12.2020, от 29.03.2021, от 09.07.2021.

Возложить на Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявления от 02.09.2021, об исполнении решения суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в Кировский районный суд Екатеринбурга и административной истцу.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.В. Голова

2а-6140/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Речкалова Тамара Геннадьевна
Ответчики
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
Заместитель начальника отдела Шеремет Станислав Александрович
Другие
ООО УК "Городская Эксплуатационная Служба"
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Голова Юлия Васильевна
Дело на сайте суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
29.09.2021Регистрация административного искового заявления
29.09.2021Передача материалов судье
04.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
04.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2021Рассмотрение дела начато с начала
04.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.10.2021Судебное заседание
16.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее