УИД 68RS0004-01-2020-002223-21
дело № 2-90/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«14» апреля 2021 года г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Паршиной О.А.,
с участием помощника прокурора Тамбовского района Тамбовской области Колмаковой С.А.,
при секретаре Ивановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Гренадерову С. П., Гренадерову М. С. о прекращении права пользования служебным жилым помещением и выселении без предоставления иного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Гренадеровой З.Я., Гренадерову С.П. и Гренадерову М.С. о признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>, выселении из данного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения, указав, что из документов, поступивших из ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ следует, что ответчики незаконно удерживают служебное жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу. Помещение является собственностью Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «Центральное ТУИО» МО РФ).
Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации и состоит на балансе Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ).
Документы, послужившие основанием для вселения ответчиков в спорное жилое помещение, у истца отсутствуют.
Согласно ответу на запрос из войсковой части 55443 Гренадерова З.Я. не имеет отношения к Министерству обороны РФ.
Согласно акту проверки использования по назначению жилого помещения специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации от 13.03.2019 г. установлено, что в служебном помещении, расположенном по адресу: <адрес> проживают Гренадерова З.Я., Гренадеров С.П.
Гренадеровой З.Я. направлено уведомление о необходимости освобождения специализированного жилого помещения.
Ответчиками, в нарушение законного требования собственника жилого помещения, до настоящего момента спорное жилое помещение не освобождено – требование об освобождении квартиры ответчики не выполнили – в адрес ФГКУ « ЗРУЖО» МО РФ ответчиками документы, подтверждающие освобождение жилого помещения не представлены.
Учитывая, что Министерство обороны Российской Федерации лишено возможности распоряжаться принадлежащим ему имуществом, указанное имущество подлежит истребованию у ответчиков.
В ходе рассмотрения настоящего дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены войсковая часть № и Территориальное отделение Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ.
Определением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 14.04.2021г. производство по гражданскому делу в части требований к ответчику Гренадеровой З.Я. было прекращено, в связи со смертью Гренадеровой З.Я.
Представитель истца Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От представителя истца Бычковой Е.Н., действующей по доверенности, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме, просит суд удовлетворить их.
Ответчики Гренадеров С.П. и Гренадеров М.С. в судебное заседание не явились о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Третьи лица - ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений», в/ч 55443, территориальное отделение г. Тамбов ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в порядке заочного производства в соответствии с требованиями ст.233 ГПК РФ, поскольку ответчики, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, не сообщили об уважительных причинах неявки и не просили суд о рассмотрении дела в их отсутствие. Истец не возражает рассмотреть дело с вынесением заочного решения и это не может отразиться на объективности рассмотрения дела.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Тамбовского района Тамбовской области Колмаковой С.А, считающей исковые требования Министерство обороны РФ подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 12 ч. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со статьями 214, 125 ГК РФ, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации права собственника и выступает в суде в отношении имущества, переданного ему в установленном порядке Российской Федерацией.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации № 1871 от 17 декабря 2010 года « О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» реорганизовано с ДД.ММ.ГГГГ федеральное государственное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений и федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, указанных в приложении № 2 к настоящему приказу. В приложении № 2 к данному приказу под номером 22 указана ФГКЭУ « Тамбовская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации №-р от 03.06.2003 "О закреплении имущества за Тамбовской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны Российской Федерации жилой дом №, в котором находится квартира №, расположенный: г. Тамбов в/г 32 закреплен на праве оперативного управления за Тамбовской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны Российской Федерации.
Следовательно, служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, относится к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, находится в настоящее время на праве оперативного управления в ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, в период с 2000 г. по 2012 г. располагались в закрытом военном городке 32.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Гренадерова З.Я. умерла, что подтверждается копией записи акта о смерти №г. от 25.08.2020г.
Согласно сообщению ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» от 14.04.20201г., в делах со списками военнослужащих, очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) войсковых частей Тамбовского гарнизона ФГ КЭУ «Тамбовская КЭЧ района» за 2005-2010 гг., имеются списки семей, утративших связь с МО РФ, проживающих в закрытом и обособленном в/городке войсковой части 42765 по состоянию на 01.01.2005 г., 01.07.2005 г., 01.01.2006г., 01.06.2006г., 01.07.2007г., 01.01.2008г., 01.12.2009г., 10.06.2010г., направленных командиром войсковой части 42765 в адрес начальника ФГ КЭУ «Тамбовская КЭЧ района», в которых значится квартиросъемщик Гренадерова З.Я., с составом семьи: сын Гренадеров С.А., внук Гренадеров А.С.
Гренадеров С.П. и Гренадеров М.С. в вышеуказанных документах не значатся.
Вместе с тем, согласно выписке из карточек регистрации по адресу: <адрес>, по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы Гренадеров М.С..
Согласно акту проверки использования по назначению жилого помещения специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ ответчик Гренадеров С.П. проживает в спорном жилом помещении с 2001 года по настоящее время.
Решений о предоставлении спорного жилого помещения на условиях социального найма, решений об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда уполномоченным органом не принимались, и суду не представлено. Иных договоров, которыми был бы изменен статус спорного жилого помещения, с ответчиками не заключалось.
Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 № 487-р, в/г 32 исключен из перечня закрытых военных городков. Исключение военного городка, на территории которого расположено спорное жилое помещение, из числа закрытых военных городков не означает автоматическое изменение статуса данного жилого помещения.
Доказательств того, что с момента исключения распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 № 487-р военного городка 32 из перечня закрытых было принято решение о передаче спорного служебного жилого помещения в муниципальную собственность (что повлекло бы утрату им статуса служебного жилого помещения), в материалы дела не представлено.
Сведений о том, что в соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, п. 12 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42, и подп. "м" п. 2 постановления Правительства РФ от 29.12.2008г. № 1053 Министерство обороны Российской Федерации принимало решение об исключении вышеназванного жилого помещения из специализированного жилищного фонда (из числа служебных), материалы дела не содержат.
Следовательно, спорные жилые помещения являются служебными жилыми помещениями и государственной собственностью Российской Федерации и закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ.
Учитывая, что вселение ответчиков произошло до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на них распространяется действие нормы Жилищного кодекса РСФСР.
В силу ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьёй 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьёй указанные граждане, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учёте (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст.108 Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983 г. без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены: 1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; 2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии; 3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; 4) семьи военнослужащих; 5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей; 6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); 7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение; 8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); 9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры; 10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение; 11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц; 12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
Указанным гражданам предоставляется жилое помещение, отвечающее требованиям статьи 97 настоящего Кодекса.
Исходя из комплексного анализа вышеприведенных норм закона, право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного помещения без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.). В этом случае к спорным правоотношениям положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий, граждане должны состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учёте. Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьёй, то на него положения данной нормы не распространяются.
Следовательно, к спорным правоотношениям неприменимы положения статьи 13 Федерального Закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", предусмотренная пунктом 12 статьи 108 ЖК РСФСР гарантия на ответчиков не распространяется.
Судом установлено, что ответчики военную службу в войсковой части не проходили, не состояли в трудовых отношениях с в/ч 55443. Согласно сообщению администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области ответчики Гренадеров С.П. и Гренадеров М.С. не обращались в администрацию Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области по вопросу постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, малоимущими не признавались.
Согласно ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы и др.
Согласно части 2 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
В силу ч.2 ст.103 Жилищного кодекса РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 статьи 103 ЖК РФ.
Жилищным кодексом Российской Федерации в части 3 статьи 104 предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Кроме того, частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Судом установлено, что Гренадеровой З.Я. спорное жилое помещение было предоставлено на основании служебного талона к ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, на семью из трех человек: Гренадерову З.Я., сына Гренадрева С.П. и внука Гренадерова М.С. Смерть Гренадеровой З.Я. наступила после ее увольнения из войсковой части. На учете в качестве нуждающихся ответчики не состоят, с соответствующим заявлением о постановке на учет не обращались. Доказательств, свидетельствующих о том, что в соответствии с вышеупомянутым законом ответчики были признании в установленном порядке уполномоченным органом нуждающимися в обеспечении жилым помещением, малоимущими, не представлено.
В статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1.03.2005 г, и статье 103 Жилищного кодекса Российской Федерации изложен перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. При этом, обязательным условием для применения вышеназванных норм является факт постановки указанных лиц на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо установление судом их права быть поставленными на данный учёт; а также отсутствие в их собственности других жилых помещений.
Гренадеров С.П. и Гренадеров М.С. не относятся ни к одной категории лиц, указанных в ст. 103 ЖК РФ, ст. 108 ЖК РСФСР. Совокупность условий, при которых ответчики не могут быть выселены без предоставления иного жилого помещения, отсутствует.
На основании изложенного, суд находит требования Министерства обороны РФ к ответчику о признании прекратившим право пользования спорными служебными жилыми помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения - подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В данном случае в связи с удовлетворенными исковыми требованиями истца, освобожденного от несения судебных расходов, необходимо взыскать солидарно с ответчиков в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
руководствуясь ст.ст. 194-199, 235-237 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к Гренадерову С. П., Гренадерову М. С. о прекращении права пользования служебным жилым помещением и выселении без предоставления иного жилого помещения, удовлетворить.
Прекратить право пользования Гренадерова С. П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Гренадерова М. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Выселить Гренадерова С. П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Гренадерова М. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления иного жилого помещения.
Настоящее решение является основанием для снятия Гренадерова С. П., Гренадерова М. С. с регистрационного учёта по вышеуказанному адресу.
Взыскать солидарно с Гренадерова С. П., Гренадерова М. С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение составлено 20 апреля 2021 года
Судья- О.А. Паршина