Дело №2а-2751/2020
24RS0035-01-2020-003105-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2020 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретаре Козловской А.А.
с участием прокурора Солтукаевой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску избирательного объединения Красноярское региональное отделение политической партии «Патриоты России» об оспаривании решения избирательной комиссии муниципального образования Минусинский район о регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Минусинского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутого местным отделением Политической партии Справедливая Россия,
УСТАНОВИЛ:
Избирательное объединение Красноярское региональное отделение Политической партии «Патриоты России» обратилось в суд с иском об оспаривании решения избирательной комиссии муниципального образования Минусинский район №11/67 от 10.08.2020г. о регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Минусинского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутого местным отделением Политической партии «Справедливая Россия» в Минусинском районе Красноярского края. Свои требования истец в исковом заявлении, заявлении об уточнении оснований иска (л.д.173) и судебном заседании через своего представителя Скворцову Н.В. мотивировал тем, что документы, представленные местным отделением политической партии Справедливая Россия для регистрации списка кандидатов имели недостатки, являвшиеся основанием для отказа в регистрации, однако комиссией надлежащая проверка этих документов проведена не была и оспариваемое решение принято с нарушением положений Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Красноярского края №8-1411 от 02.10.2003г. «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае».
Так, вместо требуемого положениями закона решения конференции (общего собрания) о выдвижении списка кандидатов и назначении уполномоченных лиц избирательного объединения местным отделением политической партии Справедливая Россия одновременно со списком кандидатов был представлен лишь протокол заседания Совета местного отделения в Минусинском районе Красноярского края, принявшего указанные решения. Решение конференции (общего собрания) избирательного объединения местного отделения о делегировании полномочий этому Совету не представлено.
Представленная в комиссию копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, в нарушение положений закона заверена не председателем Совета местного отделения партии Савиным Л.Г., а председателем Совета регионального отделения партии в Красноярском крае.
Вместо подлинника в избирательную комиссию представлена не заверенная цветная копия решения бюро совета Регионального отделения Политической партии «Справедливая России» в Красноярском крае о согласовании общетерриториального списка кандидатов для выдвижения на выборах депутатов Минусинского районного Совета депутатов.
В представленных в комиссию заявлениях кандидатов Савина Л.Г., Расторгуева В.Г., Журавлева В.П. и Савина А.А. о согласии баллотироваться отсутствуют сведения об их квалификации. Копии документов, удостоверяющих личность этих кандидатов, их дипломов об образовании и трудовых книжек не заверены надлежащим образом.
Представитель избирательной комиссии муниципального образования Минусинский район Малей И.Ф. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что доводы истца о необходимости представления в комиссию для регистрации списка кандидатов именно решения конференции (общего собрания) о выдвижении списка кандидатов и назначении уполномоченных лиц избирательного объединения, о том, что копия документа о государственной регистрации избирательного объединения не заверена надлежащим образом и о том, что в комиссию представлена копия, а не подлинник решения вышестоящей организации о согласовании общетерриториального списка кандидатов являются ошибочными. Действительно в заявлениях кандидатов Савина Л.Г., Расторгуева В.Г., Журавлева В.П. и Савина А.А. о согласии баллотироваться отсутствуют сведения об их квалификации, копия пенсионного удостоверения Расторгуева В.В. заверена лишь подписью уполномоченного представителя Савина Л.Г. без указания его данных, однако эти недостатки не могли являться основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, в связи с чем оснований для отмены решения избирательной комиссии не имеется.
Заинтересованное лицо Савин Л.Г. с исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что является председателем Совета местного отделения Политической партии Справедливая Россия в Минусинском районе Красноярского края. В соответствии с уставом партии и положениями закона Советом их отделения был выдвинут список кандидатов на выборы депутатов Минусинского районного Совета депутатов шестого созыва. Этот список был согласован решением бюро регионального отделения партии в Красноярском крае, председателем Совета регионального отделения ему был передан подлинник этого решения, который и был представлен им среди прочих документов в избирательную комиссию для регистрации. Через несколько дней по просьбе члена избирательной комиссии Шмидт Т.В. им в комиссию была представлена также копия этого документа.
Заинтересованные лица Расторгуев В.Г. и Савин А.А. с исковыми требованиями также не согласились, мотивируя тем, что доводы административного истца о наличии оснований для отмены решения избирательной комиссии являются необоснованными.
Заинтересованное лицо Журавлев В.П. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Свидетель Прохорова С.А. показала, что до 30.07.2020г. являлась членом избирательной комиссии муниципального образования Минусинский район, принимала от Савина Л.Г. документы для регистрации списка кандидатов в депутаты Минусинского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутого местным отделением Политической партии «Справедливая Россия» в Минусинском районе, в том числе подлинник решения бюро Совета регионального отделения партии от 17.07.2020г. о согласовании списка кандидатов.
Свидетель Шмидт Т.В. показала, что является членом избирательной комиссии муниципального образования Минусинский район. 11.08.2020г. при ознакомлении с документами, представленными для регистрации избирательным объединением местного отделения Политической партии Справедливая Россия в Минусинском районе было обнаружено отсутствие указанного в списке, как принятого, документа, подтверждающего согласование списка кандидатов с соответствующим органом политической партии. Об этом она сообщила по телефону уполномоченному представителю избирательного объединения Савину Л.Г. и попросила его привезти еще один экземпляр этого документа, что он и сделал.
Прокурор Солтукаева А.В. дала заключение об отсутствии оснований для отмены оспариваемого истцом решения избирательной комиссии.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением Минусинского районного Совета депутатов №327-рс от 23.06.2020г. на 13.09.2019г. назначены выборы в Минусинский районный Совет депутатов шестого созыва. Решением избирательной комиссии муниципального образования Минусинский район №11/66 от 10.08.2020г. был зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Минусинского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутый Красноярским региональным отделением политической партии «Патриоты России». Решением избирательной комиссии муниципального образования Минусинский район №11/67 от 10.08.2020г. на основании представленных уполномоченным представителем избирательного объединения местного отделения политической партии Справедливая Россия в Минусинском районе Красноярского края был зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Минусинского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутый местным отделением Политической партии Справедливая Россия в Минусинском районе Красноярского края в составе четырех человек: Савина Л.Г., Раторгуева В.Г., Савина А.А. и Журавлева В.П..
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, вышеуказанными решениями Минусинского районного Совета депутатов и избирательной комиссии, представленными избирательной комиссией копиями документов, представленных для регистрации местным отделением политической партии Справедливая Россия в Минусинском районе Красноярского края.
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим же Законом, иным законом.
Таким образом, правовыми основаниями для удовлетворения административного иска о признании незаконным решения о регистрации списка кандидатов применительно к содержанию спорных правоотношений являются указанные в п. 25 ст. 38 названного Закона основания отказа в регистрации списка кандидатов.
В соответствии с подпунктами а, б, б.1, б.2 пункта 25 статьи ст.38 указанного Закона основаниями отказа в регистрации списка кандидатов являются:
- несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", за исключением требований, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 36 указанного Федерального закона;
- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов);
- наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов);
- отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов).
Согласно пункта 14 ст.35 Закона список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 и подпунктов а, б пункта 2.2 ст.33 Закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются, в том числе, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением представляются заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии паспорта, документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, оценив доводы участников судебного заседания и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для отмены оспариваемого решения о регистрации списка кандидатов.
В обоснование своих доводов о незаконности оспариваемого решения истец ссылается на то, что вместо требуемого положениями закона решения конференции (общего собрания) о выдвижении списка кандидатов и назначении уполномоченных лиц избирательного объединения местным отделением политической партии Справедливая Россия одновременно со списком кандидатов был представлен лишь протокол заседания Совета местного отделения, принявшего указанные решения и не представлено решение конференции (общего собрания) избирательного объединения местного отделения о делегировании полномочий этому Совета, однако эти доводы суд считает необоснованными.
Так, в силу положений пункта 3 ст.32 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Согласно подпункта 13 пункта 2 ст.48 Устава политической партии Справедливая Россия в компетенцию Совета местного отделения партии входит выдвижение по предварительному согласованию с Советом или Бюро Совета регионального отделения тайным голосованием кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Совет местного отделения партии, вопреки доводам истца, вправе был по предварительному согласованию с Советом или Бюро Совета регионального отделения партии выдвигать общетерриториальный список кандидатов в депутаты Минусинского районного Совета депутатов, что и было им сделано.
Оценивая доводы истца о том, что представленная в комиссию копия документа о государственной регистрации избирательного объединения заверена ненадлежащим лицом, суд также приходит к выводу об их необоснованности.
Так, в силу положений ст.23 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в документе о государственной регистрации избирательного объединения, выданном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом.
Согласно подпункта а пункта 5.1 ст.26 этого Закона одновременно со списком кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в избирательную комиссию, в том числе, удостоверенную руководителем избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Как установлено в судебном заседании, для регистрации уполномоченным представителем избирательного объединения Савиным Л.Г. в избирательную комиссию была представлена копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Красноярском крае, выданная Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю и заверенная председателем этого регионального отделения Лымпио А.С., решения партии о создании местного отделения в Минусинском районе (л.д.54-81).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что представленная в избирательную комиссию копия документа о государственной регистрации Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Красноярском крае, вопреки доводам истца, была удостоверена надлежащим образом.
Также не может суд согласится и с доводами истца о том, что Савиным Л.Г. в комиссию была представлена не заверенная копия, а не подлинник решения бюро совета Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Красноярском крае (л.д.82), поскольку как следует из пояснений Савина Л.Г. и показаний свидетеля Прохоровой С.А. в комиссию был представлен подлинник этого документа. Оснований не доверять этим пояснениям и показаниям и считать этот документ цветной копией подлинника суд не находит.
Также не находит суд оснований и согласиться с доводами истца о том, что в поданных в избирательную комиссию заявлениях кандидатов Савина Л.Г., Расторгуева В.Г., Савина А.А. и Журавлева В.П. о согласии баллотироваться отсутствуют сведения, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а именно о квалификации, что являлось основанием для отказа в регистрации их списка.
Из толкования пункта 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что федеральный законодатель обязывает представить сведения не о присвоенной кандидату квалификации в процессе получения профессионального образования, а реквизиты документа, подтверждающего получение профессионального образования, что согласуется с пунктом 1 части 1 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которой к документам об образовании и (или) о квалификации относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации.
В своих заявлениях о согласии баллотироваться (л.д.96-99) Савин Л.Г., Расторгуев В.Г. и Савин А.А. подтвердили наличие профессионального образования, указав реквизиты документа об образовании. Журавлев В.П. указал об отсутствии такого образования. Предоставления же сведений о том, какое именно профессиональное образование получено, о присвоенной квалификации, указания регистрационного номера диплома, реквизитов решения государственной аттестационной о квалификации пунктом 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не предусмотрено. При этом копии дипломов, подтверждающие получение профессионального образования Савиным Л.Г., Расторгуевым В.Г. и Савиным А.А. были представлены в избирательную комиссию (л.д.124-131).
Не соглашается суд и с доводами истца о том, что копии представленных для регистрации документов, удостоверяющих личность кандидатов (паспортов), их дипломов об образовании и трудовых книжек не заверены надлежащим образом. Из копий этих документов, представленных избирательной комиссией в материалы дела (л.д.100-151) следует, что все они заверены подписью уполномоченным представителем избирательного объединения Савиным Л.Г.. При этом отсутствие даты их заверения, с учетом характера этих документов, не может свидетельствовать о порочности представленных копий и соответственно искаженности представленных сведений о кандидате.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое истцом решение избирательной комиссии является законным и обоснованным и в удовлетворении исковых требований о его отмене считает необходимым отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований избирательного объединения Красноярское региональное отделение политической партии «Патриоты России» о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Минусинский район №11/67 от 10.08.2020г. о регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Минусинского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутого местным отделением Политической партии Справедливая Россия отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 30.08.2020г.