Дело № 2- 397 /2018
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
11 декабря 2018 года
Красносельский районный суд Костромской области
в составе председательствующего судьи Сидорова Н.Ф.,
при секретаре Чесноковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красносельского района Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области о возложении обязанности определить места первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красносельского района Костромской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области о возложении обязанности определить места первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области и обязать ответчика надлежащим образом проинформировать потребителей ртутьсодержащих ламп на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района.
Требования истец обосновывает тем, что прокуратурой Красносельского района на основании указания прокуратуры Костромской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, а также законодательства, направленного на обеспечение безопасного обращения с отходами I и II классов опасности.
В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района, в нарушение пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 9 статьи 10 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 - (далее Правила) в полной мере не организована работа по сбору и вывозу отходов I и II классов опасности (отработанные ртутьсодержащие лампы) на территории сельского поселения.
В ходе проверки установлено, что места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Гридинского сельского поселения администрацией сельского поселения не определены, потребители не проинформированы.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» - (далее Закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 3 Закона об отходах производства и потребления, основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии со статьей 5 Закона об отходах производства и потребления установлено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами, в том числе относятся разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами.
На основании пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статье 10 Федерального закона от 23.11.2009 N 261- ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В свою очередь, Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 (ред. от 01.10.2013 года) утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде - (далее Правила).
Согласно пункту 2 Правил, отработанные ртутьсодержащие лампы - ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента.
Место первичного сбора и размещения - место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения.
В силу пунктов 5 и 6 Раздела II Правил, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов.
Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, за исключением размещения в местах первичного сбора и размещения и транспортирования до них.
Пункты 8, 8(1) и 8(2) раздела II Правил устанавливают, что органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
У потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
Место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, по согласованию с соответствующей специализированной организацией.
Согласно статье 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Принимая во внимание, что не определение места первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области свидетельствует о неправомерном обращении с опасными отходами производства и потребления и данные действия могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, прокурором Красносельского района принято решение об обращении в суд с соответствующим исковым заявлением.
На стадии подготовки дела к судебному разбирательству, прокурор Красносельского района Костромской области исковые требования уточнил. Просит обязать администрацию Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области определить места первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также обязать ответчика надлежащим образом проинформировать потребителей ртутьсодержащих ламп о местах предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Красносельского района Костромской области Лобова А.Е. уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик по делу-Администрация Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Исковые требования признает полностью и добровольно.
Выслушав помощника прокурора Красносельского района Костромской области, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск.
Ответчик по делу-Администрация Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области исковые требования признал полностью и добровольно, что подтвердил в своем письменном заявлении, данное признание иска не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, поэтому принимается судом.
В силу ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с положениями абз.2 части 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 196-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Красносельского района Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области удовлетворить.
Обязать администрацию Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области определить места первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области надлежащим образом проинформировать потребителей ртутьсодержащих ламп о местах предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в течение месяца со дня вынесения может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд.
Судья