Решение по делу № 8Г-59/2022 [88-3290/2022] от 10.01.2022

    УИД - 51RS0001-01-2020-006681-35

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-3290/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Санкт-Петербург                                                  21 февраля 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего         Ирышковой Т.В.,

судей                     Смирновой О.В., Цоя А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-230/2021 по иску Фортеса Артура Александровича к администрации г. Мурманска о взыскании социальной выплаты на приобретение жилого помещения по кассационной жалобе Фортеса А.А. на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 21 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 21 июля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Фортес А.А. обратился в суд с иском к администрации г. Мурманска, просил взыскать денежные средства, выданные согласно свидетельству о праве на получение социальной выплаты, в размере 535 680 руб., государственную пошлину 8 557 руб.

Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 21 января 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 21 июля 2021 г., в удовлетворении исковых требований Фортеса А.А. отказано.

В кассационной жалобе Фортеса А.А. ставится вопрос об отмене судебных постановлений.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский процессуальный кодекс).

Судом при рассмотрении дела установлено, что Фортес А.А. и Фортес Н.Т. состоят в браке с 16 октября 2015 г., от брака имеют несовершеннолетнюю дочь Фортес Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

10 апреля 2017 г. Фортес А.А. обратился в администрацию г. Мурманска с заявлением о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях и включения в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых и многодетных семей города Мурманска» на 2014–2019 гг.

Постановлением администрации г. Мурманска от 15 апреля 2016 г. № 964 Фортес А.А. и члены его семьи в составе двух человек признаны нуждающимися в жилом помещении и приняты на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении со дня регистрации заявления о принятии на учёт в книге регистрации заявлений.

Постановлением администрации г. Мурманска от 10 августа 2016 г. № 2430 в постановление от 15 апреля 2016 г. № 964 внесены изменения в части состава семьи, который увеличен до трёх человек.

Уведомлением Комитета по экономическому развитию от 21 апреля 2017 г. Фортес А.А. поставлен в известность, что согласно решению Комиссии от 19 апреля 2017 г. семья Фортес А.А. признана участником подпрограммы 2018 г.

29 апреля 2020 г. администрацией г. Мурманска семье Фортес А.А. выдано свидетельство серии ХХ-ПП о праве на получение социальной выплаты в размере 535 680 руб. для приобретения (строительства) жилья на территории г. Мурманска.

29 апреля 2020 г. между администрацией г. Мурманска в лице председателя Комитета по экономическому развитию администрации г. Мурманска и Фортес А.А. заключен договор о предоставлении социальной выплаты, по условиям которого Комитет предоставляет участнику Подпрограммы в соответствии с постановлением администрации г. Мурманска от 6 апреля 2020 г. № 911 социальную выплату в размере 535 680 руб. согласно свидетельству о праве на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, расположенного в пределах административно-территориальных границ муниципального образования г. Мурманск.

14 августа 2020 г. между Ферзилаевой М.К. (продавец) и Фортес А.А. (покупатель) заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, стоимостью 3 300 000 руб.

Согласно пунктам 2.2.2, 2.2.32 договора часть стоимости квартиры в размере 2 600 000 руб. покупатель оплачивает продавцу за счёт целевых кредитных денежных средств, предоставленных ПАО «Сбербанк»,164 320 руб. – собственных средств, 535 368 руб. – средств социальной выплаты на приобретение жилья.

Согласно нотариально удостоверенному обязательству Фортес А.А. обязался приобретенное жилое помещение оформить в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве (Фортес А.А., Фортес Н.Т., Фортес Г.А.) с определением размера долей по соглашению в течение шести месяцев после снятия обременения с жилого помещения.

Из протокола заседания комиссии Комитета по экономическому развитию администрации г. Мурманска по рассмотрению заявлений и принятию решений о включении молодых и многодетных семей в списки получателей социальной выплаты от 23 сентября 2020 г. № 25/20 следует, что по результатам проверки сведений представленных Фортес А.А. комиссией установлено приобретение одним из супругов в период брака квартиры у близкого родственника – матери супруги истца Ферзилаевой М.К.

Уведомлением Комитета по экономическому развитию администрации города Мурманска от 23 сентября 2020 г. Фортес А.А. отказано в перечислении социальной выплаты на приобретение жилья в связи с несоответствием жилого помещения пункту 1.2 Порядка предоставления социальных выплат молодым и многодетным семьям-участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых и многодетных семей города Мурманска» на 2018–2024 гг.», утверждённого постановлением администрации города Мурманска от 15 января 2014 г. № 77 (далее – Порядок предоставления социальных выплат), устанавливающим ограничение на использование социальной выплаты для приобретения жилого помещения у близких родственников.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 40, 72, 76 Конституции Российской Федерации, разделом 3 подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015–2020 годы», Правилами «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы», утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, Порядком предоставления социальных выплат, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15 января 2015 г. № 3-О, от 23 апреля 2015 г. № 997-О, принимая во внимание, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер использования, исходил из несоблюдения истцом ограничения на использование социальной выплаты для приобретения жилого помещения у близких родственников, нарушения требований пункта 1.2 Порядка предоставления социальных выплат.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда указала, что оформление квартиры в общую собственность всех членов семьи, в том числе супруги Фортес Н.Т., правомерно квалифицировано приобретением жилого помещения у близкого родственника (родной матери супруги).

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, вышеуказанным нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Российская Федерация, согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, определение конкретных жилищных гарантий, их содержания и круга лиц, на которых они распространяются, а также определение условий и порядка предоставления государственной поддержки молодым семьям являются прерогативой законодателя, который в этих целях учитывает специфику конкретных общественных отношений, реальные финансово-экономические и иные возможности, имеющиеся у государства.

Судом правильно указано, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер использования, поэтому несоблюдение истцом, участником подпрограммы, ограничения на использование социальной выплаты для приобретения жилого помещения у близких родственников, к категории которых согласно абзацу третьему статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации отнесены родственники по прямой восходящей линии (родители и дети), влечёт отказ в перечислении социальной выплаты на приобретение жилья.

Доводы кассационной жалобы о приобретении жилого помещения у матери супруга, не являющейся истцу, покупателю недвижимости, близким родственником; нарушении ответчиком обязательств, установленных договором о предоставлении социальной выплаты, основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, тождественны доводам апелляционной жалобы, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса не отнесено к компетенции суда кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах, а также учитывая общепризнанный принцип правовой определённости, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренный статьёй 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 21 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 21 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Фортеса Артура Александровича – без удовлетворения.

Председательствующий

судьи

8Г-59/2022 [88-3290/2022]

Категория:
Гражданские
Истцы
Фортес Артур Александрович
Ответчики
Администрация г. Мурманска
Другие
Комитет имущественных отношений города Мурманска
Шарков Андрей Викторович
Комитет по экономическому развитию администрации г. Мурманска
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Смирнова Ольга Васильевна
Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru
21.02.2022Судебное заседание
21.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее