дело №2а-163-22
РЕШЕНИЕ копия
Именем Российской Федерации
г.Сасово Рязанской области 01 февраля 2022 года
Сасовский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи - Андреева С.А.,
при секретаре - Корнеевой К.В.,
с участием:
помощника Сасовского межрайонного прокурора <адрес> - Пантиковой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Сасовского межрайонного прокурора <адрес> Попова Р.А. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к министерству транспорта и автомобильных дорог <адрес>, государственному казенному учреждению <адрес> «Дирекция дорог <адрес>» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий по установлению стационарного электрического освещения на автомобильной дороге,
УСТАНОВИЛ:
Сасовский межрайонный прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к министерству транспорта и автомобильных дорог <адрес>, ГКУ <адрес> «Дирекция дорог <адрес>», в котором просит:
- признать незаконным бездействие министерства транспорта и автомобильных дорог <адрес> и ГКУ <адрес> «Дирекция дорог <адрес>» в части невыполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильной дороге «Сасово-Восход-Кадом» с идентификационным номером 61 ОП РЗ 61К-030, проходящей по населенному пункту - <адрес> Доброй Надежды Сасовского <адрес>;
- обязать министерство транспорта и автомобильных дорог <адрес> в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства ГКУ <адрес> «Дирекция дорог <адрес>» для принятия мер по оборудованию стационарным электрическим освещением автомобильной дороги «Сасово-Восход-Кадом» с идентификационным номером 61 ОП РЗ 61К-030, проходящей по населенному пункту - <адрес> Доброй Надежды Сасовского <адрес>, в соответствии с требованиями п.4.6.1.1 ГОСТа Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;
- обязать ГКУ <адрес> «Дирекция дорог <адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по установлению стационарного электрического освещения на автомобильной дороге «Сасово-Восход-Кадом» с идентификационным номером 61 ОП РЗ 61К-030, проходящей по населенному пункту - <адрес> Доброй Надежды Сасовского <адрес>, в соответствии с требованиями п.4.6.1.1 ГОСТа Р52766-2007.
В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что Сасовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильной дороге «Сасово-Восход-Кадом» <адрес> с идентификационным номером 61 ОП РЗ 61К-030. Обязанность по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в <адрес> лежит на министерстве транспорта и автомобильных дорог <адрес>. В сентябре 2018 года было создано ГКУ <адрес> «Дирекция дорог <адрес>». Данное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий министерства транспорта и автомобильных дорог <адрес>. Согласно акту обследования автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГГГ № автомобильная дорога «Сасово-Восход-Кадом» с идентификационным номером 61 ОП РЗ 61К-030, проходящая по населенному пункту - <адрес> Доброй Надежды Сасовского <адрес>, не оборудована стационарным электрическим освещением, чем нарушены требования п.4.6.1.1 ГОСТа Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Нарушение законодательства о безопасности дорожного движения на соответствующей дороге создает реальную возможность причинения вреда жизни и здоровью как автомобилистов, так и пешеходов, влияет на безопасность дорожного движения и может привести к созданию аварийных ситуаций на автомобильной дороге, дорожно-транспортным происшествиям, которые могут повлечь гибель и травматизм неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Административный ответчик министерство транспорта и автомобильных дорог <адрес> о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, представитель в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
Административный ответчик ГКУ <адрес> «Дирекция дорог <адрес>» о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, представитель в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
В судебном заседании помощник прокурора Пантикова М.М. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании незаконными оспариваемых решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, допускается, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с п.п.11 п.2 ст.26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, организации дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Согласно ст.ст.1,<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти <адрес> в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории <адрес>» от имени <адрес> в правоотношениях в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории <адрес> центральным исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным <адрес>, является министерство транспорта и автомобильных дорог <адрес>, на которое возложена обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог на территории <адрес> и осуществление регионального государственного надзора за обеспечением их сохранности (п.п.1, 11 ст.4).
В силу п.1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон №257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью.
Согласно абз.8 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон №196-ФЗ) дорога представляет собой обустроенную или приспособленную и используемую для движения транспортных средств полосу земли либо поверхность искусственного сооружения.
В соответствии с п.п.1, 2, 11 ст.12 Федерального закона №257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели.
В силу абз.2, 6, 7 ст.5 Федерального закона №196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Согласно п.3 ст.6 Федерального закона №196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Пунктом 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» предусмотрено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают, в том числе, на участках, проходящим по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Судом установлено, что Сасовской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильной дороге «Сасово-Восход-Кадом» с идентификационным номером 61 ОП РЗ 61К-030.
Согласно акту обследования автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГГГ №, а также фототаблице на вышеназванной автомобильной дороге, проходящей по населенному пункту - <адрес> Доброй Надежды Сасовского <адрес>, отсутствует стационарное электрическое освещение, чем нарушены требования п.4.6.1.1 ГОСТа Р52766-2007.
Согласно приложениям 1 и 2 к Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес> с присвоением им идентификационных номеров» автомобильная дорога «Сасово-Восход-Кадом» (идентификационный № ОП РЗ 61К-030), протяженностью 22,3 км., является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения.
В силу п.2 ст.15 Федерального закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 раздела I Положения о <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, министерство транспорта и автомобильных дорог <адрес> является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес> специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории <адрес> в сфере транспорта, использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координирующим деятельность в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти <адрес>, государственных учреждений <адрес>.
В сентябре 2018 года было создано ГКУ <адрес> «Дирекция дорог <адрес>», которое является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий министерства транспорта и автомобильных дорог <адрес>.
Именно министерство транспорта и автомобильных дорог <адрес>, как учредитель ГКУ <адрес> «Дирекция дорог <адрес>», осуществляет, в том числе полномочия по финансовому обеспечению деятельности данного казенного учреждения.
Таким образом, судом установлен факт незаконного бездействия со стороны административных ответчиков в части неисполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильной дороге «Сасово-Восход-Кадом» с идентификационным номером 61 ОП РЗ 61К-030, проходящей по населенному пункту - <адрес> Доброй Надежды Сасовского <адрес>, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
В нарушение положений ч.1 ст.62 КАС РФ доказательств того, что спорный участок автомобильной дороги соответствует требованиям п.4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 административными ответчиками в суд не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Сасовского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к министерству транспорта и автомобильных дорог <адрес>, ГКУ <адрес> «Дирекция дорог <адрес>» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий по установлению стационарного электрического освещения на автомобильной дороге «Сасово-Восход-Кадом» с идентификационным номером 61 ОП РЗ 61К-030, проходящей по населенному пункту - <адрес> Доброй Надежды Сасовского <адрес>, подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) суд указывает срок устранения нарушений.
Учитывая необходимость соблюдения баланса интересов сторон и принцип разумности, а также то, что требования ГОСТа Р 52766-2007 являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, суд полагает возможным установить министерству транспорта и автомобильных дорог <адрес> срок для выделения ГКУ <адрес> «Дирекция дорог <адрес>» денежных средств -
два месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а непосредственно ГКУ <адрес> «Дирекция дорог <адрес>» для принятия мер по установлению стационарного электрического освещения на автомобильной дороге - до ДД.ММ.ГГГГ.
В данном случае, суд полагает, что установленный срок отвечает принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░ <░░░░░> «░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░-░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 61 ░░ ░░ 61░-030, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - <░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> «░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>» ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░-░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 61 ░░ ░░ 61░-030, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - <░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.4.6.1.1 ░░░░░ ░52766-2007 «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> «░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░-░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 61 ░░ ░░ 61░-030, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - <░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.4.6.1.1 ░░░░░ ░52766-2007 «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░».
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░ <░░░░░> «░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░