Решение по делу № 66а-480/2020 от 24.03.2020

66а-480/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи                                                                                    29 апреля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Солдатовой С.В.,

судей Колпаковой А.В., Катанаевой А.С.,

при секретаре Сапожниковой А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 09OS0000-01-2019-00055-73 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Борлакова Руслана Азретовича о признании не действующим пункта 39.6 приложения к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 27 декабря 2007 г. № 480 «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании города Черкесска, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы» по апелляционной жалобе административного ответчика Правительства Карачаево-Черкесской Республики на решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 3 февраля 2020 г., которым заявленные требования удовлетворены.

    Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В., заключение заместителя начальника третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры – Кондрашовой И.В., судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,

установила:

индивидуальный предприниматель Борлаков Р.А. обратился в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики с административным исковым заявлением, с учетом его уточнения, о признании не действующим со дня вступления в законную силу решения суда пункта 39.6 приложения к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 27 декабря 2007 г. № 480 «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании города Черкесска, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы» (далее – Приложение).

    В обоснование административного иска указал, что на основании договора аренды от 22 мая 2014 г. № 158, заключенного с Управлением по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г. Черкесска является арендатором земельного участка, площадью 257449 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: КЧР, <адрес>, на котором расположены объекты недвижимого имущества для сельскохозяйственного использования, арендная плата по которому рассчитывается с применением ставки, предусмотренной пунктом 39.6 Приложения.

    Указывает, что оспариваемая базовая ставка годовой арендной платы в размере 4 рубля за 1 кв.м. за использование земельных участков, занятых объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, завышена, установлена произвольно, без экономического обоснования.

    Решением Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 3 февраля 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено.

    Не согласившись с решением суда, Правительство Карачаево-Черкесской Республики обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.

    Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом и участвующим в деле прокурором представлены письменные возражения.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, направив ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.

На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение заместителя начальника третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры – Кондрашовой И.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.7 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 27 декабря 2007 г. № 480, опубликованным в официальном печатном издании «День Республики», 2008 г., №1-3 (17357), утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании города Черкесска, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы, согласно которому, размер годовой арендной платы на указанные участки определяется с применением базовой ставки годовой арендной платы за 1 кв.м. (в рублях), установленной в приложении.

Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19 октября 2012 г. № 462, опубликованном в официальном печатном издании «День Республики», 2012 г., №222-223 (18644), внесены изменения в постановление от 27 декабря 2007 г. № 480. Приложение к постановлению изложено в новой редакции – в него включен пункт 39.6, которым определено, что базовая ставка арендной платы для земельных участков, занятых объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, составляет 4 для всех градостроительных зон.

Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный правовой акт (с учетом его изменений) принят с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия, а также официального опубликования и по этим основаниям не оспаривается.

Борлаков Р.А. на основании договора аренды от 22 мая 2014 г. № 158, заключенного с Управлением по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г. Черкесска, является арендатором земельного участка, площадью 257449 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: КЧР, <адрес>, на котором расположены объекты недвижимого имущества для сельскохозяйственного использования, арендная плата по которому рассчитывается с применением ставки, предусмотренной пунктом 39.6 Приложения. Оспариваемая административным истцом ставка арендной платы используется в формуле расчета размера арендной платы в качестве одного из ее элементов.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из отсутствия экономического обоснования размера ставки арендной платы, установленной оспариваемым пунктом, отметив, что как следует из протокола заседания Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19 октября 2012 г., экономическое обоснование оспариваемой ставки арендной платы предметом обсуждения не являлось; суду не были представлены доказательства, позволившие проверить каким образом устанавливалась указанная ставка.

Суд первой инстанции, оценивая доводы административного ответчика, указал, что отсутствие в действовавшем на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта (в соответствующей редакции) законодательстве обязательного требования о приложении в письменном виде экономического обоснования размера арендных ставок не освобождало Правительство Карачаево-Черкесской Республики от обязанности установить соответствующий размер не произвольно, а с учетом экономических критериев.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

К числу таких принципов относится, в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Исходя из указанного принципа, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган власти местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом поселения, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности уполномоченным государственным или муниципальным органом должно доказываться путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Административным ответчиком указанные документы не представлены.

Суд первой инстанции обосновано указал, что из экспертного заключения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике от 27 июня 2012 г., представленного на проект постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19 октября 2012 г. № 462, которым предполагалось внести изменения в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики 27 декабря 2007 г. № 480, следует, что цифровые показатели, утверждаемые рассматриваемым проектом нормативного правового акта, а также их обоснованность в процессе правовой экспертизы не оценивались. Также цифровые показатели и обоснованность их утверждения не проверялись и Государственно-правовым Управлением Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики. Отсутствуют данные доказательства и в финансово-экономическом обосновании проекта постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19 октября 2012 г. № 462, составленном Министром имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики. Например, не представлено доказательств того, были ли определены доходы бюджета в 2011 году, были ли спрогнозированы доходы бюджета публичного образования города Черкесска на последующие годы с учетом инфляционных процессов, сравнивались ли полученные показатели в целях выявления ставки арендной платы, учитывающей баланс интересов арендаторов земельных участков. Суду также не были представлены исходные данные, определяющие доходность земельных участков, в частности, земельных участков, занятых объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, отсутствует сравнительный анализ различных ставок арендной платы и т.д. Административным ответчиком не представлено доказательств того, что при установлении оспариваемой ставки учитывались государственные тарифы на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям.

Таким образом, установленный оспариваемой нормой размер ставки расчета арендной платы не соответствует основным принципам определения арендной платы земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта отсутствовали методические указания и рекомендации по применению соответствующего принципа экономической обоснованности не влекут вывода об отсутствии у уполномоченного органа обязанности по разработке проектов соответствующих решений в строгом соответствии с действующим федеральным законодательством и с соблюдением устанавливаемых им принципов.

Доводов, указывающих на наличие оснований для изменения или отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Верхового Суда Карачаево-Черкесской Республики от 3 февраля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Карачаево-Черкесской Республики – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

66а-480/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Борлаков Руслан Азретович
Ответчики
Правительство Карачаево-Черкесская Республики
Другие
Управление по имущественным отношениям Мэрии МО г. Черкесска
Хапаев Нахарби Адемеевич
Суд
Третий апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Солдатова Светлана Вячеславовна (Филатова)
Дело на сайте суда
3ap.sudrf.ru
26.03.2020Передача дела судье
29.04.2020Судебное заседание
12.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2020Передано в экспедицию
29.04.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее