Решение по делу № 2-3844/2024 от 29.07.2024

Дело № 2-3844/2024

УИД № 44RS0001-01-2024-007199-78

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 сентября 2024 года                        г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Комиссаровой Е.А., при секретаре Приказчиковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарьинского межрайонного прокурора в интересах Ш.Л. к Департаменту здравоохранения Костромской области об обеспечении медицинскими изделиями,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шарьинской межрайонной прокуратуры обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с иском в интересах Ш.Л., требования обоснованы тем, что Шарьинской межрайонной прокуратурой на основании заявления Ш.Л. по вопросам не обеспечения её как страдающей заболеванием сахарный диабет, не в полном объеме медицинскими изделиями, проведена проверка и установлено, что Ш.Л. <дата> г.р. состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Шарьинская ОБ» с диагнозом: сахарный диабет 2 типа, целевой пикированный гемоглобин <7,0%, в соответствии с установленным диагнозом ей назначено лечение с применением соответствующих лекарственных препаратов назначенных врачом-эндокринологом. Кроме того, Ш.Л. в связи с наличием указанного заболевания необходим контроль уровня сахара в крови с использованием глюкометра «OneTouch Selekt Plus», поскольку у пациента имеется только указанный глюкометр. Согласно реестров выписанных рецептов представленных ОГБУЗ «Шарьинская центральная больница им. Каверина В.Ф.», Департамента здравоохранения Костромской области Ш.Л. тест -полосками, для проведения диагностики уровня сахара в крови не обеспечивалась. По причине отсутствия медицинских изделий в аптечном пункте рецепты на медицинские изделия выписывались не всегда. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (п. 5 ч. 2). Постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, согласно разделу V которой источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования. Пунктом 2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России. Пунктом 4 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. ч. 2, 4 ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»). Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством РФ. В силу п. п. 1, 4 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов РФ. В соответствии с подп. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится: организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам. Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций. Постановлением Администрации Костромской области от 29.12.2020 № 648-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2021 год, на плановый период 2022 и 2023 годов. В соответствии с п. 37 данной программы за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и в приложении № 1 к данному постановлению предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание «диабет», лекарственных средств и медицинских изделий. В соответствии с положениям ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга. Исходя из указанного, тест-полоски к глюкометру, иглы для глюкометра (ланцеты), иглы для инсулиновых шприц ручек являются медицинскими изделиями, применяемыми для определения и регулирования уровня глюкозы в крови в соответствии с приказом Минздрава РФ от 09.11.2012 № 858н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при инсулиннезависимом сахарном диабете». Анализ приведенных правовых норм в их системном единстве свидетельствует о том, что право граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении диабета является государственной гарантией, обеспечиваемой за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом по смыслу вышеназванных нормативных правовых актов реализация данного права осуществляется на всей территории Российской Федерации и не может быть поставлена в зависимость от правового регулирования, введенного в отдельном субъекте Российской Федерации. При таких обстоятельствах бесплатному обеспечению тест-полосками для проведения диагностики сахара в крови, иглами для шприцручки, иглами для глюкометра (ланцеты) подлежат не только граждане до 18 лет. В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (пункт 1 части 4 статьи 81). Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 № 748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру не только детей, но и взрослых, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом. В связи с изложенным, ограничение круга лиц, которые подлежат обеспечению тестами для определения глюкозы в крови не отвечает требованиям закона. Необходимость в обеспечении Ш.Л. именно указанными тест полосками к используемому глюкометру «ОnеТоuch Selekt Plus», обусловлена наличием и постоянным использованием пациентом указанным глюкометром. Вместе с тем, Департаментом здравоохранения региона в целях реализации своих полномочий осуществляется закупка тест-полосок различных производителей, без учета заявок медицинского учреждения, закупаемые тест полоски не совместимы с глюкометрами имеющимися у пациентов. Финансовая возможность приобретать различные глюкометры у пациентов, как правило отсутствует. В рамках предоставления социальных услуг гражданам должны предоставляться именно те тест-полоски, в которых у них имеется потребность, исходя из фактически используемой ими модели глюкометра. Это следует непосредственно из содержания пункта 1 части 1 статьи 6.2 Закона № 178-ФЗ, подпункта 1 пункта 1.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 г. № 328, согласно которым, в состав предоставляемого льготникам набора социальных услуг включается социальная услуга по обеспечению именно необходимыми изделиями медицинского назначения. То же самое правило применяется и в отношении лиц, которые получают тест-полоски на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», так как надлежащая социальная поддержка граждан обеспечивается исключительно при условии предоставления тест-полосок, совместимых с глюкометрами, имеющимися в распоряжении больного сахарным диабетом. Кроме того, при формировании лечебным учреждением ОГБУЗ «Шарьинская ЦРБ» ежегодной заявки направляемой в Департамент здравоохранения в отношении каждого пациента указывается потребность в тест-полосках конкретного наименования исходя из наличия у пациента глюкометра в пользовании. Таким образом, Ш.Л. как лицо страдающее заболеванием сахарный диабет подлежит обеспечению медицинскими изделиями в виде тест-полоски к глюкометру, бесплатно. Неполучение соответствующих медицинских изделий Ш.Л. свидетельствует о ненадлежащей организации обеспечения медицинскими изделиями со стороны Департамента здравоохранения Костромской области, может повлечь угрозу жизни и здоровья пациента.

Истцы просят обязать Департамент здравоохранения по Костромской области (ИНН 4401004514, ОГРН 1024400523564) организовать бесперебойное обеспечение Ш.Л., ..., медицинскими изделиями в виде тест-полосок к глюкометру, в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями.

В судебном заседании прокурор О.Л., действующая по поручению Прокурора Шарьинской межрайонной прокуратуры исковые требования поддержала.

Истец Ш.Л. о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, в судебном заседании не участвует.

Ответчик Департамента здравоохранения Костромской области, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечил.

В силу ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).

В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ).

Согласно ст. 43 Федерального закона № 323-ФЗ, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях (ч. 1). Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2).

Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2007 г. N 748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру лиц, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

На основании ч. 1 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.П. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно

В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатное оказание медицинской помощи Правительством РФ принято постановление от 29 декабря 2022 года № 2497, которым утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024-2025 г., которая в третьем разделе предусматривает обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации (в соответствии с разделом V Программы).

В разделе 5 названной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом территориальные программы должны приниматься в соответствии с Федеральной программой.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень согласно которому диабет относится к категории заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, лицам с заболеванием «диабет» предусмотрено бесплатное предоставление всех лекарственных средств, этилового спирта, инсулиновых шприцов, шприцов типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, игл к ним, средств диагностики.

В соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (ч. 1 ст. 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (п. 1 ч. 4 ст. 81).

Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 года № 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», к медицинским изделиям, отпускаемым по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, относятся, в частности, иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.

Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 №748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру.

Таким образом, тест-полоски относятся к медицинским изделиям (принадлежность средства диагностики глюкометра, являющегося тест-системой мониторинга глюкозы в крови для самоконтроля при лечении сахарного диабета и отнесенного к средствам диагностики согласно ГОСТ Р ИСО 15197-2015, утвержденному Приказом Госстандарта от 27.04.2015 N 299-ст "Об утверждении национального стандарта").

Соответственно, бесплатное предоставление указанных расходных материалов входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется на основании рецепта врача и не требует решения врачебной комиссии.

В соответствии с положениям ч.1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).

Из анализа приведенных норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, который субъект Российской Федерации может только дополнить. Иных полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения лекарственными препаратами граждан федеральным законодательством не предусмотрено.

В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

К полномочиям департамента относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50% за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 27); координация деятельности субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории Костромской области (п. 28).

Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

Судом установлено, что Ш.Л. обратилась к прокурору Шарьинской межрайонной прокуратуры с заявлением, в котором просит обратиться в суд с иском об обязании Департамента здравоохранения Костромской области организовать обеспечение ее медицинскими изделиями в виде тест-полосок к глюкометру «ОnеТоuch Selekt Plus», поскольку по рецептам льготными медицинскими изделиями она не обеспечивалась по причине их отсутствия в аптечном пункте.

Прокурором Шарьнской межрайонной прокуратуры проведена проверка на основании обращения Ш.Л. и установлено, что Ш.Л. <дата> г.р. с <дата> года состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Шарьинская ЦРБ» с диагнозом: сахарный диабет 2 типа, целевой пикированный гемоглобин <7,0%, назначено лечение с применением соответствующих лекарственных препаратов, а так же контроль уровня сахара в крови с использованием глюкометра «OneTouch Selekt Plus» 10 измерений в неделю, поскольку у пациента имеется только указанный глюкометр.

Как усматривается из письма ОГБУЗ «Шарьинская ЦРБ» Ш.Л. включена в ежегодную заявку, в 2023 году не сообщила марку глюкометра до июля месяца, тест полоски в 2024 не выписывались с <дата> по <дата> в соответствии с письмом Департамента здравоохранения КО и устным распоряжением.

Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование данной государственной гарантии за счет собственного бюджета на основании соответствующего перечня, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, который субъект Российской Федерации может только дополнить. Иных полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения лекарственными препаратами граждан федеральным законодательством не предусмотрено.

В рамках исполнения полномочий по организации лекарственного обеспечения населения приказом Департамента здравоохранения Костромской области от 20.12.2018 № 695 утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении (далее по тексту - Порядок №695).

В соответствии с пунктами 1.3.6, 1.5, 2.1 Порядка № 695 под региональными льготниками понимаются жители Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств областного бюджета имеют региональные льготники, включенные в Регистр региональных льготников, а также федеральные льготники (при невозможности обеспечения их за счет средств федерального бюджета).

Медицинская организация, к которой федеральный и региональный льготник прикреплен для получения амбулаторно-поликлинической помощи, осуществляет выписывание рецептов.

Выписывание рецептов в медицинской организации осуществляется лечащим врачом (фельдшером) на основании Справочника лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания (далее - Справочник препаратов), который формируется Департаментом на основании государственных контрактов, заключенных поставщиками (п. 2.4 Порядка №695).

Согласно п. 2.7 Порядка № 695 отпуск лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания федеральным и региональным льготникам осуществляет уполномоченная медицинская организация (определяется ежегодно на основании заключения государственных контрактов) через собственные и/или привлеченные на договорной основе аптечные организации (пункты отпуска).

Необходимость в обеспечении Ш.Л. тест- полосками к используемому глюкометру «ОnеТоuch Selekt Plus», обусловлена наличием и постоянным использованием пациентом указанным глюкометром.

Вместе с тем, Департаментом здравоохранения региона в целях реализации своих полномочий осуществляется закупка тест-полосок различных производителей, без учета заявок медицинского учреждения, закупаемые тест полоски не совместимы с глюкометрами имеющимися у пациентов.

Финансовая возможность приобретать различные глюкометры у пациентов, как правило отсутствует. В рамках предоставления социальных услуг гражданам должны предоставляться именно те тест-полоски, в которых у них имеется потребность, исходя из фактически используемой ими модели глюкометра.

Это следует непосредственно из содержания пункта 1 части 1 статьи 6.2 Закона № 178-ФЗ, подпункта 1 пункта 1.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 г. № 328, согласно которым, в состав предоставляемого льготникам набора социальных услуг включается социальная услуга по обеспечению именно необходимыми изделиями медицинского назначения.

То же самое правило применяется и в отношении лиц, которые получают тест-полоски на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», так как надлежащая социальная поддержка граждан обеспечивается исключительно при условии предоставления тест-полосок, совместимых с глюкометрами, имеющимися в распоряжении больного сахарным диабетом.

Кроме того, при формировании лечебным учреждением ОГБУЗ «Шарьинская ЦРБ» ежегодной заявки направляемой в Департамент здравоохранения в отношении каждого пациента указывается потребность в тест-полосках конкретного наименования исходя из наличия у пациента глюкометра в пользовании.

Как следует из представленного счета пациента за 2023 г., спорными медицинскими изделиями Ш.Л. в необходимом количестве не обеспечивалась.

Поскольку в рамках рассмотрения дела подтвержден факт нарушения прав истца вследствие необеспечения тест-полосками и инсулиновыми иглами, согласно медицинским показаниям, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Шарьинского межрайоного прокурора в интересах Ш.Л. удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения по Костромской области (ИНН 4401004514, ОГРН 1024400523564) организовать бесперебойное обеспечение Ш.Л., ..., медицинскими изделиями в виде тест-полосок к глюкометру, в необходимом количестве по медицинским показаниям до их отмены лечащим врачом.

Разъяснить ответчику, что он вправе в течение семи дней с момента получения копии заочного решения подать в Свердловский районный суд г. Костромы заявление об отмене решения, в котором должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья     

2-3844/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шарьинский межрайонный прокурор КО
Шишова Людмила Валерьевна
Ответчики
Департамент здравоохранения КО
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Комиссарова Елена Александровна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
29.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.07.2024Передача материалов судье
31.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.09.2024Предварительное судебное заседание
24.09.2024Судебное заседание
07.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
14.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
24.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее