Дело № 5-232/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возврате протокола
1 апреля 2021 года г. Чита
Судья Ингодинского районного суда г. Читы Рахимова Т.В., рассмотрев протокол и материалы об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, в отношении Стерликова И. И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего по адресу: <адрес>
установил:
05.03.2021 полицейским ОБППСП УМВД России по г. Чите составлен протокол об административном правонарушении № в отношении Стерликова И.И. по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ (событие имело место 05.03.2021 в 17 часов 10 минут).
Данный протокол с материалами дела 31.03.2021 поступил в Ингодинский районный суд.
В соответствии с пунктом 3 статьи 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении и выяснении вопроса о правильности составления протокола об административном правонарушении и иных материалов дела, нахожу, что протокол и материалы подлежат возвращению должностному лицу, его составившему, на основании нижеследующего.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у суда при применении Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Дела, возбужденные по делу об административном правонарушении, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста или административного выдворения, из положений части 3 статьи 25.1, части 4 статьи 29.6 КоАП РФ должны рассматриваться в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (п. 3, 23.4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у суда при применении Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях»).
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем назначение перечисленных в ней видов административного наказания, необходимо не только надлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении, но и создание условий, обеспечивающих присутствие такого лица в судебном заседании (Постановление Верховного Суда РФ от 07.10.2019 N 87-АД19-17).
В определении от 25.10.2018 N 2562-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что часть 3 статьи 25.1 названного Кодекса, устанавливая обязательное присутствие при рассмотрении дела об административном правонарушении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, создает для указанного лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за какие предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.05.2015 N 1125-О и от 29.09.2015 N 1902-О).
Вместе с тем должностным лицом не обеспечена явка лица, привлекаемого к ответственности, в день получения судом протокола, то есть 31.03.2021, что исключает возможность его рассмотрения ввиду вышеизложенных правоположений.
Представленный к протоколу рапорт оперативного дежурного ОП «Ингодиснкий» Т.А.С от 26.03.2021 данных выводов не опровергает.
Из содержания протокола усматривается, что событие имело место 05.03.2021 в 17.10 часов, задержание – 05.03.2021 в 17 часов 30 минут. В указанном рапорте сотрудник Т.А.С 26.03.2021 излагает, что 05.03.2021 после задержания Стерликова И.И. он был доставлен сотрудниками спецприемника в Ингодинский районный суд г. Читы, но дежурный судья рассматривать не стала и сказала вручить повестку.
Доказательств доставления гражданина в Ингодинский районный суд г. Читы 05.03.2021 не представлено. Более того, указанный день является пятницей и рабочий день Ингодинского районного суда г. Читы окончился в 15 часов 30 минут, то есть за 2 часа до задержания Стерликова. Журнал учета посетителей Ингодинского районного суда г. Читы, который ведется судебными приставами-исполнителями, не содержит сведений о доставлении Стерликова или иного лица в этот день после окончания рабочего дня.
Телефоны дежурных судей доводятся до сведения ОП «Ингодинский» одновременно с графиком, однако телефонных звонков на номер дежурного судьи ни 05.03.2021, ни 06.03.2021 не поступало. А при звонке 07.03.2021 в 08 часов 43 минуты с телефонного номера № судья сообщила о необходимости выдать лицу повестку о явке 09.03.2021 в 11 часов 00 минут и предоставления материала к этому времени. Вместе с тем выданная повестка (расписка) содержит сведения о ее вручении 07.03.2021 и явке 09.03.2021 без указания времени. Материал до 31.03.2021 в суд не поступал.
Содержание расписки, изложенные выше факты, а также факт окончания задержания Стерликова 07.03.2021 в 09 часов 00 минут полностью опровергают рапорт сотрудника Т.А.С от 26.03.2021, поскольку 05.03.2021 Стерликов не доставлялся в Ингодинский районный суд г. Читы и ему в этот день повестка не вручалась.
По этой причине в пределах срока давности привлечения к административной ответственности должностное лицо, составившее протокол, имеет возможность обеспечить явку привлекаемого к ответственности лица в судебное заседание с одновременным предоставлением материала с протоколом для его рассмотрения.
Пунктом 23 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у суда при применении Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях» предусмотрено, что поскольку административный арест не может быть применен к лицам, перечисленным в части 2 статьи 3.9 КоАП РФ, в том числе к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп, военнослужащим, судья при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности за правонарушение, допускающее наложение ареста, должен проверить наличие данных обстоятельств.
Вопреки указанным требованиям к протоколу не представлено материалов о наличии/отсутствии у лица инвалидности, что препятствует рассмотрению дела.
Данные нарушения, допущенные при оформлении протокола об административном правонарушении и приложенных материалов, препятствуют рассмотрению судьей дела по существу правонарушения.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, протокол возвращается составившему его должностному лицу, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов.
Учитывая, что указанные недостатки являются существенными, а представленные материалы не могут быть восполнены при рассмотрении дела, протокол об административном правонарушении подлежит возвращению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, судья
определил:
протокол от 05.03.2021 об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, в отношении Стерликова И. И., и другие материалы возвратить должностному лицу, его составившему, для устранения указанных недостатков, препятствующих рассмотрению дела по существу.
Определение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также опротестовано прокурором в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г. Читы либо непосредственно в Забайкальский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии определения.
Судья Т.В. Рахимова