Дело N 2-1889-2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2019 года г. Новосибирск
Ленинский районный суд г. Новосибирска
в лице судьи Синеока Ю.А.
при секретаре судебного заседания Гусаковой Е.В.
с участием истца Корнеевой Е.В., Зеленкиной Л.А. – представителя ГУ Управление ПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное), Палыга В.П. – представителя третьего лица ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница»
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Корнеевой Е.В. о признании права на досрочной назначение страховой пенсии по старости
у с т а н о в и л :
Корнеева Е.В. обратилась в суд с иском, которым просила:
-признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Новосибирска (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе Корнеевой Елене Владимировне в досрочном назначении страховой пенсии по старости,
- обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Новосибирска (межрайонное) назначить Корнеевой Елене Владимировне страховую пенсию по старости с 05.09.2018, включив в специальный стаж для назначения страховой пенсии периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры ультразвуковой диагностики, медицинской сестры ультразвуковых исследований в ГБУЗ НСО «ГНОКБ»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -обучение на курсах повышения квалификации;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры кабинета, медицинской сестры палатной в Прибытской участковой больнице на территории Республики Беларусь, а также просила взыскать с ответчика в ее пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обосновании иска истец указала на следующие обстоятельства.
Истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Новосибирска (межрайонное) за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № № истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
В трудовой стаж не были включены периоды работы истца в ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница»:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры ультразвуковой диагностики, медицинской сестры ультразвуковых исследований (согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ № № медицинской сестры),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации, а также период работы на территории Республики Беларусь с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры медицинской сестры палатной в Прибытской участковой больнице.
С данным решением от ДД.ММ.ГГГГ истец не согласна, поскольку вышеуказанные периоды работы и обучение на курсах повышения квалификации должны быть включены стаж работы для назначения пенсии.
В судебном заседании истец требования иска поддержала.
Представитель ответчика требования иска не признала, в то же время признала, что после ДД.ММ.ГГГГ характер работы и трудовые функции истца не изменились, изменилось только наименование должности.
Получив объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О страховых пенсиях" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Коренева Е.В. обратилась ДД.ММ.ГГГГ за назначением страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № № истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости (л.д. 16-24).
Ответчиком не включены в трудовой стаж периоды работы в ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры ультразвуковой диагностики, медицинской сестры ультразвуковых исследований, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации, а также период работы на территории Республики Беларусь с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры медицинской сестры палатной в Прибытской участковой больнице.
Продолжительность стажа Корнеевой Е.В. определена ответчиком в 22 года 09 месяцев 05 дней.
Как следует из материалов дела в период с 2000 г. по настоящее время истец работает в поликлинике ГБУЗ НСО «ГНОКБ» медицинской сестрой в кабинете ультразвуковых исследований.
В связи с тем, что штатное ГБУЗ НСО «ГНОКБ» содержало некорректное наименование занимаемой должности истца, действовавшим в тот период приказу Минздрава СССР от 21.07.1988 № 581 «О дальнейшем развитии и совершенствовании ультразвуковой диагностики в лечебно-профилактических учреждениях страны» и приказу Минздрава РСФСР от 02.08.1991 № 132 «О совершенствовании службы лучевой диагностики», администрацией ГБУЗ НСО «ГНОКБ» был издан приказ от 28.08.2018 № 840, которым внесены соответствующие изменения в штатные расписания 1989-2003 годов (л.д.12-13).
На основании вышеуказанного приказа, был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ № №, которым внесены соответствующие изменения в приказы по кадровому составу в отношении истца, в том числе по оспариваемым периодам работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
Таким образом, наименование занимаемой мной должности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ формально не соответствовало Перечню должностей среднего медицинского персонала, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10 2002 № № (применяется к периодам работы с 01.01.2002), и Списку должностей от 22.09.1999 № 066 (применяется к периодам работы с 01.11.1999 по 31.12.2001).
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Периоды обучения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж.
Данный вывод подтверждается судебной практикой Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года"
Согласно п. 2 ст. 11 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 2 Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 11.12.2018) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 2 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "О сотрудничестве в области социального обеспечения" настоящий Договор регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпадавших или подпадающих под действие законодательства Договаривающихся Сторон.
В силу п. 1 ст. 10 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "О сотрудничестве в области социального обеспечения" каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.
В соответствии п. 1 ст. 11 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "О сотрудничестве в области социального обеспечения" при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
Согласно п. 4 ст. 11 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "О сотрудничестве в области социального обеспечения" при определении права на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет (в Российской Федерации - досрочную трудовую пенсию по старости) учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях и в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон на аналогичных условиях, работах, в профессиях, должностях, учреждениях (организациях), кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
Как следует из п. 1 ст. 20 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "О сотрудничестве в области социального обеспечения" любое заявление о назначении или пересмотре пенсии или пособия, поданное согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, также считается заявлением, поданным согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны.
Необходимые для государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний документы, выданные на территории любой из Договаривающихся Сторон, принимаются без легализации (п. 1 ст. 21 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "О сотрудничестве в области социального обеспечения").
Согласно п. 1 ст. 23 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "О сотрудничестве в области социального обеспечения" Назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
Из вышеуказанных положений Договора о сотрудничестве следует, что при обращении гражданина одной из Договаривающихся Сторон в компетентный орган это Стороны с заявлением о назначении пенсии, имеющего страховой (трудовой) стаж в территориях Договаривающихся Сторон, применяются положения Договора сотрудничестве. И лишь в случае подачи гражданином специального заявления, по его желанию, может применяться законодательство Стороны, гражданином которой он является, без применения положений Договора.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В период с 20.01.1992 по 15.11.1994 истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. Согласно п.27 Постановления Пленума Верховного Суд. РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При этом если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Периоды работы истца в Прибытской участковой больнице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры палатной и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры врачебных кабинетов (включая период нахождения в отпуске по уходу за ребенком) должны подлежат включению в стаж для досрочного назначения пенсии.
Поскольку на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсией ДД.ММ.ГГГГ ее стаж работы при осуществлении лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения превышал 30 лет, ей должна быть назначена страховую пенсию по старости с даты первоначального обращения в пенсионный орган - с ДД.ММ.ГГГГ.
Решения Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Новосибирска, которым истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии подлежит отмене.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина, оплаченная ею при подач иска.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ,
р е ш и л :
Требования иска Корнеевой Елены Владимировны к ГУ Управление ПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное), о признании права на получение досрочной страховой пенсии по старости, удовлетворить.
Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Новосибирска (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе Корнеевой Е.В. в досрочном назначении страховой пенсии по старости, отменить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Новосибирска (межрайонное) назначить Корнеевой Елене Владимировне страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж для назначения страховой пенсии периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры ультразвуковой диагностики, медицинской сестры ультразвуковых исследований в ГБУЗ НСО «ГНОКБ»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -обучение на курсах повышения квалификации;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры кабинета, медицинской сестры палатной в Прибытской участковой больнице на территории Республики Беларусь.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Новосибирска (межрайонное) в пользу Корнеевой Елены Владимировны судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Ленинский районный суд г. Новосибирска в течение месяца после принятия решения в окончательном виде.
Решение изготовлено в окончательной форме 17.06.2019 года.
Судья: подпись Ю.А. Синеок
Подлинник решения в материалах дела № 2-1889/2019 Ленинского районного суда г.Новосибирска
УИД 54RS0006-01-2019-000710-35