Дело № 2а-2140/26-2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2019 года г. Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи Скрипкиной Е.Ю.,
при секретаре Мишиной В.О.,
с участием:
представителя административного истца Клыкова А.И.., представившего ордер от ДД.ММ.ГГГГ №, удостоверение №, выданное Управлением Минюста России по Курской области ДД.ММ.ГГГГ, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №,
представителя административного ответчика призывной комиссии муниципального образования «Город Курск» по Центральному и Сеймскому округам г. Курска Зорина Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сидорова Владимира Николаевича к призывной комиссии МО «Город Курск» по Центральному и Сеймскому округам, ФКУ «Военный комиссариат Курской области», Военному комиссариату по Центральному и Сеймскому округам г. Курска о признании незаконным решения Военного комиссариата по Центральному и Сеймскому округам г. Курска о выдаче справки взамен военного билета,
УСТАНОВИЛ:
Сидоров В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату по Центральному и Сеймскому округам г. Курска о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче справки взамен военного билета и возложении обязанности выдать военный билет, указав, что ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией военного комиссариата по Центральному и Сеймскому округам муниципального образования «Город Курск» в отношении административного истца было вынесено решение о том, что он не прошел военную службу, не имея на то законных оснований; ДД.ММ.ГГГГ Сидоров В.Н. обратился в военный комиссариат с заявлением о выдаче военного билета; ДД.ММ.ГГГГ в его адрес был отправлен ответ № о том, что ему взамен военного билета будет выдана справка; Сидоров В.Н. свои обязанности, предусмотренные законом, исполнил, а нарушения имелись лишь со стороны отдела военного комиссариата Сеймского округа г. Курска, который не проводил в отношении Сидорова В.Н. мероприятий, связанных с призывом на военную службу; по независящим от Сидорова В.Н. причинам его не поставили на учет и ни разу не
вызывали в военкомат; заключение призывной комиссии в части выдачи справки взамен военного билета и не выдача военного билета нарушает права Сидорова В.Н., поскольку ограничивает его в правах, не дает возможности трудоустроиться в учреждение, где требуют военный билет.
Определением от 14 февраля 2019 года к участию в деле в качестве в качестве административных соответчиков привлечены призывная комиссия военного комиссариата по Центральному и Сеймскому округам муниципального образования «Город Курск» и Военный комиссариат Курской области.
Административный истец Сидоров В.Н. в судебное заседание не явился, воспользовался своим правом ведения дела через представителя.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата по Центральному и Сеймскому округам г. Курска в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Курской области» ФИО6 в судебное заседание не допущена, поскольку не представила доказательства наличия у нее высшего юридического образования.
Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а такжеиныеучастники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд с учетом мнения лиц, участвовавших в судебном заседании, полагал возможным дело рассмотреть в отсутствие административного истца Сидорова В.Н., представителей административных ответчиков Военного комиссариата по Центральному и Сеймскому округам г. Курска, и ФКУ «Военный комиссариат Курской области».
В ходе судебного заседания представитель административного истца Клыков А.И. административный иск поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика призывной комиссии муниципального образования «Город Курск» по Центральному и Сеймскому округам Зорина Е.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска, поскольку Сидоров В.Н. на первоначальный учет не вставал, приписного свидетельства не имеет, т.е. он уклонился от прохождения военной службы.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или ины-
ми публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии со ст. 1 федерального закона от 28.03.1998г. № 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе: призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву: пребывание в запасе: призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 54 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании доку-
ментов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную
службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики" неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
В судебном заседании установлено, что решением призывной комиссии
муниципального образования «Город Курск» по Центральному и Сеймскому округам (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) Сидорову В.Н. установлена категория годности А, показатель предназначения -2, и Сидоров В.Н. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В связи с указанным решением Военный комиссариат Центрального и Сеймского округов г. Курска письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщил Сидорову В.Н. о необходимости обратиться с заявлением о выдаче справки взамен военного билета.
Как следует из решения призывной комиссии муниципального образования «Город Курск» по Центральному и Сеймскому округам (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) Сидоров В.Н. на воинском учете не состоял.
Данный факт представитель административного истца Клыков А.И. в судебном заседании не отрицал.
Согласно ст. 9 федерального закона 28марта1998года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с п. 6 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (приложение № 1 к приказу Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663») при выявлении граждан, не поставленных по каким-либо причинам на воинский учет в установленные сроки, их постановка на воинский учет осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года.
Согласно объяснениям представителя административного истца Клыкова А.И. Сидоров В.И. приходил в военкомат примерно в 20-летнем возрасте уточнить почему он не стоит на учете, почему его не призывают на военную службу, но Сидорову В.Н. сказали ждать повестку.
Однако доказательств данному факту не представлено.
При таких обстоятельствах призывная комиссия муниципального образования «Город Курск» по Центральному и Сеймскому округам обоснованно признала Сидорова В.Н. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Согласно п. 1 Порядка ведения и хранения справки взамен военного билета, утвержденного приказом министра обороны РФ от 18.07.2014 года N 495,
справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности. Бланк справки, взамен военного билета, является защищенной полиграфической продукцией уровня "В". Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
В связи с изложенным в отношении Сидорова В.Н. обоснованно принято решение о выдаче справки взамен военного билета.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Сидорова В.Н. не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Сидорова Владимира Николаевича к призывной комиссии МО «Город Курск» по Центральному и Сеймскому округам, ФКУ «Военный комиссариат Курской области», Военному комиссариату по Центральному и Сеймскому округам г. Курска о признании незаконным решения Военного комиссариата по Центральному и Сеймскому округам г. Курска о выдаче справки взамен военного билета.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд, через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 05 марта 2019 года.
Судья: подпись Е.Ю. Скрипкина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>