Решение по делу № 2а-232/2022 от 08.04.2022

Дело №2а-232/2022

Уникальный идентификатор дела

44RS0004-01-2022-000305-05

Мотивированное решение

изготовлено 24 мая 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Мантурово 06 мая 2022 года

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Громовой С.А.,

при секретаре Смирновой А.Б.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа город Мантурово Костромской области к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карповой Ольге Александровне, Межрайонному ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области, УФССП по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению №44001/20/142584 от 07.10.2020 года,

У С Т А Н О В И Л:

В Мантуровский районный суд Костромской области обратилась администрация городского округа город Мантурово Костромской области (далее по тексту – администрация г.о.г.Мантурово) с административным исковым заявлением к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам (далее МОСП по ОВИП) УФССП России по Костромской области Карповой О.А., Межрайонному ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области, УФССП по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению №44001/20/142584 от 07.10.2020 года. Требования мотивированы тем, что МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. возбуждено исполнительное производство №6344/20/44014-ИП от 15.11.2019г. на основании исполнительного листа ФС №005624387 от 24.10.2019г., выданного Мантуровским районным судом по делу 2-290/2019, об обязании администрации г.о.г. Мантурово Костромской области предоставить Носову Владимиру Сергеевичу, [Дата] года рождения, на территории г.о.г. Мантурово по договору найма специализированного жилого помещения – благоустроенного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения из специализированного жилого фонда. В срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, административный истец в силу объективных причин не смог исполнить требования, изложенные в исполнительном документе, в связи с чем судебным приставом - исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора №44001/20/142584 от 07.10.2020 года в размере 50000 рублей. Административный истец согласен с постановлением, однако просит освободить административного истца от уплаты исполнительского сбора ввиду отсутствия перечисления из областного бюджета финансовых средств в виде субвенций, а так же отсутствие возможности приобретения жилья по независящим от должника причинам (закупка произведена, однако заключенные контракты расторгнуты, так как поставщик предоставил товар ненадлежащего качества, а именно квартиры не соответствовали заявленным в документации о закупке требованиям). Дополнительно использовать собственные материальные ресурсы не представляется возможным, так как у администрации г.о.г. Мантурово имеется дефицит бюджета, муниципальный долг: на 01.01.2019г. – 145250,5 тыс.руб., на 01.01.2020г. – 149920,0 тыс.руб., на 01.01.2021г. – 149920,0 тыс. руб, на 01.01.2022г. – 135220,0 тыс.руб. Приобретение жилых помещений в специализированный жилищный фонд производится в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В связи с необходимостью соблюдения порядка, установленного вышеуказанным законом, требования исполнительного документа объективно не могли быть исполнены должником в установленный постановлением судебного пристава-исполнителя срок.

Представитель административного истца Грачевская О.Н. (действующая на основании доверенности б/н от 10.01.2022 года) в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснив, что специализированный жилищный фонд у административного истца отсутствует, и жилье приобретается через закупки, что соответственно удлиняет процедуру приобретения жилья. Сложность передачи жилья взыскателю Носову В.С., состояла так же в том, что Носов В.С. отсутствовал в городе, так как находился на воинской службе. Кроме того пояснила, что решение суда в настоящее время исполнено - Носову В.С. предоставлена однокомнатная квартира по договору найма жилого помещения для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №1301 от 12.01.2022 года, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации городского округа город Мантурово, действующего от имени собственника жилого помещения в интересах администрации городского округа город Мантурово и Носовым В.С., [Дата] года рождения.

Административные ответчики и заинтересованное лицо Носов В.С., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства в суд не явились, каких либо заявлений или ходатайств суду не направили.

Мантуровский межрайонный прокурор просил рассмотреть административное дело без его участия, указав, что права и обязанности прокурора при разрешении административного дела не затрагиваются.

В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ дело по существу рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, поскольку суд не признавал их явку обязательной.

Исследовав представленные материалы, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту – Закона об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно ч.2 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 Закона об исполнительном производстве).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст.112 Закона об исполнительном производстве).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст.401 ГК РФ).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в п.75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Таким образом, из анализа приведенных норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Мантуровского районного суда от 25 июля 2019 года на муниципальное образование – г.о.г. Мантурово в лице администрации г.о.г. Мантурово возложена обязанность предоставить Носову Владимиру Сергеевичу, [Дата] года рождения, на территории городского округа город Мантурово по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, из специализированного жилищного фонда.

15.11.2019 года заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области Грачевской Ольгой Николаевной возбуждено исполнительное производство №41418/19/44014-ИП на основании исполнительного листа № ФС 005624387 от 24.10.2019, выданного Мантуровским районным судом по делу № 2-290/2019 от 16.10.2019 года.

04.02.2020 года заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Конновой Кариной Евгеньевной принято к исполнению исполнительное производство №41418/19/44014-ИП на основании исполнительного листа № ФС 005624387 от 24.10.2019, выданного Мантуровским районным судом по делу № 2-290/2019 от 16.10.2019 года с присвоением исполнительному производству №6344/20/44014-ИП.

07.10.2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой Ольгой Александровной вынесено постановление №44001/20/142584 о взыскании исполнительского сбора с должника администрации г.о.г.Мантурово.

В соответствии с ч.1 ст. 3 ФЗ №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия).

Пунктом 1 ст.4 названного закона установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Костромской области субвенций из областного бюджета.

Общий объем субвенций бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Костромской области на осуществление переданных государственных полномочий определяется как сумма субвенций, исчисленных по всем муниципальным районам (муниципальным округам, городским округам) Костромской области (п.1 ст.6 ФЗ №620-5-ЗКО).

Таким образом, Костромской областью государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. При этом передача полномочий должна быть осуществлена с одновременным их финансированием. То есть, исполнение государственных полномочий органами местного самоуправления возможно при условии надлежащего финансирования переданных полномочий.

Размер субвенций в 2019 году составил 6062,8 тыс. рублей, проведена закупка и специализированное жилье предоставлено 10 сиротам. В 2020 году для г.о.г.Мантурово размер субвенций составил 1061,1 тыс. рублей (расходный лимит для администрации г.о.г.Мантурово поступил в финансовый отдел администрации только 28.08.2020 года, в сумме 1076,2 тыс. рублей, в декабре было доведено 948,8 тыс. рублей – возврат в бюджет области составил 670 тыс.рублей) – жилые помещения не приобретены по независящим от должника причинам (закупка произведена, однако заключенные контракты расторгнуты, так как поставщик поставил товар (квартиру) ненадлежащего качества).

Установив перечисленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что администрация г.о.г.Мантурово не уклонялась от исполнения решения суда, в пределах выделенных лимитов бюджетных средств проводила электронные аукционы.

В данном случае обстоятельством, препятствующим своевременному исполнению судебного акта, являются особенности и процедура приобретения за счет субвенций жилых помещений на конкурсной основе, требующей определенных временных затрат, а так же длительное отсутствие в г. Мантурово Носова В.С., которому во исполнение решения суда следовало передать квартиру по договору найма.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в настоящее время решение суда исполнено, что подтверждается договором найма жилого помещения для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №1301 от 12.01.2022 года, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации городского округа город Мантурово, действующего от имени собственника жилого помещения в интересах администрации городского округа город Мантурово и Носовым В.С., [Дата] года рождения.

В соответствии с ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исследованными материалами дела подтверждается, что административный истец постановление о взыскании исполнительского сбора №44001/20/142584 от 07.10.2020 года получил 08.04.2022 года, таким образом административный истец обратился в суд срок в пределах установленного законом десятидневного срока.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации городского округа город Мантурово Костромской области удовлетворить.

Освободить администрацию городского округа город Мантурово Костромской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением заместителя старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карповой Ольгой Александровной от 07 октября 2020 года №44001/20/142584 в рамках исполнительного производства №6344/20/44014-ИП.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: С.А. Громова

2а-232/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация городского округа город Мантурово Костромской области
Ответчики
Межрайонное ОСП по особо важным исполнительным проиводствам УФССП России по Костромской области
Зам.начальника отделения-зам.старшего суд.пристава Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карпова О.А.
УФССП России по Костромской области
Другие
Мантуровский межрайонный прокурор
Носов Владимир Сергеевич
Суд
Мантуровский районный суд Костромской области
Судья
Громова С. А.
Дело на сайте суда
manturovsky.kst.sudrf.ru
08.04.2022Регистрация административного искового заявления
08.04.2022Передача материалов судье
12.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
12.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2022Судебное заседание
24.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее