Решение по делу № 2-631/2018 от 03.07.2018

66RS0038-01-2018-000957-95

Дело №2-631/2018

Мотивированное решение

составлено 04 июля 2018 года

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Невьянск Свердловской области 30 июля 2018 года Невьянский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Балакиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Шибаковой Е.Ю.,

с участием: помощника Невьянского городского прокурора Баданова С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию «Территория» Невьянского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,

установил:

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию «Территория» Невьянского городского округа о возложении обязанности на МУП «Территория» Невьянского городского округа (далее – ответчик, МУП «Территория» НГО) до 30.11.2018 провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; разработать и утвердить в установленном порядке нормативы предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу; разработать и согласовать с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны окружающей среды мероприятия по уменьшению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий; направить в органы государственного экологического надзора документы для оформления разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработать и утвердить в установленном законом порядке нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В обоснование требований прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки соблюдения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха ответчиком, установлено, что ответчику передано в хозяйственное ведение муниципальное имущество. Основным видом деятельности предприятия является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. Деятельность предприятия связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

С 2015 года, согласно проверок, у предприятия не проведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нормативы предельно допустимых выбросов не разработаны и не утверждены, отсутствует разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В результате деятельности предприятия образуются промышленные отходы 1-5 класса опасности, в том числе, золошлаковая смесь от сжигания угля.

На момент проверки отсутствует утвержденный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Неоднократные предписания органов государственного экологического контроля по устранению нарушений не исполнены.

Иск мотивирован со ссылками на Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте судебного заседания.

Исходя из положений статьи 14 Международного Пакта от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах", того обстоятельства, что неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу, положений части 1 статьи 35, ч. 1 ст. 113, ст. 155, ч. 1 и 3 ст. 167, ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика, в порядке заочного производства.

Заслушав прокурора, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно статье 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях не должен оказывать вредное воздействие на человека (пункт 1). Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, обеспечению соответствия атмосферного воздуха санитарным правилам (пункт 4).

На основании пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Исходя из положений статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Из материалов дела следует, что ответчик осуществляет деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, обеспечение их работоспобности (выписка из ЕГРЮЛ, л.д. 10-17).

00.00.0000 Министерством природных ресурсов и экологии .... проведена плановая выездная проверка в отношении ответчика, в ходе которой установлено:

ответчиком не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; не утверждены нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;

не разработаны и не согласованы с уполномоченным исполнительным органом государственной власти .... в сфере охраны окружающей среды мероприятия по уменьшению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий; не направлены в органы государственного экологического надзора документы для оформления разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; не разработаны и не утверждены в установленном законом порядке нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. (акт проверки ***, л.д. 28-30).

Аналогичные нарушения выявлены в результате проверки, проведенной 00.00.0000, акт за *** (л.д. 35-27).

Предприятию неоднократно выдавались предписания по устранению нарушений, устанавливались сроки их исполнения. Доказательств того, что требования предписаний были исполнены, суду в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в число которых входят нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (п. 1 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды").

Так, в соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.

Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Ответчик, имея стационарные источники – производственные площадки, оборудованные котельными, складами угля, складами шлака от сжигания угля: ...., ***, ...., *** «а», ...., ***а, ...., ***; ...., ***; ...., ***; ...., ***; ...., ***б; ...., ***в; д. Нижние Таволги, ...., ***а, 11а; 65 м западнее ....; ...., ***; ...., ***; ...., в нарушение указанных выше положений закона при осуществлении своей хозяйственной деятельности допускает выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 00.00.0000 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Факт осуществления деятельности и допущения вредных выбросов в атмосферный воздух подтвержден материалами дела.

Законом установлена презумпция опасности хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду. Следовательно, обязанность доказать соответствие такой деятельности требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды и обращения с отходами, возложена на ответчика. Между тем, доказательств, опровергающих доводы прокурора о том, что эксплуатация предприятия производится с грубыми нарушениями действующего законодательства, поскольку отсутствует разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, не представлены.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

В силу п. 2 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349, в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) обосновывается предполагаемое хозяйствующим субъектом обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной деятельности данного субъекта.

В соответствии с п. 2. Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок) порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

Пунктом 4 Порядка установлено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Согласно п. 5 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации".

В соответствии с п. 3 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721, при подготовке ПНООЛР используются материалы учета в области обращения с отходами; учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу в целом.

Вышеуказанные нормы права являются императивными и обязывают каждого хозяйствующего субъекта (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе деятельности которых образуются отходы, нормировать собственные отходы в ПНООЛР.

Нормирование в ПНООЛР отходов других лиц, в том числе с которыми хозяйствующий субъект состоит в обязательственных правоотношениях, нормативными правовыми актами не допускается.

МУП «Территория» НГО, являясь самостоятельным хозяйствующим субъектом, в соответствии с ч. 7 ст. 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления", должно самостоятельно представлять отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке, утвержденном Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности".

Иск подлежит удовлетворению.

Прокурор обратился в суд с настоящим иском в соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу требований статьи 206 ГПК РФ суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При этом суд исходит из того, что для исполнения судебного акта ответчику потребуются временные затраты.

С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Невьянского городского округа в размере 300 рублей на основании применения абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 194 – 199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Возложить обязанность на Муниципальное унитарное предприятие «Территория» Невьянского городского округа в срок до 00.00.0000:

- провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;

- разработать и утвердить в установленном порядке нормативы предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу;

- разработать и согласовать с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны окружающей среды мероприятия по уменьшению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий;

- направить в органы государственного экологического надзора документы для оформления разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- разработать и утвердить в установленном законом порядке нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Территория» Невьянского городского округа в бюджет Невьянского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей.

Ответчик вправе подать в Невьянский городской суд Свердловской области заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Одновременно должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи апелляционной жалобы через Невьянский городской суд.

Председательствующий –

2-631/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нижнетагильская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
МУП "Территория"
Суд
Невьянский городской суд Свердловской области
Дело на сайте суда
neviansky.svd.sudrf.ru
03.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2018Передача материалов судье
03.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2018Судебное заседание
29.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2018Передача материалов судье
29.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2018Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
13.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2018Копия заочного решения возвратилась невручённой
07.12.2018Дело оформлено
06.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2020Передача материалов судье
06.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2020Судебное заседание
06.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2020Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
06.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2020Копия заочного решения возвратилась невручённой
06.05.2020Дело оформлено
06.05.2020Дело передано в архив
30.07.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее