г. Луга 14 января 2021 года
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу № 2-288/2021
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Михайлова В.В.,
при секретаре Куроптевой В.А.,
с участием прокурора Фисун А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, муниципальному образовательному учреждению «Мшинская средняя общеобразовательная школа» об обязании обеспечить финансирование и установку информационного табло,
УСТАНОВИЛ:
Лужский городской прокурор обратился в Лужский городской суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области и муниципальному образовательному учреждению «Мшинская средняя общеобразовательная школа» (далее МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа») об обязании администрации Лужского муниципального района обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа» информационным табло (тактильной табличкой) с наименованием учреждения, графиком работы, планом здания и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом с использованием шрифта Брайля в течение трех месяцев после вступления в силу решения суда, обязании МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа» установить около входа в учреждение указанное информационное табло в течение шести месяцев после вступления в силу решения суда.
Указав при этом в обоснование, что Лужской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов.
В ходе проверки установлено, что в МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа» нарушаются права лиц с ограниченными возможностями по зрению в части обеспечения беспрепятственного доступа к информации о деятельности учреждения. В частности, при входе в здание МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа» отсутствует информационное табло (тактильная табличка) с наименованием учреждения, графиком работы, планом здания и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля.
Выявленные нарушения явились основанием для внесения прокуратурой представления об устранении нарушений в адрес руководителя образовательного учреждения, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на п.3 ст.5, п.п.2,15 ч.3 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.ст. 1,2,9,14,15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», ч.1 п.3 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. «е» п.3, п.п. «а» п.4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309, п.6 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 г. № 30-7/10/2-3602, п.8.1.6 раздела 6.2 «Пути движения в зданиях» «СП 59.13330.2016. Свод правил. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона РФ от 14.11.2016г. № 798/пр.
Указывает, что в МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа» должным образом не принимаются меры по созданию слабовидящим группам населения условий доступности объектов – носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе, дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в связи с чем, не обеспечивается сводный доступ воспитанникам МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа», а также и родителям (законным представителям), имеющим ограниченные возможности по зрению, к усвоению информации о деятельности образовательного учреждения, что является недопустимым.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Фисун А.С. поддерживает исковые требования по указанным основаниям.
МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, просит слушать дело в его отсутствие, представило письменный отзыв на иск, в котором возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, указывает, что учреждение не оказывает образовательные услуги обучающимся с ограниченными возможностями здоровья по зрению, в учреждении нет обучающихся и/или законных представителей обучающихся, являющимися людьми с ограниченными возможностями по зрению.
Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области явку представителя в судебное заседание не обеспечила, возражений по заявленным требованиям не представила.
Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, находит требования Лужского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (п.1).
Ст.17 Конституции РФ устанавливает: в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ст.1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (далее Закона), инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст.2 Закона).
В соответствии с п.п. 5 и 6 ч. 1 ст. 15 указанного Закона, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В п.3 «Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. № 1309 (далее Порядка), определено: руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги.
В силу п.п. "а" п. 4 указанного Порядка, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 N 798/пр.
Согласно ст.9 Конвенции «О правах инвалидов» от 13.12.2006 г., Российская Федерация приняла на себя обязательства принимать все надлежащие меры, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности.
Т.о., согласно указанным нормам права, при входе в образовательное учреждение должно обеспечиваться наличие вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Пунктом 3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений переданы органам местного самоуправления муниципальных районов.
В силу изложенного, обязанность по финансированию содержания здания образовательного учреждения, а также его надлежащему оборудованию возложена на органы местного самоуправления муниципального района.
В ходе рассмотрения дела установлено:
МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа» является самостоятельным юридическим лицом, целью деятельности которого является образовательная деятельность по реализации образовательных услуг населению.
Учредителем и собственником имущества данного учреждения является муниципальное образование Лужский муниципальный район Ленинградской области.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, при входе в здание МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа» отсутствует информационное табло (тактильная табличка) с наименованием учреждения, графиком работы, планом здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В связи с изложенным, суд находит требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ об обязании администрации Лужского муниципального района обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа» информационным табло (тактильной табличкой) с наименованием учреждения, графиком работы, планом здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, подлежащими удовлетворению.
На МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа» должна быть возложена обязанность установить около входа в учреждение указанное информационное табло.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ, суд находит необходимым установить 3-х месячный срок для исполнения решения суда в части обеспечения финансирования мероприятий по оборудованию информационного табло, 6-ти месячный срок – в части обеспечения наличия у входа информационного табло.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лужского городского прокурора - удовлетворить.
Обязать администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию у входа в МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа» информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, графиком работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в течение 3-х месяцев после вступления в законную силу решения суда.
Обязать МОУ «Мшинская средняя общеобразовательная школа» обеспечить наличие у входа в учреждение информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, графиком работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в течение 6-ти месяцев после вступления в законную силу решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
решение суда изготовлено в окончательной форме 21.01.2021 г.
47RS0012-01-2020-002535-59