Решение по делу № 2а-1349/2020 от 14.08.2020

Дело № 2а-1349/2020

УИД 32RS0003-01-2020-004823-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Брянск 12 ноября 2020 года

Брянский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Васиной О.В.

при секретаре Сединой А.Ю.

с участием административного ответчика Ходорченко В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области к Ходорченко В.Е. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области (далее МИФНС России №5 Брянской области) обратилась в суд с настоящим административным иском, указав, что Ходорченко В.Е. состоит на налоговом учете и является налогоплательщиком, однако установленную законом обязанность по уплате налогов самостоятельно не исполнила. Несмотря на направленное в ее адрес налоговое требования от 27 декабря 2016г. задолженность по уплате налогов и пени в установленные сроки не погасила.

На основании изложенного административный истец просил суд взыскать с Ходорченко В.Е. задолженность по обязательным платежам и санкциям в общей сумме 1248 руб. 32 коп., в том числе: налог на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 1238 руб. 00 коп., пеня по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2016г. по 26.12.2016г. в сумме 10 руб. 32 коп.

В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России №5 Брянской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не заявлял. От МИФНС России №5 Брянской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Суд в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца.

В судебном заседании административный ответчик Ходорченко В.Е. возражала против удовлетворения административного иска, указав, что срок исковой давности по направленному в её адрес требованию от 27 декабря 2016г. со сроком исполнения до 21.02.2017г., истек 21.08.2017г. Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела Ходорченко В.Е. не оспаривала факт направления налоговым органом и получения ею налогового требования, при этом указав, что содержание полученного ею налогового требования не соответствует требованиям закона, не содержит расчета взыскиваемых сумм, в соответствии со ст. 69 НК РФ. Кроме того, указала, что она как пенсионер обладает правом на льготу по уплате налоговых платежей, в связи, с чем полагает, что должна быть освобождена от уплаты налоговых платежей.

Выслушав административного ответчика Ходорченко В.Е., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1).

При этом административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (часть 2).

Аналогичные положения закреплены в ст. 48 НК РФ, которой предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено законом.

В силу п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Установлено что, судебный приказ №2а-753/2020 мирового судьи судебного участка №21 Брянского судебного района Брянской области от 27.05.2020г. о взыскании с Ходорченко В.Е. задолженности по уплате обязательных платежей и санкций в сумме 1 248 руб. 32 коп., в связи с поступившими возражениями Ходорченеко В.Е. отменен определением мирового судьи судебного участка № 21 Брянского судебного района Брянской области 15.06.2020.

С административным исковым заявлением в Брянский районный суд Брянской области административный истец обратился 12.08.2020г. (согласно почтовому штемпелю) т.е. в пределах установленного законом шестимесячного срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 3 НК РФ.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).

Таким образом, налоговые правоотношения - это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В целях обеспечения исполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) обязанности платить налоги в НК РФ предусмотрена система мер, обеспечивающих ее исполнение, к числу которых отнесено начисление пени.

В силу положений п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик (налоговый агент) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, начисление пеней непосредственно связано в несвоевременной уплатой налогов в бюджет.

Согласно п. 1 ст. 409 НК РФ имущественный налог, земельный налог, подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно положениям ч.7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, установленный законодательством о налогах и сборах последний срок уплаты налога за 2015 год, установлен не позднее 01 декабря 2016г.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.п. 2, 4 ст. 52 НК РФ).

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Как усматривается из материалов дела, Ходорченко В.Е. в 2015 году является плательщиком, в том числе налога на имущество физических лиц, поскольку ей на праве собственности принадлежат жилой дом, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> (12 месяцев владения) и жилой дом, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> (12 месяцев владения).

Судом установлено, что налоговым органом Ходорченко В.Е. направлено путем почтового отправления, налоговое уведомление от 10.10.2016г. на уплату в срок не позднее 01 декабря 2016 года транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2015 год в общей сумме 6782 руб., из них транспортного налога в размере 2448 руб., земельного налога в размере 3096 руб. и налога на имущество физических лиц в размере 1238 руб.

Кроме того, как следует из указанного выше налогового уведомления от 10.10.2016г., административному истцу произведено начисление налога на имущество физических лиц на один из двух указанных выше объектов (жилой дом, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>) в размере 1238 руб., при этом в отношении второго объекта (жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> применена льгота по уплате налога в размере 16111 руб.

Однако в установленный законом срок, административным ответчиком налог на имущество физических лиц уплачен не был.

На основании п. 3 ст. 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Требованием по состоянию на 27 декабря 2016 г., направленным в адрес Ходорченко В.Е., административный истец обязал должника уплатить налог на имущество физических лиц за 2015 год, в общей сумме 1238 руб., пени по данному налогу в сумме 10 руб. 32 коп., а всего 1248 руб. 38 коп., в срок до 21 февраля 2017 г.

Указанное требование до настоящего времени административным ответчиком не исполнено, задолженность по налогу на имущество физических лиц и пени, не погашена.

Из представленного административным истцом расчета следует, что сумма задолженности по налогам и сборам за 2015 год, подлежащая уплате Ходорченко В.Е. составляет 1248 руб. 32 коп., в том числе: налог на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 1238 руб., пеня по налогу на имущество физических лиц за период со 02.12.2016г. по 26.12.2016г. в сумме 10 руб. 32 коп.

Поскольку представленные административным истцом в суд доказательства административным ответчиком не опровергнуты, расчет задолженности, который судом проверен и признан правильным, не оспорен, контррасчет не представлен, оснований для отказа во взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени не имеется.

Оценивая довод административного ответчика о пропуске налоговым органом срок исковой давности по направленному требованием , суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, согласно реестрам направления почтовой корреспонденции, отчетам об отслеживании почтовой корреспонденции с почтовым идентификатором 17.10.2016г. в адрес Ходорченко В.Е. было направлено налоговое уведомление от 10.10.2016г., полученное ею 29.10.2016г. Кроме того, в связи с неисполнением в установленные законом сроки в полном объеме обязанности по уплате налогов в адрес Ходорченко В.Е. 29.12.2016г. было направлено требованием , полученное административным ответчиком 14.01.2017г.

Как указывалось выше в силу ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Аналогичный срок установлен и в абз. 1 п. 2 ст.48 НК РФ, согласно которому заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

При этом, в силу ч.2 ст. 48 НК РФ установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Судом установлено, что недоимка по уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 1238 руб., в установленный срок Ходорченко В.Е. не уплачена.

Исходя из изложенного, судом установлено, что общая сумма задолженности Ходорченко В.Е. по уплате обязательных платежей и санкций, не превысила 3 000 руб. на дату выставления требования от 27 декабря 2016года, с установленным сроком уплаты до 21 февраля 2017 года

Таким образом, исходя из буквального толкования нормы, содержащейся в п. 2 ст.48 НК РФ, налоговый орган был вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока, с 21 февраля 2017 года, то есть в срок до 21 августа 2020 года.

Как установлено судом первоначально с требованием о выдаче судебного приказа, административный истец обратился в мировой судебный участок №21 Брянского судебного района 20.04.2020г. (вх. ), т.е. в рамках установленного срока.

При этом, в связи с отменой мировым судьей судебного участка № 21 Брянского судебного района, на основании определения от 06.05.2020г., судебного приказа № 2а-507/2020 от 20.04.2020г., с соблюдением установленного шестимесячного срока административный истец обратился в Брянский районный суд 12.08.2020г.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что установленный законом срок для обращения за взыскание обязательных платежей и санкций налоговым органом не пропущен.

Вместе с тем, суд полагает несостоятельным довод административного ответчика о том, что 21.08.2017г. истек установленный законом срок для обращения за судебной защитой, поскольку шестимесячный срок для обращения в суд подлежит применению, в случае если сумма подлежащая взысканию налоговых платежей и санкций превысила 3000 руб.

Кроме того, необоснованным суд полагает и довод ответчика об отсутствии оснований для взыскания с неё налоговых платежей, поскольку она является пенсионером, в силу следующего.

В соответствии с пп 10 п. 1 ст. 407 НК РФ право на налоговую льготу (по налогу на имущество физических лиц имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством.

На основании п. 3 ст. 407 НК РФ при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

В силу п.7 ст.407 НК РФ (в редакции действующей на момент спорных правоотношений) уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Вместе с тем, судом установлено и не оспаривалось административным ответчиком, то, что с заявлением о предоставлении льготы на конкретный объект недвижимости Ходорченко В.Е. в налоговый орган не обращалась, в связи, с чем Ходорченко В.Е. была предоставлена льгота по налогу на имущество физических лиц, в отношении объекта налогообложения с максимальной исчисленной суммой налога, в данном случае в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>Г, в отношении которого применена льгота по уплате налога в размере 16111 руб., что подтверждается налоговое уведомление от 10.10.2016г.

Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание Ходорченко В.Е. на то, что освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц по всем объектам, было предусмотрено положениями Закона Российской Федерации от 09.12.1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", действовавший до 01 января 2015 года.

В связи с принятием Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" с 01.01.2015 вступила в действие глава 32 "Налог на имущество физических лиц" НК РФ, установившая иной правовой порядок регулирования применения налоговой льготы.

Кроме того, суд так же полагает несостоятельным довод административного ответчика о несоответствии требованиям закона, направленного в её адрес налогового требования, поскольку представленное в материалы дела административным ответчиком требование от 27 декабря 2016 года, соответствует требованиям, установленным ст. 69 НК РФ, в частности содержит сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Вместе с тем, расчет начисленного налога на имущество административного ответчика приведен налоговым органом в налоговом уведомлении от 10.10.2016г.

Помимо этого, требования от 27 декабря 2016 года, соответствует форме, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@ "Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации", Приказом Федеральной налоговой службы от 26.04.2010 N ММВ-7-8/202@ "О внесении изменений в формы требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, утвержденные Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@".

При таких обстоятельствах заявленные МИФНС России № 5 по Брянской области требования о взыскании с Ходорченко В.Е. обязательных платежей и санкций подлежат удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

С учетом положений ч. 1 ст. 114 КАС РФ и п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 руб.

Руководствуясь ст.ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области к Ходорченко В.Е. о взыскании обязательных платежей и санкций, удовлетворить.

Взыскать с Ходорченко В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>Г в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области задолженность по обязательным платежам и санкциям за 2015 год, в общей сумме 1248 рублей 32 копейки, в том числе: налог на имущество в сумме 1238 рублей, пени по налогу на имущество в сумме 10 рублей 32 копейки.

Взыскать с Ходорченко В.Е. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Васина

Мотивированное решение изготовлено 20 ноября 2020 года

2а-1349/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России №5 по Брянской области
Ответчики
Ходорченко Валентина Егоровна
Суд
Брянский районный суд Брянской области
Судья
Васина О.В.
Дело на сайте суда
briansky.brj.sudrf.ru
14.08.2020Регистрация административного искового заявления
14.08.2020Передача материалов судье
17.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2020Подготовка дела (собеседование)
08.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2020Судебное заседание
12.11.2020Судебное заседание
12.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее