Дело № 2-1227/2023
37RS0012-01-2023-001390-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2023 года город Иваново
Октябрьский районный суд города Иваново в составе:
председательствующего судьи Егоровой А.А.,
при секретаре Соловьевой К.А.,
с участием представителя истца Кашиной Н.В.,
представителей ответчика и третьих лиц Соловьевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ивановской области к Федеральному казенному учреждению следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ивановской области об обязании выполнить ремонтные работы,
установил:
Заместитель прокурора Ивановской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» (далее по тексту ФКУ СИЗО-1) об обязании выполнить ремонт камер помещений карцера цокольного этажа режимного корпуса №.
Требования мотивированы следующими обстоятельствами. Прокуратурой Ивановской области в ФКУ СИЗО-1 проведена проверка соблюдения администрацией исправительного учреждения требований уголовно-исполнительного и иного законодательства Российской Федерации, в ходе которой установлено, что в указанном следственном изоляторе не в полной мере выполняются требования законодательства об обеспечении осужденным материально-бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены санитарии и пожарной безопасности. В 2022-2023 годах прокуратурой Ивановской области в ФКУ СИЗО-1 неоднократно проводились проверки соблюдения требований уголовно- исполнительного и иного законодательства. В связи с выявленными нарушениями законов выносились акты прокурорского реагирования, однако нарушения, касающиеся санитарно-технического состояния камер помещений карцера, расположенных в режимном корпусе № следственного изолятора, не устранены. По результатам проведенной прокуратурой области проверки в ФКУ СИЗО-1 30.01.2023 начальнику учреждения внесено представление об устранении выявленных нарушений, в котором, в частности, отмечено неудовлетворительное состояния камер карцера. Представление рассмотрено, удовлетворено, недостатки признаны, но не устранены ввиду отсутствия необходимого финансирования. Повторная проверка ФКУ СИЗО-1 в апреле 2023 года показала, что указанные нарушения по-прежнему присутствуют.
На основании изложенного, истец просит суд обязать ФКУ СИЗО-1 в срок до 01.06.2024 выполнить ремонт камер помещений карцера цокольного этажа режимного корпуса <адрес>, кадастровый №): в камерах №№ заменить электрические лампы дневного света, установить оконные блоки, обеспечивающие необходимое уплотнение и изоляцию, обработать поверхности стен и потолков от плесени, произвести покраску стен и оштукатуривание потолка, восстановить напольное покрытие, произвести замену раковины, унитаза, водоразборных устройств, канализационных труб, установить ограждения и двери, обеспечивающие приватность в санитарном узле, оборудовать вызывной сигнализацией и радиоприемником для вещания общегосударственных программ.
Представитель истца – помощник прокурора Кашина Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что отсутствие и недостаточное финансирование не является основанием для неисполнение предписания прокурора и необеспечения надлежащих условий содержания осужденным.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, УФСИН России по Ивановской области, ФСИН России по доверенностям Соловьева Д.А. в судебном заседании иск не признала, представила письменные пояснения, в которых указывала, что финансирование деятельности учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета. Отсутствие финансирование является обстоятельством, не зависящим от ФКУ СИЗО-1. Поскольку ФКУ СИЗО-1 не располагает необходимыми средствами, в УФСИН России по Ивановской области неоднократно направлялись заявки об оказании содействия в выделении денежных средств на приобретение необходимых материалов и проведения ремонтных работ.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Согласно ст. 32 и ч. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор осуществляет надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания в исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание. Кроме этого, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ст. 4 ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ) содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации, и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, обеспечения гарантий прав и законных интересов лиц, содержащихся в следственных изоляторах, регламентируется выше названным законом, а также ведомственными нормативными актами.
В соответствии со ст. 23 ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Статьей 15 ФЗ от 15.07.1995 N 103-ФЗ установлено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно Уставу ФКУ СИЗО-1, утвержденному приказом ФСИН России от 09.03.2011 № 134 (л.д. 13-26), учреждение является юридическим лицом (п. 1.7 Устава); учреждение вправе выступать в качестве ответчика в судах (п. 1.9 Устава).
Предметом и целью деятельности учреждения является содержание под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных; создание подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов (п. 2.1 Устава).
Пунктом 2.5.1 Устава предусмотрено, что учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации правопорядок и законность, а также безопасность лиц, находящихся на его территории, надлежащие условия содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
В соответствии с положениями ч. 1 статьи 55.25. Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения.Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание - административное здание, <адрес>, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации и оперативном управлении ФКУ СИЗО-1.Порядок проведения технической эксплуатации зданий и сооружений жилых, режимных, лечебных, хозяйственно-складских зон и зданий административного назначения учреждений УИС определяется Инструкцией по технической эксплуатации зданий и сооружений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 28.09.2001 № 276 (далее по тексту Инструкция № 276). В соответствии с п. 1.1. Инструкции № 276 службы территориальных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляют эксплуатацию, ремонт и контроль за техническим состоянием и условиями эксплуатации всех зданий и сооружений жилых, режимных, лечебных, хозяйственно-складских зон и зданий административного назначения учреждений УИС, включая строительные конструкции, санитарно-технические и энергетические устройства, инженерные коммуникации и благоустройство территории, руководствуясь Инструкцией. Как следует из пункта 3.3 Инструкции правильная техническая эксплуатация зданий и сооружений, инженерного оборудования и территорий жилых, режимных, лечебных и хозяйственно-складских зон имеет целью обеспечить: длительные сроки службы зданий элементов, сохранение их от преждевременного износа и разрушения; бесперебойную, безаварийную иную работу систем водопровода, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и вентиляции; экономное расходование энергии, воды, газа и топлива; пожарную безопасность всех зданий и сооружений и находящегося в них оборудования и инвентаря; надлежащие санитарно-гигиенические и культурно-бытовые условия; рациональное расходование денежных средств и материальных ресурсов, выделяемых для эксплуатации и ремонта.Согласно пункту 6.1 Инструкции № 276 для своевременного обнаружения неисправностей и повреждений, возникающих в процессе эксплуатации, и контроля за их устранением в учреждениях должен быть установлен систематический строительный надзор за техническим состоянием несущих и ограждающих конструкций, санитарно-техническим оборудованием, системами энергообеспечения зданий и сооружений. В этих целях приказом начальника учреждения определяются лица, ответственные за техническую эксплуатацию зданий и сооружений, которые обязаны следить за состоянием строительных конструкций, санитарно-технического оборудования, систем энергообеспечения и других коммуникаций зданий и сооружений с целью в том числе защиты строительных конструкций зданий и сооружений от механических повреждений путем организации систематической уборки пыли и снега с покрытий зданий и сооружений, осмотров, ревизий и безотлагательных ремонтов конструкций и элементов в случае необходимости; поддержания в надлежащем техническом состоянии кровли здания, водосточных труб, воронок, трубопроводов внутреннего водостока, отмостки, планировки прилегающей территории, внутренних и внешних сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения и др. для исключения замачивания грунтов у основания фундаментов и поддержания в зданиях и помещениях проектного температурно-влажностного и санитарно-гигиенического, противопожарного, взрывобезопасного и др. режимов (п. 6.4 Инструкции № 276). Судом установлено, что в январе 2023 года <адрес> прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ФКУ СИЗО-1, осуществляющем деятельность по адресу: <адрес>. По результатам проведенной проверки в ФКУ СИЗО-1 30.01.2023 врио начальника ФКУ СИЗО-1 внесено представление об устранении выявленных нарушений, в котором также указано на неудовлетворительное состояние помещений карцера (л.д. 27-29). Как следует из письма начальника ФКУ СИЗО-1 от 06.03.2023 (л.д. 30-31) представление рассмотрено, удовлетворено, недостатки признаны, но не устранены ввиду отсутствия необходимого финансирования. В апреле 2023 года состоялась повторная проверка ФКУ СИЗО-1, в ходе которой выявлено, что указанные нарушения не устранены. Согласно Акту обследования от 03.04.2023 в режимном корпусе № учреждения в камерах № помещений карцера цокольного этажа режимного корпуса № установлено следующее: освещенность камер недостаточна, имеющиеся в камерах электрические лампы дневного света не обеспечивают достаточный уровень освещенности, оконные рамы не имеют необходимого уплотнения, определяется повышенная влажность, что привело к поражению поверхности стен и потолков плесенью, отслоению штукатурки. Требуется замена имеющих дефекты досок напольного покрытия, проведение ремонта и замены сантехнического оборудования (деформированы и корродированы раковины умывальников, неисправны водоразборные устройства, канализационные приборы негерметичны). Отсутствует оборудование: вмонтированное в стену зеркало, бачок с питьевой водой, подставка под бачок для питьевой воды, урна для мусора, таз для гигиенических целей и стирки одежды, вызывная сигнализация, радиодинамик для вещания общегосударственной программы, чаша «Генуя», унитаз размещены не в изолированной кабине (отсутствует дверь).Оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленных сторонами доказательств, а также объяснений их представителей, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора, поскольку несоблюдение ответчиком ФКУ СИЗО -1 возложенных на него законом обязанностей, а также невыполнение выявленных нарушений закона, нарушает права неопределенного круга лиц (осужденных, сотрудников и иных лиц), создает угрозу их жизни и здоровью.При этом суд критически относится к возражениям ответчика о недостаточности финансирования для проведения ремонта, учитывая, что каких-либо доказательств проведения ремонта на выделенные денежные средства, а также смет и расчетов, свидетельствующих о недостаточности выделенных денежных средств для устранения нарушений, ответчиком не представлено.В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено. Учитывая социально-бытовую направленность выявленных нарушений, связанных с условиями проживания осужденных граждан, а также принимая во внимание пояснения представителя ФКУ СИЗО-1 о возможных сроках выполнения необходимых работ, данные в судебном заседании, суд полагает, что разумным сроком для исполнения решения является 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования заместителя прокурора Ивановской области к Федеральному казенному учреждению следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ивановской области об обязании выполнить ремонтные работы удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ивановской области в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить ремонт камер помещений карцера цокольного этажа режимного корпуса № (<адрес>, кадастровый №): в камерах №№ заменить электрические лампы дневного света, установить оконные блоки, обеспечивающие необходимое уплотнение и изоляцию, обработать поверхности стен и потолков от плесени, произвести покраску стен и оштукатуривание потолка, восстановить напольное покрытие, произвести замену раковины, унитаза, водоразборных устройств, канализационных труб, установить ограждения и двери, обеспечивающие приватность в санитарном узле, оборудовать вызывной сигнализацией и радиоприемником для вещания общегосударственных программ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иваново в срок 1 месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2023 года
Судья А.А.Егорова