Дело № 2-2966/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 ноября 2022 года г. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска в составе председательствующего судьи Манышевой А.А., при секретаре Кузнецовой Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИо к ФИО 2 о проведении государственной регистрации соглашения о расторжении договора дарения, проведении государственной регистрации перехода права собственности на квартиру,
установил:
Представитель ФИо обратилась в суд с иском к ФИО 2 о проведении государственной регистрации соглашения о расторжении договора дарения, проведении государственной регистрации перехода права собственности на квартиру.
В обоснование иска указав, что ДД.ММ.ГГГГ между истом и ответчиком в Управление Росреестра по НСО было подано заявление о регистрации соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении ранее заключенного договора дарения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Согласно уведомления регистрационного органа от ДД.ММ.ГГГГ действия по государственной регистрации указанного соглашения приостановлены, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с заявлением ответчика ФИО 2 от ДД.ММ.ГГГГ. Законом прямо не предусмотрено, что соглашение о расторжении договора дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, однако, поскольку договор дарения недвижимого имущества государственной регистрации подлежит, то и соглашение о его расторжении также подлежит государственной регистрации. Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора дарения вышеуказанной квартиры позволяет однозначно установить волю подписавших его лиц (истца и ответчика), а также определить его предмет и объект недвижимого имущества, в отношении которого оно совершено. Соглашение о расторжении договора дарения было подписано его сторонами – дарителем и одаряемым в связи с тем, что договор дарения носил формальный характер. Истец продолжила проживать в указанной квартире, с регистрационного учета по месту жительства по адресу нахождения квартиры не снималась, продолжала, как собственник, производить оплату всех коммунальных услуг за пользование квартирой в полном объеме. Истец расценивает действия ФИО 2 как уклонение от проведения государственной регистрации соглашения о расторжении договора дарения и перехода права собственности на спорную квартиру к истцу.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила в суд представителя.
Представитель истца ФИО 9 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, дала аналогичные объяснения.
Ответчик ФИО 2, ее представитель ФИО 3 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, ранее представлены возражения на иск. Дополнительно ответчик поясняла, что стороны являются друг другу матерью и дочерью, истец жила в квартире со своим сыном, после его смерти истец обратилась к ответчику за помощью, впоследствии истец предложила оформить квартиру на ответчика, так как не хотела, чтоб квартира принадлежала кому-то другому, в связи с чем в 2021 г. сторонами был заключен договор дарения и зарегистрировано право собственности ответчика на квартиру. При этом, стороны договорились, что истец остается проживать в указанной квартире и оплачивает коммунальные услуги за нее. Сама ответчик вселяться в квартиру намерения не имела, потому как живет своей семьей, однако ключи от квартиры у нее имеются, она может прийти в квартиру для помощи истцу. Примерно через год истец передумала, потребовала вернуть квартиру, в связи с чем сторонами было подписано соглашение о расторжении договора дарения, которое было сдано для регистрации, однако потом ответчику позвонили из Росреестра, сказали, что надо написать заявление о приостановлении регистрации по той причине, что не предусмотрено такого документа, как соглашение о расторжении договора дарения, сторонам необходим новый договор дарения. Ответчик написала соответствующее заявление. Кроме того, в этот момент она также передумала возвращать квартиру в собственность истца обратно.
Представитель третьего лица - Управления Росреестра по НСО ФИО 4 в судебном заседании представила отзыв на исковое заявление.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
Пунктами 2, 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при расторжении договора обязательства сторон прекращаются. В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
В соответствии со статьей 572 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 578 Гражданского кодекса Российской Федерации даритель вправе отменить дарение, если одаряемый совершил покушение на его жизнь, жизнь кого-либо из членов его семьи или близких родственников либо умышленно причинил дарителю телесные повреждения.
Даритель вправе потребовать в судебном порядке отмены дарения, если обращение одаряемого с подаренной вещью, представляющей для дарителя большую неимущественную ценность, создает угрозу ее безвозвратной утраты.
По требованию заинтересованного лица суд может отменить дарение, совершенное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в нарушение положений закона о несостоятельности (банкротстве) за счет средств, связанных с его предпринимательской деятельностью, в течение шести месяцев, предшествовавших объявлению такого лица несостоятельным (банкротом).
В силу пункта 4 статьи 578 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре дарения может быть обусловлено право дарителя отменить дарение в случае, если он переживет одаряемого.
Из приведенных норм следует, что в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 статьи 578 Гражданского кодекса Российской Федерации, отмена дарения осуществляется на основании судебного акта, устанавливающего наличие обстоятельств, с наступлением которых закон связывает возможность отмены дарения, при этом пунктом 4 этой же статьи предусмотрена возможность для дарителя отменить дарение без судебного решения только на основании факта смерти одаряемого при наличии в договоре дарения соответствующего условия.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Государственная регистрация прав включает в себя, в частности, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИо и ФИО 2 был заключен договор дарения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, согласно которого истец (даритель) безвозмездно подарила одаряемому (ответчику) принадлежащую ей квартиру, одаряемый дар приняла (л.д. 10-12).
Согласно пункту 5 договора дарения право собственности возникает у одаряемого с момента государственной регистрации настоящего договора.
В силу п. 7 договора он имеет силу акта приема-передачи.
В пункте 12 договора дарения указано, что содержание статей 131, 167, 209, 223, 288, 292, 420, 421, 450, 551, 572, 574, 577, 578, 580 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 30, 31 ЖК РФ сторонам известно и понятно.
Стороны обратились в Управление Росреестра по НСО с целью регистрации перехода права собственности, право собственности на основании данного договора дарения зарегистрировано в Управлении Росреестра по НСО ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации № (л.д. 13), что также подтверждается материалами регистрационного дела.
Согласно выписке из домовой книги истец с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирована в спорной квартире.
ДД.ММ.ГГГГ ФИо и ФИО 2 подписали соглашение о расторжении вышеуказанного Договора дарения на квартиру (л.д. 14).
В пункте 5 данного соглашения указано, что обязательства сторон по договору дарения прекращаются с момента вступления в силу настоящего соглашения.
ДД.ММ.ГГГГ истец и ответчик обратились в Управление Росреестра по НСО с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении спорной квартиры на основании указанного соглашения о расторжении договора дарения (л.д. 149-155).
Управление Росреестра по НСО с ДД.ММ.ГГГГ приостановило государственную регистрацию права сроком до ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО 2 о приостановлении государственной регистрации, не возможна регистрация соглашения о расторжении договора дарения (л.д. 137-138, 139).
В связи с чем, истец обратилась в суд с иском о проведении государственной регистрации соглашения о расторжении договора дарения, проведении государственной регистрации перехода права собственности на квартиру.
Вместе с тем, данные требования удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
Так, требования истца о проведении государственной регистрации соглашения о расторжении договора дарения удовлетворению не подлежат по причине того, что правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в статьях 558, 560, 574, 584 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат применению к договорам, заключаемым после ДД.ММ.ГГГГ (ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Поскольку регистрация договоров дарения, заключенных после ДД.ММ.ГГГГ, законодательством не предусмотрена, то ссылки стороны истца на необходимость регистрации соглашения о расторжении договора дарения несостоятельны.
Что касается требований о проведении государственной регистрации перехода права собственности на квартиру на основании соглашения о расторжении договора дарения, то оно также удовлетворению не подлежит.
Как указано ранее, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
При этом, расторжение договора и внесение в ЕГРН записи о переходе права собственности на недвижимое имущество возможны в случаях, когда соглашение о расторжении договора подписано в период действия договора, а не после того, как стороны выполнили обязательства по нему, и договор прекратил свое действие.
Судом при рассмотрении дела установлено, что договор дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ был исполнен сторонами, право собственности ответчика на основании договора дарения зарегистрировано в установленном законом порядке, более того, договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ сторонами оспорен не был и не оспаривается в настоящий момент, на что, в частности, указывает и сторона истца.
Те факты, что истец продолжила проживать в спорной квартире, уплачивать за нее коммунальные платежи, а ответчик в квартиру не вселялась, не свидетельствуют о том, что договор исполнен не был, поскольку ответчик, как собственник жилого помещения, может распоряжаться своим имуществом по собственному усмотрению, в том числе, не вселяться в квартиру, предоставлять ее для проживания другим лицам, учитывая, что истец является матерью ответчика.
По тем же мотивам, суд не принимает во внимание показания свидетелей ФИО 5 (уборщицы), ФИО 6 (электрика) по обстоятельствам того, что ответчик в спорной квартире не проживает, поскольку такие обстоятельства правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют.
Следовательно, договор дарения прекратил свое действие в результате надлежащего исполнения обязанностей сторон. Поскольку все обязательства по договору дарения сторонами исполнены, его невозможно расторгнуть соглашением сторон.
Правоотношения, связанные с дарением имущества, в том числе недвижимого, урегулированы главой 32 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой предусмотрены возможности отказа одаряемого принять дар (статья 573), отказа от исполнения договора дарения (статья 577), отмены дарения (статья 578), чего в настоящем случае не установлено.
В связи с тем, что право собственности на квартиру на основании договора дарения возникло у одаряемой ФИО 2 с момента регистрации права собственности в органах Росреестра, суд приходит к выводу о том, что возможность перехода права собственности на квартиру к истцу возможна только путем заключения между сторонами новой сделки в отношении этого имущества, но никак не путем заключения соглашения о расторжении договора дарения.
Государственная регистрация перехода права собственности на спорную квартиру была приостановлена по заявлению ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, суд не находит законных оснований для вынесения решения о проведении указанной государственной регистрации перехода права собственности на основании соглашения о расторжении договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данное соглашение по вышеуказанным мотивам совершено в нарушение действующего законодательства, следовательно, не может являться основанием для регистрации права собственности на квартиру за истцом.
Показания свидетеля ФИО 7 – специалиста МФЦ - о том, что причину в заявлении о приостановлении государственной регистрации права они указывают по инициативе и со слов заявителя; показания свидетеля ФИО 8 – приятельницы истца – о том, что со слов истца она знает как о заключении договора дарения между сторонами, так и о намерении сторон данный договор расторгнуть, юридически значимыми не являются и на выводы суда не влияют.
При таких обстоятельствах, суд правовых оснований для удовлетворения исковых требований не находит, в связи с чем в иске надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░ 2 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░ 2022 ░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-2966/2022 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░ 54RS0004-01-2022-003484-15
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ «___» _______2022░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░