66RS0038-01-2018-000957-95
Дело №2-631/2018
Мотивированное решение
составлено 04 июля 2018 года
Р— Рђ Рћ Р§ Рќ Рћ Р• Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
Город Невьянск Свердловской области 30 июля 2018 года Невьянский городской суд Свердловской области
РІ составе: председательствующего СЃСѓРґСЊРё Балакиной Р.Рђ.,
при секретаре судебного заседания Шибаковой Е.Ю.,
с участием: помощника Невьянского городского прокурора Баданова С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию «Территория» Невьянского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,
установил:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию «Территория» Невьянского городского округа о возложении обязанности на МУП «Территория» Невьянского городского округа (далее – ответчик, МУП «Территория» НГО) до 30.11.2018 провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; разработать и утвердить в установленном порядке нормативы предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу; разработать и согласовать с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны окружающей среды мероприятия по уменьшению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий; направить в органы государственного экологического надзора документы для оформления разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработать и утвердить в установленном законом порядке нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки соблюдения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха ответчиком, установлено, что ответчику передано в хозяйственное ведение муниципальное имущество. Основным видом деятельности предприятия является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. Деятельность предприятия связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
С 2015 года, согласно проверок, у предприятия не проведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нормативы предельно допустимых выбросов не разработаны и не утверждены, отсутствует разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В результате деятельности предприятия образуются промышленные отходы 1-5 класса опасности, в том числе, золошлаковая смесь от сжигания угля.
На момент проверки отсутствует утвержденный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Неоднократные предписания органов государственного экологического контроля по устранению нарушений не исполнены.
РСЃРє мотивирован СЃРѕ ссылками РЅР° Федеральный закон РѕС‚ 10.01.2002 N 7-ФЗ "РћР± охране окружающей среды", Федеральный закон РѕС‚ 30.03.1999 в„–52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте судебного заседания.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений статьи 14 Международного Пакта РѕС‚ 16.12.1966 "Рћ гражданских Рё политических правах", того обстоятельства, что неявка лица, извещенного РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим РѕР± отказе РѕС‚ реализации своего права РЅР° непосредственное участие РІ судебном разбирательстве дела Рё иных процессуальных прав, поэтому РЅРµ является преградой для рассмотрения СЃСѓРґРѕРј дела РїРѕ существу, положений части 1 статьи 35, С‡. 1 СЃС‚. 113, СЃС‚. 155, С‡. 1 Рё 3 СЃС‚. 167, СЃС‚. 233 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, СЃСѓРґ полагает возможным рассмотреть гражданское дело РІ отсутствие представителя ответчика, РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ заочного производства.
Заслушав прокурора, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно статье 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях не должен оказывать вредное воздействие на человека (пункт 1). Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, обеспечению соответствия атмосферного воздуха санитарным правилам (пункт 4).
На основании пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений статьи 14 Федерального закона РѕС‚ 04.05.1999 N 96-ФЗ "РћР± охране атмосферного РІРѕР·РґСѓС…Р°", выброс вредных (загрязняющих) веществ РІ атмосферный РІРѕР·РґСѓС… стационарным источником допускается РЅР° основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти РІ области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, осуществляющими государственное управление РІ области охраны окружающей среды, РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, определенном Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
РР· материалов дела следует, что ответчик осуществляет деятельность РїРѕ производству, передаче Рё распределению пара Рё горячей РІРѕРґС‹ (тепловой энергии) котельными, обеспечение РёС… работоспобности (выписка РёР· ЕГРЮЛ, Р».Рґ. 10-17).
00.00.0000 Министерством природных ресурсов и экологии .... проведена плановая выездная проверка в отношении ответчика, в ходе которой установлено:
ответчиком не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; не утверждены нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;
не разработаны и не согласованы с уполномоченным исполнительным органом государственной власти .... в сфере охраны окружающей среды мероприятия по уменьшению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий; не направлены в органы государственного экологического надзора документы для оформления разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; не разработаны и не утверждены в установленном законом порядке нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. (акт проверки ***, л.д. 28-30).
Аналогичные нарушения выявлены в результате проверки, проведенной 00.00.0000, акт за *** (л.д. 35-27).
Предприятию неоднократно выдавались предписания по устранению нарушений, устанавливались сроки их исполнения. Доказательств того, что требования предписаний были исполнены, суду в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в число которых входят нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (п. 1 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды").
Так, в соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Ответчик, имея стационарные источники – производственные площадки, оборудованные котельными, складами угля, складами шлака от сжигания угля: ...., ***, ...., *** «а», ...., ***а, ...., ***; ...., ***; ...., ***; ...., ***; ...., ***б; ...., ***в; д. Нижние Таволги, ...., ***а, 11а; 65 м западнее ....; ...., ***; ...., ***; ...., в нарушение указанных выше положений закона при осуществлении своей хозяйственной деятельности допускает выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 00.00.0000 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Факт осуществления деятельности и допущения вредных выбросов в атмосферный воздух подтвержден материалами дела.
Законом установлена презумпция опасности хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду. Следовательно, обязанность доказать соответствие такой деятельности требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды и обращения с отходами, возложена на ответчика. Между тем, доказательств, опровергающих доводы прокурора о том, что эксплуатация предприятия производится с грубыми нарушениями действующего законодательства, поскольку отсутствует разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, не представлены.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Р’ соответствии СЃ Рї. 4 СЃС‚. 18 Федерального закона РѕС‚ 24.06.1998 N 89-ФЗ "РћР± отходах производства Рё потребления" юридические лица, Рндивидуальные предприниматели, юридические лица, РІ процессе хозяйственной Рё (или) РёРЅРѕР№ деятельности которых образуются отходы (Р·Р° исключением субъектов малого Рё среднего предпринимательства) РЅР° объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов Рё лимитов РЅР° РёС… размещение РІ соответствии СЃ методическими указаниями РїРѕ РёС… разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Рндивидуальные предприниматели, юридические лица, РІ процессе хозяйственной Рё (или) РёРЅРѕР№ деятельности которых образуются отходы (Р·Р° исключением субъектов малого Рё среднего предпринимательства) РЅР° объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов Рё лимитов РЅР° РёС… размещение РІ соответствии СЃ методическими указаниями РїРѕ РёС… разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ области обращения СЃ отходами.
В силу п. 2 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349, в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) обосновывается предполагаемое хозяйствующим субъектом обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной деятельности данного субъекта.
В соответствии с п. 2. Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок) порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
Пунктом 4 Порядка установлено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Согласно п. 5 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации".
В соответствии с п. 3 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721, при подготовке ПНООЛРиспользуются материалы учета в области обращения с отходами; учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу в целом.
Вышеуказанные нормы права являются императивными и обязывают каждого хозяйствующего субъекта (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе деятельности которых образуются отходы, нормировать собственные отходы в ПНООЛР.
Нормирование в ПНООЛРотходов других лиц, в том числе с которыми хозяйствующий субъект состоит в обязательственных правоотношениях, нормативными правовыми актами не допускается.
МУП «Территория» НГО, являясь самостоятельным хозяйствующим субъектом, в соответствии с ч. 7 ст. 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления", должно самостоятельно представлять отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке, утвержденном Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности".
РСЃРє подлежит удовлетворению.
Прокурор обратился в суд с настоящим иском в соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу требований статьи 206 ГПК РФ суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При этом суд исходит из того, что для исполнения судебного акта ответчику потребуются временные затраты.
С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Невьянского городского округа в размере 300 рублей на основании применения абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 194 – 199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Рсковые требования удовлетворить.
Возложить обязанность на Муниципальное унитарное предприятие «Территория» Невьянского городского округа в срок до 00.00.0000:
- провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;
- разработать и утвердить в установленном порядке нормативы предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу;
- разработать и согласовать с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны окружающей среды мероприятия по уменьшению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий;
- направить в органы государственного экологического надзора документы для оформления разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- разработать и утвердить в установленном законом порядке нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Территория» Невьянского городского округа в бюджет Невьянского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в Невьянский городской суд Свердловской области заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Одновременно должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи апелляционной жалобы через Невьянский городской суд.
Председательствующий –