<данные изъяты> Дело №2-1771/ 17 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2017 года г. Сергиев Посад
Московской области
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Уваровой О.А., при секретаре судебного заседания Рыжаковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тороховой Риммы Витауто к Панковой Ирине Аркадьевне, Панкову Алексею Александровичу, Панковой Галине Райхатовне, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Панковой Елизаветы Алексеевны, Панкова Ивана Алексеевича о понуждении к заключению договора купли-продажи квартиры,
УСТАНОВИЛ:
Торохова Р.В. обратилась в суд с иском к Панковой И.А., Панкову А.А., Панковой Г.Р., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Панковой Елизаветы Алексеевны, Панкова Ивана Алексеевича о понуждении к заключению договора купли-продажи квартиры (л.д. 3).
В судебном заседании истец Торохова Р.В., представитель истца, по доверенности Горбачев И.И. исковые требования поддержали, суду пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ между Тороховой Р.В. с одной стороны и Панковым А.А., Панковой И.А., Панковой Г.Р., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Панковой Е.А., Панкова И.А., с другой стороны, заключен предварительный договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес>, цена договора 2800 000 рублей. Указали, что в день подписания предварительного договора истец передала Панкову А.А. 50 000 рублей, а ДД.ММ.ГГГГ 2000 000 рублей, полученных истцом от продажи квартиры по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Расписок в получении денежных средств Панковым А.А. написано не было. Указали, что с ДД.ММ.ГГГГ г. до ДД.ММ.ГГГГ г. истец проживала в спорной квартире. ДД.ММ.ГГГГ Панков А.А. потребовал от истца покинуть квартиру, основной договор купли-продажи квартиры заключать отказался. ДД.ММ.ГГГГ истец получила от Панковой Г.Р. письменную расписку о признании обязанности заключить основной договор купли-продажи. Просят суд понудить Панкову И.А., Панкова А.А., Панкову Г.Р. заключить с истцом договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> на условиях заключенного предварительного договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ с учетом оплаты истцом по договору денежной суммы в размере 2050 000 рублей.
Ответчики Панков А.А., Панкова И.А., представители ответчиков, по доверенности Солодкая А.Б., Комарова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признали, суду пояснили, что о существовании предварительного договора купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Сергиев Посад, <адрес>-7, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Панков А.А., Панкова И.А. узнали только после получения судебной повестки о явке в судебное заседание по данному гражданскому делу, указанный предварительный договор не подписывали. Подписи от их имени в предварительном договоре учинены не ими. Также указали, что предварительный договор купли-продажи является недействительным, поскольку согласия Панкова А.А. на отчуждение долей несовершеннолетних детей в квартире по адресу: <адрес>, <адрес>, также как и разрешение Управления опеки и попечительства по Сергиево-Посадскому району – получены не были. Просят суд в удовлетворении исковых требований Тороховой Р.В. отказать.
Ответчик Панкова Г.Р. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала, указала, что действительно, ДД.ММ.ГГГГ между её матерью Тороховой Р.В. с одной стороны и Панковым А.А., Панковой И.А., Панковой Г.Р., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Панковой Е.А., Панкова И.А., с другой стороны, заключен предварительный договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>. Денежные средства в размере 50 000 рублей переданы истцом Панкову А.А. в день подписания договора, 2000 000 рублей переданы ДД.ММ.ГГГГ Впоследствии Панков А.А., Панкова И.А. отказались заключать основной договор купли-продажи квартиры. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ написала расписку о признании за ней обязательства по заключению основного договора купли-продажи квартиры.
Представитель третьего лица Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Сергиево-Посадскому району, по доверенности Чазов Е.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, поскольку заключение основного договора купли-продажи квартиры по адресу: <адрес>, <адрес>, собственниками которой, по ? доле каждый являются несовершеннолетние Панкова Е.А. и Панков И.А. будет противоречить интересам несовершеннолетних детей. Согласия органа опеки и попечительства за заключение основного договора купли-продажи вышеуказанной квартиры не получено.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Из имеющейся в материалах дела копии предварительного договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Тороховой Р.В. (покупатель) и Панковой И.А., Панковым А.А., Панковой Г.Р. (продавцы), действующей как законный представитель несовершеннолетних детей Панковой Е.А., <данные изъяты> года рождения и Панкова И.А., <данные изъяты> года рождения, усматривается, что стороны договорились о подготовке и заключении в последующем договора купли-продажи квартиры, принадлежащей на праве собственности продавцам общей площадью 30,7 кв.м., находящейся по адресу: <адрес>, <адрес>. Согласно п. 4 договора, стороны обязуются заключить основной договор не позднее ДД.ММ.ГГГГ Согласно п.5 договора, Торохова Р.В. передала денежные средства в размере 50 000 рублей в качестве аванса продавцам в счет причитающихся с неё платежей по предстоящему договору купли-продажи квартиры, в обеспечение исполнения указанного договора и при заключении предстоящего договора купли-продажи. Перевод суммы аванса произведен полностью во время подписания договора. В соответствии с п.6 договора, договор купли-продажи квартиры стороны предполагают заключить по цене 2800 000 рублей с зачетом суммы аванса (л.д. 6).
Обратившись в суд, истец Торохова Р.А. просит суд понудить Панкову И.А., Панкова А.А., Панкову Г.Р. заключить с ней договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> на условиях заключенного предварительного договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ с учетом оплаты истцом по договору денежной суммы в размере 2050 000 рублей, указывая, что ответчики уклоняются от заключения основного договора купли-продажи квартиры.
Ответчики Панков А.А., Панкова И.А. не признавая исковые требования, указали, что они не подписывали с истцом предварительный договор купли-продажи квартиры, подписи от их имени в договоре принадлежат не им. По ходатайству ответчиков Панкова А.А., Панковой И.А. определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначены почерковедческая и техническая экспертизы, проведение которой поручено экспертам ООО «<данные изъяты>». На разрешение экспертов поставлены вопросы: 1. Кем, Панковым Алексеем Александровичем или иным лицом, выполнены подписи от имени Панкова Алексея Александровича в строке «продавец» в двух предварительных договорах купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, сторонами которых указаны Торохова Р.В., Панкова И.А., Панков А.А., Панкова Г.Р. 2. Кем, Панковой Ириной Аркадьевной или иным лицом, выполнены подписи от имени Панковой Ирины Аркадьевны в строке «продавец» в двух предварительных договорах купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, сторонами которых указаны Торохова Р.В., Панкова И.А., Панков А.А., Панкова Г.Р. 3. Соответствует ли давность изготовления на бумажном носителе и подписания двух предварительных договоров купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, сторонами которых указаны Торохова Р.В., Панкова И.А., Панков А.А., Панкова Г.Р. дате, указанной в договорах (л.д. 86-88).
В соответствии с экспертным заключением ООО «Центр Независимой экспертизы и Права» № от ДД.ММ.ГГГГ: На вопрос, кем, Панковым А.А. или иным лицом выполнены подписи от имени Панкова А.А. в предварительном договоре купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, ответить не представилось возможным. Подпись от имени Панковой И.А. в предварительном договоре купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ выполнена Панковой И.А. Установить абсолютную дату исполнения (изготовления документа на бумажном носителе и подписания предварительного договора от ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным по причине агрессивного воздействия на документы, однозначно повлиявшего на процесс испарения летучих компонентов лакокрасочного материалы пишущих предметов («шариковых ручек») (л.д. 115).
У суда не имеется оснований не доверять экспертному заключению. При этом суд учитывает, что допрошенные в судебном заседании и предупрежденные об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ эксперты <данные изъяты> заключение поддержали.
С учетом экспертного заключения суд приходит к выводу о том, что ответчики Панков А.А. и Панкова А.А. подписывали предварительный договор купли-продажи квартиры от 26.09.2015 г.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (ст. 130).
В силу положений п. п. 1 - 5 ст. 429 Гражданского кодекса Российской Федерации по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.
Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора.
В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Так пунктом 2 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.
Из системного толкования указанных норм права следует, что сделка, совершенная законным представителем несовершеннолетнего по распоряжению, а именно отчуждению принадлежащего ему имущества, является недействительной, если совершена без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
Ответчик Панкова Г.Р. имеет двоих несовершеннолетних детей - Панкову Е.А., <данные изъяты> рождения и Панкова И.А<данные изъяты> рождения, которые являются собственниками, по ? доле каждый в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 63-64).
Ответчик Панкова Г.Р. до настоящего времени не получила согласие органа опеки и попечительства, так как дети не имеют другого жилого помещения для проживания, продажа жилья ставит их в трудное положение.
Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку заключение основного договора купли-продажи жилого помещения нарушит права несовершеннолетних детей, что противоречит требованиям действующего законодательства.
В силу пункта 6 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
Вместе с тем, в силу пункта 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В рассматриваемом случае такое предложение должно быть совершено в письменной форме, предусмотренной для договора купли-продажи недвижимого имущества (пункт 1 статьи 434, статья 550 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Представленную в материалы дела копию расписки Панковой Г.Р. о том, что она признаёт обязательство заключить договор купли-продажи квартиры, суд во внимание не принимает как допустимое доказательство, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ доказательство.
При таких обстоятельствах, поскольку, до окончания указанного в предварительном договоре от ДД.ММ.ГГГГ срока – ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи заключен не был, никто из сторон в этот период не направил надлежащим образом оформленное предложение (оферту) другой стороне, соответственно обязательства сторон, предусмотренные предварительным договором, были прекращены в указанную выше дату ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, истцом суду не представлены в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ доказательства оплаты ответчикам в соответствии с условиями предварительного договора от ДД.ММ.ГГГГ денежных средств в размере 2750 000 рублей.
Оценив имеющиеся у суда доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Тороховой Р.В.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░.░. ░░░░░░░