11RS0003-01-2021-001759-94 Дело № 2-1048/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.
при секретаре Мартьяновой С.С.
с участием прокурора Дмитренко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инта Республики Коми 23 декабря 2021 года гражданское дело по иску прокурора г. Инта Республики Коми в интересах Сорокиной З. Н. к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Инты в интересах Сорокиной З.Н. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить Сорокину З.Н. изделием медицинского назначения «тест-полоски для глюкометра «УанТач Селект плюс» № 50 в количестве 2 упаковок в течение месяца после вступления в законную силу решения суда, взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 руб. В обоснование искового заявления указано, что Сорокина З.Н. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» с диагнозом: «<....>». Лечащим врачом Сорокиной З.Н. назначено применение тест-полосок для глюкометра. Заявка на закупку указанного препарата включена в сводную заявку ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» и направлена ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» в Министерство здравоохранения Республики Коми 23.07.2020. По результатам проведенной проверки установлено, что 31.08.2021 Сорокиной З.Н. выписан рецепт серии 87-9-21 № 110034015343 на получение изделия медицинского назначения «тест-полоски для глюкометра «УанТач Селект плюс» № 50 в количестве 2 упаковок. Согласно информации ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» (далее – ГУП РК «ГАРК») от 19.11.2021 № 001-01/3168 для получения вышеуказанного препарата истица обратилась 01.09.2021 и предъявила указанный рецепт, однако ввиду отсутствия указанное медицинское изделие истцу не выдано. По состоянию на 22.11.2021 на отсроченном обеспечении в ГУП РК «ГАРК» находится рецепт от 31.08.2021, что не соответствует п. 6 Правил. Таким образом, Минздравом Республики Коми не в полной мере осуществляются делегированные обязанности, в том числе по организации обеспечения льготной категории граждан лекарственными препаратами. Из-за ненадлежащего исполнения Минздрвом Республики Коми возложенных на него обязанностей истец испытывал дискомфорт от недостатка положенных ему лекарственных средств, в связи с чем истец также испытывал моральные и физические страдания. В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на ст. 29, 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья в РФ», Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299, Постановление Правительства Республики Коми от 29.12.2020 № 676, Правила отпуска лекарственных препаратов, утвержденные приказом Минздрава России от 11.07.2017 № 403н, Положение о Министерстве здравоохранения Республики Коми от 05.07.2012 № 283, ст. 151 ГПК РФ.
В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивала.
Дело рассмотрено в отсутствие истца, ответчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Ответчик представил письменный отзыв на иск, в котором исковые требования не признал, указал, что при отсутствии у фармацевтической организации выписанного лекарственного препарата, аптечная организация в течение 3 рабочих дней со дня установления отсутствия у фармацевтической организации выписанного лекарственного препарата обязана довести информацию в письменном виде до руководителя медицинской организации, выписавшей рецепт, о необходимости принятия мер для обеспечения лечебного процесса. Медицинская организация в течение 3 рабочих дней со дня получения информации направляет в аптечную организацию ответ с целью дальнейшей организации лекарственного обеспечения (снятия рецепта с отсроченного обеспечения в связи с выпиской рецепта па лекарственное средство аналоговой замены, оставление рецепта на отсроченном обеспечении). Учитывая изложенное, на период отсутствия льготного лекарственного препарата в аптечной сети ГБУЗ РК «Интинская центральная городская больница» должно принимать меры, направленные на бесперебойное обеспечение лечебного процесса истца. Министерством принимаются необходимые меры для обеспечения льготных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами. Министерство, являясь органом исполнительной власти, осуществляет закупки лекарственных препаратов для льготных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Несвоевременное поступление лекарственных препаратов связано с длительностью проведения конкурентных способов закупок, осуществляемых Министерством в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также ненадлежащим исполнением своих обязанностей поставщиками лекарственных средств. В 2021 г. истцу выписано 6 льготных рецептов на получение тест-полосок в количестве 13 упаковок. Рецепт, предъявленный в аптечную организацию 01.09.2021, поставлен на отсроченное обслуживание в связи с отсутствием указанных в рецепте тест-полосок в аптечной сети. На момент рассмотрения дела истица обеспечена тест-полосками по спорному рецепту, а также по рецепту, выписанному 25.11.2021, в полном объеме. Истцом не представлено обоснование заявленного требования о компенсации морального вреда, а также доказательств нравственных или физических страданий истца. Наличие морального вреда предполагает негативные изменения в психической сфере человека, выражающиеся в претерпевании физических и нравственных страданий. Исковые требования прокурора города Инты Республики Коми являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Согласно указанному Перечню право на бесплатное получение лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют граждане, страдающие диабетом. Указанные граждане имеют право на получение бесплатно всех лекарственных средств, этилового спирта (100 г в месяц), инсулиновых шприцов, шприцов типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, игл к ним, а также средств диагностики (в том числе тест-полосок).
Судом установлено, что Сорокина З.Н. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» с диагнозом: «<....>». Лечащим врачом Сорокиной З.Н. назначено применение тест-полосок для глюкометра. Заявка на закупку указанного препарата включена в сводную заявку ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» и направлена ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» в Министерство здравоохранения Республики Коми 23.07.2020. 31.08.2021 Сорокиной З.Н. выписан рецепт серии 87-9-21 № 110034015343 на получение изделия медицинского назначения «тест-полоски для глюкометра «УанТач Селект плюс» № 50 в количестве 2 упаковок. Истица обратилась в структурное подразделение ГУП РК «ГАРК» для получения тест-полосок по указанному рецепту 01.09.2021. В связи с отсутствием указанных тест-полосок в аптечной сети рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание. Тест-полоски на основании указанного рецепта выданы истице 30.11.2021.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на охрану здоровья обеспечивается реализацией качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Статьей 29 Федерального закона № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 3 статьи 80 указанного Федерального закона установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен сахарный диабет.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2299. Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Федеральная программа предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются:
обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности;
обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют граждане, страдающие диабетом.
Ответчик признает, что истец имеет право на бесплатное обеспечение тест-полосками.
Постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2020 № 676 утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Программа), в которой определен перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно.
Приложением к указанной Программе является Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», который включает в себя тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.
В силу пункта 6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую <....><....>
На территории Республики Коми действует Порядок организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, утвержденный Приказом Минздрава РК от 03.10.2016 № 10/456.
Указанным порядком предусмотрены следующие правила бесплатного обеспечения граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения:
2.6. Медицинские работники выписывают рецепты на лекарственные средства, включенные в перечни лекарственных средств, утвержденных в рамках программам льготного лекарственного обеспечения, а также в сводную заявку Министерства и имеющиеся в наличии в аптечной организации.
3.3. Аптечная организация в соответствии с указанным в рецепте международным непатентованным (действующим веществом) отпускает лекарственный препарат под торговым наименованием, имеющимся в наличии по государственным контрактам, заключенным в рамках государственных закупок по льготным программам.
3.5. В случае временного отсутствия лекарственного средства аптечная организация регистрирует рецепт в журнале неудовлетворенного спроса. Рецепт, принятый на отсроченное обслуживание, хранится в аптечной организации. Аптечная организация делает на рецепте отметку о дате приема рецепта на обеспечение, и в течение 1 рабочего дня вводит рецепт в базу данных отсроченных рецептов, а также согласовывает с фармацевтической организацией поставку лекарственных средств для обеспечения отсроченных рецептов в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента приема рецепта на обеспечение. При отсутствии у фармацевтической организации выписанного лекарственного препарата, аптечная организация в течение 3 рабочих дней со дня установления отсутствия у фармацевтической организации выписанного лекарственного препарата обязана довести информацию в письменном виде до руководителя медицинской организации, выписавшей рецепт, о необходимости принятия мер для обеспечения лечебного процесса. Медицинская организация в течение 3 рабочих дней со дня получения информации направляет в аптечную организацию ответ с целью дальнейшей организации лекарственного обеспечения (снятия рецепта с отсроченного обеспечения в связи с выпиской рецепта на лекарственное средство аналоговой замены, оставление рецепта на отсроченном обеспечении).
3.7. Аптечные организации ежедневно осуществляют ввод данных об обеспеченных рецептах, рецептах, не обеспеченных и поставленных на отсроченное обслуживание в программный продукт.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283, предусмотрено, что Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим, в том числе, функции по формированию и реализации государственной политики, в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья. Для реализации своих задач Министерство исполняет следующие государственные функции:
- исполняет функции организатора по обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (подпункт 3 пункта 9);
- исполняет функции организатора по обеспечению граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
- разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, в том числе государственные программы Республики Коми, а также территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми, включающую в себя программу обязательного медицинского страхования (подпункт 6 пункта 9),
- исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству (подпункт 33 пункта 9 Положения).
В силу приведенных выше положений законодательства обязанность по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на получение указанных лекарственных средств и изделий медицинского назначения бесплатно, возложена на Министерство здравоохранения Республики Коми. Указанная обязанность может быть признана исполненной надлежащим образом, если Министерство осуществило закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в такие сроки и в таком количестве, чтобы своевременно обеспечивать бесплатную выдачу лекарственных средств и изделий медицинского назначения гражданам, которые имеют на это право.
В отношении истца ответчик не выполнил свои обязанности. Для получения тест-полосок истец, имеющий рецепт на их бесплатное получение, обратился в структурное подразделение ГУП «ГАРК» 01.09.2021. Тест-полоски выданы истцу только 30.11.2021, то есть спустя 3 месяца с момента обращения.
Доводы ответчика о том, что лечебное учреждение обязано было принимать меры к обеспечению лечебного процесса истца, в том числе путем выдачи рецепта на лекарственные средства аналоговой замены суд находит несостоятельными.
Во-первых, наличие каких-либо недочетов в работе лечебного учреждения само по себе не освобождает ответчика от ответственности за ненадлежащее лекарственное обеспечение истца. Сахарный диабет является широко распространенным заболеванием, при этом тест-полоски для глюкометров требуются больным диабетом постоянно. Тест полоски были включены в сводную заявку на 2021 г. Таким образом, отсутствие тест-полосок в аптечных учреждениях является следствием ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей по лекарственному обеспечению граждан. В отзыве ответчик указал, что несвоевременное поступление лекарственных препаратов связано с длительностью проведения конкурентных способов закупок, а также в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей поставщиками. За данные обстоятельствам несет ответственность ответчик как лицо, ответственное за организацию государственных закупок в сфере лекарственного обеспечения. При этом ответчик был уведомлен об отсутствии в аптечных учреждениях ГУП «ГАРК» у спорных тест-полосок. В ответе прокурору от 19.11.2021 (л.д. 40) ГУП «ГАРК» указывает, что в Министерстве здравоохранения РК, ГУП «ГАРК» и медицинских организациях Республики Коми действует единый программный продукт, который позволяет отслеживать рецепты, находящиеся на отсроченном обслуживании.
Во-вторых, к каждому конкретному глюкометру подходят тест-полоски только соответствующего вида, выпускаемые тем же производителем. Данная информация подтверждается ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" (л.д. 22). Также данная информация имеется в открытом доступе в сети интернет. У истицы не имеется другого глюкометра, кроме глюкометра «УанТач Селект Плюс», в связи с чем для нее замена тест-полосок на другие невозможна.
Законодательством не предусмотрено, что больным сахарным диабетом должны выдаваться тест-полоски конкретного вида. Однако с учетом того, что к конкретному глюкометру подходят исключительно тест-полоски того же вида, законодательство в данной части должно толковаться таким образом, что больному сахарным диабетом должны бесплатно выдаваться тест-полоски, подходящие к глюкометру, имеющемуся у него в наличии. Иное толкование противоречит здравому смыслу. При ином толковании больные сахарным диабетом будут вынуждены приобретать каждый раз глюкометр, подходящий к выданным им тест-полоскам, то есть подбирать прибор к расходным материалам, а не наоборот. Законодательство предусмотрело специальные меры социальной защиты для больных сахарным диабетом в виде бесплатного предоставления им лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В связи с чем толкование закона должно производиться исходя из необходимости социальной защиты указанных больных, а не вынуждения их к дополнительным расходам.
Поскольку на момент рассмотрения дела истица уже обеспечена тест-полосками по рецепту от 31.08.2021, требования в части возложения на ответчика обязанности обеспечить истицу тест-полосками подлежат отклонению.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда; при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен моральный вред.
В силу пункта 2 статьи 1101 Гражданского кодекса РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страдании, а также степени вины причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда, При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Здоровье человека является неотъемлемым материальным благом, принадлежащим человеку с рождения. Право человека на охрану здоровья установлено статьей 41 Конституции РФ.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение.
Ненадлежащее обеспечение истца изделиями медицинского назначения, на получение которых бесплатно она имеет право в силу закона, нарушает право истца на охрану здоровья. Несвоевременное получение тест-полосок может повлечь для истца тяжкие последствия, поскольку при сахарном диабете уровень глюкозы в крови должен быть под контролем постоянно. Нравственные страдания истца связаны с боязнью осложнений, переживанием за состояние своего здоровья в связи с невозможностью своевременно оценить уровень глюкозы и принять своевременные меры к его коррекции.
При определении размера компенсации суд исходит из характера и объема причиненных истцу нравственных и физических страданий, длительностью необеспечения истца тест-полосками (3 месяца), степени вины ответчика. Суд полагает, что принципам разумности и справедливости в данном случае будет соответствовать размер компенсации морального вреда 3 000 руб. Заявленный истцом размер компенсации морального вреда 5 000 руб. суд находит завышенным.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Сорокиной З. Н. компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.
Прокурору в иске к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить Сорокину З. Н. тест-полосками для глюкометра «УанТач Селект Плюс» № 50 в количестве 2 упаковок отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 05.01.2022.
Судья Л.В. Махнева