Решение по делу № 33-993/2023 от 20.02.2023

Судья Санина Е.А.

№ 33-993/2023

10RS0017-01-2022-001302-85

№2-949/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 марта 2023 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Глушенко Н.О.,

судей Тимошкиной Т.Н., Ващенко Е.Н.

при ведении протокола помощником судьи Королевой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 14 декабря 2022 года по исковому заявлению С.С. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия о взыскании недоплаченных выплат, причитающихся работнику, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец обратился в суд с иском по тем основаниям, что проходил государственную гражданскую службу в Межрайнной ИФНС России по Республике Карелия, последняя замещаемая должность - начальник отдела камеральных проверок № (...), уволен с государственной гражданской службы по пункту 8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением штатов. При увольнении была начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсация за неиспользованный отпуск, которые были перечислены ответчиком 21.03.2022 в размере 198520,40 руб. и 18314,34 руб. Полагая, что указанные денежные средства начислены неверно, поскольку при расчете не учтено материальное стимулирование, истец просил взыскать с ответчика, с учетом уточнения требований (Т.(...), л.д. (...)), недоплату сумм денежного содержания при сокращении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей (четырехмесячное денежное содержание) в размере 339555,32 руб., недоплату компенсации за неиспользованный отпуск в размере 77371,34 руб., недоплату отпускных выплат в 2019-2022 гг. в размере 269812,28 руб., компенсацию морального вреда в размере 20000 руб. Также просил восстановить срок обращения в суд в части требований о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат за 2019-2021 гг., указывая на то, что о нарушении своих трудовых прав истец узнал только 18.10.2022 от бывшей коллеги, при этом в период 2019-2021 гг. он не обращал внимание на недостаточность выплачиваемых сумм, поскольку при предоставлении ежегодного отпуска ему начислялись и иные выплаты, материальная помощь, в связи с чем о том, что средства материального стимулирования не были учтены при расчете отпускных выплат ему не было известно.

Протокольным определением от 18.11.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная налоговая служба, Министерство финансов Российской Федерации.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по выплатам денежного содержания в общем размере 125495,85 руб., в том числе: компенсацию в связи с расторжением служебного контракта в размере 100749,08 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 4133,25 руб., денежное содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 20613,52 руб.; компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. В остальной части иска отказал.

Ответчик не согласился с законностью и обоснованностью решения, просит его отменить, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В апелляционной жалобе повторяет позицию, изложенную в рамках рассмотрения дела судом первой инстанции. Указывает, что расчет с истцом произведен в полном объеме в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2004 №79 – ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562. В период службы истцу выплачивалось материальное стимулирование, суммы которого не были учтены при расчете размера его денежного содержания, поскольку выплата материального стимулирования осуществлялась на основании приказов и писем Управления, а также изданных на их основании приказов МИФНС №(...) по РК, выплаченное материальное стимулирование произведено вне рамок установленного фонда оплаты труда государственных гражданских служащих и не являлось премиями за выполнение особо важных и сложных заданий. Частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, однако, отнесение иных выплат, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами указанного Закона, законодательно не предусмотрено. Средства материального стимулирования не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании Постановления Правительства Российской Федерации, в связи с чем не подлежат учету при расчете денежного содержания истца. Расчет с истцом произведен в полном объеме в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ и Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562. Кроме того, отсутствуют правовые основания для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.

Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу.

В суд апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие стороны ответчика, в ходатайстве поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.

Истец в суд апелляционной инстанции также не явился, извещен о дне слушания дела, в телефонограмме ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Министерства финансов РФ (...) О.В. поддержала, одновременно указав, что у суда первой инстанции не имелось оснований для привлечения к участию в настоящем деле Министерства финансов РФ.

Иные третьи лица в судебное заседание представителей не направили, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела.

Заслушав представителя третьего лица, проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Из материалов дела следует, что истец проходил у ответчика гражданскую службу с 16.06.2017, последняя занимаемая должность - начальник отдела камеральных проверок №(...) Межрайонной ИФНС №(...) по Республике Карелия, был уволен 25.03.2022 на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе).

Приказом ФНС России от 15.12.2021 № ЕД-7-4/1080 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия» Межрайонная ИФНС России №(...) по Республике Карелия была реорганизована путем присоединения к УФНС России по РК, реорганизация завершена 28.03.2022.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа. При формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных ч. ч. 2 и 5 ст. 50 настоящего Федерального закона.

Часть 6 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2021 № 437-ФЗ) предусматривает, что порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусмотрено выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

Пункт 2 вышеуказанных Правил не исключает возможность учета средств, дополнительно выделяемых для материального стимулирования за пределами фонда заработной платы за счет бюджетных ассигнований, что следует из части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, предусматривающей возможность выплаты гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Юридически значимым в настоящем споре являлось определение правовой природы произведенных истцам перед увольнением выплат в виде материального стимулирования. Выплата гражданским служащим указанного материального стимулирования связана с исполнением его должностных обязанностей и по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленным в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Что в данном случае подтверждается тем, что в ФНС России приказом от 07.05.2014 создана Комиссия по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, и аналогичные комиссии созданы во всех территориальных органах ФНС России, в т.ч. и в УФНС России по Республике Карелия, которая ежеквартально определяет механизм распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование гражданских служащих с учетом эффективности исполнения каждым служащим возложенных на него должностных обязанностей.

Соответствующая позиция изложена и в письме Министерства финансов России от 27.04.2021 № 14-03-03/32289. Министерство труда и социальной защиты РФ в письме от 05.05.2021 № 14-0/10/В-5300 также придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих положения.

При этом ссылки стороны ответчика на то, что установленным решением комиссии механизмом определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, вышеуказанные выводы не опровергает.

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании и в письме Министерства финансов Российской Федерации от 27 апреля 2021 г. № 14-03-03/32289 «О правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.

Приведенное нормативное регулирование и указанные разъяснения нормативных положений позволяют согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Соответственно, суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, денежного содержания на период оплачиваемого отпуска за спорный период.

С учетом изложенного, довод жалобы ответчика о том, что спорные денежные средства материального стимулирования не входят в состав денежного содержания государственных гражданских служащих и учтены быть не могут, основанием для отмены решения суда не является.

Судом установлено, что в период службы истцу производились выплаты средств материального стимулирования за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда.

Ответчиком не оспаривался тот факт, что дополнительное материальное стимулирование истца осуществлялось в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в целях совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных решениями Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам, в том числе ФНС России, сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Перечисленные выплаты материального стимулирования за счет дополнительных бюджетных ассигнований не были учтены при расчете денежного содержания истца при определении размера компенсации при расторжении служебного контракта, размера компенсации за неиспользованный отпуск и размера денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда входило в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем подлежало учету как при расчете оплаты периодов нахождения истицы в очередных отпусках, так и при исчислении компенсационных выплат. Расчет заявленной к взысканию суммы судом проверен, и признан арифметически верным расчет ответчика. При определении взысканной суммы суд указал, что разница между фактически произведенными начислениями и начислениями с учетом средств материального стимулирования составила в части недоплаченной суммы компенсации четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта с истцом – 100749,08 руб.; суммы компенсации за неиспользованный отпуск – 4133,25 руб.; суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 07.02.2022 по 02.03.2022 – 20613,52 руб. При этом, с учетом установленных обстоятельств, суд не признал уважительными причины пропуска истцом срока по требованию о взыскании выплат за 2019-2021 г.г., с учетом даты подачи иска в суд – 24.10.2022 г.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается, оснований для иной оценки не усматривает.

Установив нарушение трудовых прав истца, суд в соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ и разъяснениями п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» взыскал с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда частично в сумме 10000 руб.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учел характер и длительность нарушения прав истца, степень нравственных страданий, фактические обстоятельства дела. Взысканная судом сумма компенсации согласуется с принципами разумности и справедливости.

Вопреки доводам жалобы ответчика, часть 16 ст. 70 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ не исключает возможности взыскания в пользу истцов компенсации морального вреда при установленных судом нарушениях, допущенных ответчиком (определение Конституционного Суда РФ от 21.11.2022 № 3025-О).

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы ответчика по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 14 декабря 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Судья Санина Е.А.

№ 33-993/2023

10RS0017-01-2022-001302-85

№2-949/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 марта 2023 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Глушенко Н.О.,

судей Тимошкиной Т.Н., Ващенко Е.Н.

при ведении протокола помощником судьи Королевой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 14 декабря 2022 года по исковому заявлению С.С. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия о взыскании недоплаченных выплат, причитающихся работнику, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец обратился в суд с иском по тем основаниям, что проходил государственную гражданскую службу в Межрайнной ИФНС России по Республике Карелия, последняя замещаемая должность - начальник отдела камеральных проверок № (...), уволен с государственной гражданской службы по пункту 8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением штатов. При увольнении была начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсация за неиспользованный отпуск, которые были перечислены ответчиком 21.03.2022 в размере 198520,40 руб. и 18314,34 руб. Полагая, что указанные денежные средства начислены неверно, поскольку при расчете не учтено материальное стимулирование, истец просил взыскать с ответчика, с учетом уточнения требований (Т.(...), л.д. (...)), недоплату сумм денежного содержания при сокращении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей (четырехмесячное денежное содержание) в размере 339555,32 руб., недоплату компенсации за неиспользованный отпуск в размере 77371,34 руб., недоплату отпускных выплат в 2019-2022 гг. в размере 269812,28 руб., компенсацию морального вреда в размере 20000 руб. Также просил восстановить срок обращения в суд в части требований о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат за 2019-2021 гг., указывая на то, что о нарушении своих трудовых прав истец узнал только 18.10.2022 от бывшей коллеги, при этом в период 2019-2021 гг. он не обращал внимание на недостаточность выплачиваемых сумм, поскольку при предоставлении ежегодного отпуска ему начислялись и иные выплаты, материальная помощь, в связи с чем о том, что средства материального стимулирования не были учтены при расчете отпускных выплат ему не было известно.

Протокольным определением от 18.11.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная налоговая служба, Министерство финансов Российской Федерации.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по выплатам денежного содержания в общем размере 125495,85 руб., в том числе: компенсацию в связи с расторжением служебного контракта в размере 100749,08 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 4133,25 руб., денежное содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 20613,52 руб.; компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. В остальной части иска отказал.

Ответчик не согласился с законностью и обоснованностью решения, просит его отменить, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В апелляционной жалобе повторяет позицию, изложенную в рамках рассмотрения дела судом первой инстанции. Указывает, что расчет с истцом произведен в полном объеме в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2004 №79 – ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562. В период службы истцу выплачивалось материальное стимулирование, суммы которого не были учтены при расчете размера его денежного содержания, поскольку выплата материального стимулирования осуществлялась на основании приказов и писем Управления, а также изданных на их основании приказов МИФНС №(...) по РК, выплаченное материальное стимулирование произведено вне рамок установленного фонда оплаты труда государственных гражданских служащих и не являлось премиями за выполнение особо важных и сложных заданий. Частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, однако, отнесение иных выплат, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами указанного Закона, законодательно не предусмотрено. Средства материального стимулирования не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании Постановления Правительства Российской Федерации, в связи с чем не подлежат учету при расчете денежного содержания истца. Расчет с истцом произведен в полном объеме в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ и Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562. Кроме того, отсутствуют правовые основания для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.

Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу.

В суд апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие стороны ответчика, в ходатайстве поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.

Истец в суд апелляционной инстанции также не явился, извещен о дне слушания дела, в телефонограмме ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Министерства финансов РФ (...) О.В. поддержала, одновременно указав, что у суда первой инстанции не имелось оснований для привлечения к участию в настоящем деле Министерства финансов РФ.

Иные третьи лица в судебное заседание представителей не направили, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела.

Заслушав представителя третьего лица, проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Из материалов дела следует, что истец проходил у ответчика гражданскую службу с 16.06.2017, последняя занимаемая должность - начальник отдела камеральных проверок №(...) Межрайонной ИФНС №(...) по Республике Карелия, был уволен 25.03.2022 на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе).

Приказом ФНС России от 15.12.2021 № ЕД-7-4/1080 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия» Межрайонная ИФНС России №(...) по Республике Карелия была реорганизована путем присоединения к УФНС России по РК, реорганизация завершена 28.03.2022.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа. При формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных ч. ч. 2 и 5 ст. 50 настоящего Федерального закона.

Часть 6 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2021 № 437-ФЗ) предусматривает, что порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусмотрено выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

Пункт 2 вышеуказанных Правил не исключает возможность учета средств, дополнительно выделяемых для материального стимулирования за пределами фонда заработной платы за счет бюджетных ассигнований, что следует из части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, предусматривающей возможность выплаты гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Юридически значимым в настоящем споре являлось определение правовой природы произведенных истцам перед увольнением выплат в виде материального стимулирования. Выплата гражданским служащим указанного материального стимулирования связана с исполнением его должностных обязанностей и по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленным в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Что в данном случае подтверждается тем, что в ФНС России приказом от 07.05.2014 создана Комиссия по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, и аналогичные комиссии созданы во всех территориальных органах ФНС России, в т.ч. и в УФНС России по Республике Карелия, которая ежеквартально определяет механизм распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование гражданских служащих с учетом эффективности исполнения каждым служащим возложенных на него должностных обязанностей.

Соответствующая позиция изложена и в письме Министерства финансов России от 27.04.2021 № 14-03-03/32289. Министерство труда и социальной защиты РФ в письме от 05.05.2021 № 14-0/10/В-5300 также придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих положения.

При этом ссылки стороны ответчика на то, что установленным решением комиссии механизмом определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, вышеуказанные выводы не опровергает.

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании и в письме Министерства финансов Российской Федерации от 27 апреля 2021 г. № 14-03-03/32289 «О правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.

Приведенное нормативное регулирование и указанные разъяснения нормативных положений позволяют согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Соответственно, суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, денежного содержания на период оплачиваемого отпуска за спорный период.

С учетом изложенного, довод жалобы ответчика о том, что спорные денежные средства материального стимулирования не входят в состав денежного содержания государственных гражданских служащих и учтены быть не могут, основанием для отмены решения суда не является.

Судом установлено, что в период службы истцу производились выплаты средств материального стимулирования за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда.

Ответчиком не оспаривался тот факт, что дополнительное материальное стимулирование истца осуществлялось в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в целях совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных решениями Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам, в том числе ФНС России, сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Перечисленные выплаты материального стимулирования за счет дополнительных бюджетных ассигнований не были учтены при расчете денежного содержания истца при определении размера компенсации при расторжении служебного контракта, размера компенсации за неиспользованный отпуск и размера денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда входило в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем подлежало учету как при расчете оплаты периодов нахождения истицы в очередных отпусках, так и при исчислении компенсационных выплат. Расчет заявленной к взысканию суммы судом проверен, и признан арифметически верным расчет ответчика. При определении взысканной суммы суд указал, что разница между фактически произведенными начислениями и начислениями с учетом средств материального стимулирования составила в части недоплаченной суммы компенсации четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта с истцом – 100749,08 руб.; суммы компенсации за неиспользованный отпуск – 4133,25 руб.; суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 07.02.2022 по 02.03.2022 – 20613,52 руб. При этом, с учетом установленных обстоятельств, суд не признал уважительными причины пропуска истцом срока по требованию о взыскании выплат за 2019-2021 г.г., с учетом даты подачи иска в суд – 24.10.2022 г.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается, оснований для иной оценки не усматривает.

Установив нарушение трудовых прав истца, суд в соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ и разъяснениями п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» взыскал с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда частично в сумме 10000 руб.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учел характер и длительность нарушения прав истца, степень нравственных страданий, фактические обстоятельства дела. Взысканная судом сумма компенсации согласуется с принципами разумности и справедливости.

Вопреки доводам жалобы ответчика, часть 16 ст. 70 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ не исключает возможности взыскания в пользу истцов компенсации морального вреда при установленных судом нарушениях, допущенных ответчиком (определение Конституционного Суда РФ от 21.11.2022 № 3025-О).

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы ответчика по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 14 декабря 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-993/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Сплюхин Сергей Сергеевич
Ответчики
Управление Федеральной налоговой службы по республике Карелия
Другие
Министерство финансов РФ
Федеральная Налоговая служба РФ
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Дело на сайте суда
vs.kar.sudrf.ru
20.02.2023Передача дела судье
21.03.2023Судебное заседание
03.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2023Передано в экспедицию
21.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее