Дело № – 148/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2015 года г.Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Алексеевой О.Б.,
при секретаре Виденине И.Н.,
с участием представителя истицы Сагановой Людмилы Юрьевны – Подберезко Д.В., представителей ответчиков ТУ Росимущества в Смоленской области Семкина А.В., ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Тарасикова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Сагановой Л.Ю. к Администрации Козинского сельского поселения, ТУ Росимущества в Смоленской области, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» о признании незаконным отказа в согласовании схемы земельного участка для последующего представления его в собственность за плату, направлении её (схемы) на новое рассмотрение,
установил:
Саганова Л.Ю. обратилась в суд к Администрации Козинского сельского поселения с иском о согласовании подготовленной ООО «<данные изъяты> схемы расположения на кадастровом плане (карте) территории земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м в <адрес> для последующего предоставления его в собственность за плату, ссылаясь на незаконность и необоснованность отказа в этом.
Судом для участия в деле в качестве ответчиков привлечены ТУ Росимущества в Смоленской области и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (л.д.51, 130, оборот), в качестве третьих лиц – Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания и Администрация МО «Смоленский район» (л.д.11).
В судебное заседание Саганова Л.Ю. не явилась, извещена о времени и месте разбирательства по делу, её представитель Подберезко Д.В., уточнив требования, просил о признании незаконным отказа Администрации Козинского сельского поселения в согласовании указанной выше схемы, направлении её на новое рассмотрение ответчику по основаниям, изложенным в первоначальном иске, а именно полагая необоснованным ответ, что спорный земельный участок находится на землях государственной собственности, межевание которых ведется в настоящее время.
Ответчик Администрация Козинского сельского поселения, несмотря на надлежащее извещение, явку в суд своего представителя не обеспечила, в предыдущем судебном заседании Глава Администрации Макаренков Н.Д. считал отказ в согласовании схемы земельного участка обоснованным ввиду преждевременности обращения Сагановой Л.Ю. из-за осуществления ТУ Росимущества в Смоленской области межевых работ по определению земель находящихся в государственной собственности, а также нахождения спорного земельного участка за пределами населенного пункта Рогачево.
Представители ответчиков ТУ Росимущества в Смоленской области – Семкин А.В. и ФГУП «Ростехинвентраизация» - Тарасиков В.А. указали на непроведение в настоящее время в районе д.Рогачево межевых работ по определению земель, находящихся в государственной собственности, отсутствие сведений о принадлежности спорного земельного участка к землям государственной собственности, в связи с чем указали на незаинтересованность их учреждений в настоящем споре, оставили его разрешение на усмотрение суда.
Третье лицо Администрация МО «Смоленский район», несмотря на надлежащее извещение, явку в суд своего представителя не обеспечила, в предыдущем судебном заседании её представитель Мамонова Т.Г. возражала против удовлетворения первоначальных требований, полагая, что спорный земельный участок может накладываться на земли государственной собственности.
Представитель третьего лица Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания Гавронский А.П. не возражал против удовлетворения уточнённых требований, указав, что спорный земельный участок не накладывается на земли лесного фонда.
Суд, с учетом мнения представителя истицы Сагановой Л.Ю. – Подберезко Д.В., представителей ответчиков ТУ Росимущества в Смоленской области – Семкина А.В. и ФГУП «Ростехинвентраизация – Федеральное БТИ» - Тарасикова В.А., представителя третьего лица Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания Гавронского А.П., определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истицы Сагановой Л.Ю., ответчика Администрации Козинского сельского поселения, третьего лица Администрации МО «Смоленский район».
Заслушав представителя истицы Сагановой Л.Ю. – Подберезко Д.В., представителей ответчиков ТУ Росимущества в Смоленской области – Семкина А.В. и ФГУП «Ростехинвентраизация – Федеральное БТИ» - Тарасикова В.А., представителя третьего лица Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания Гавронского А.П., суд приходит к следующим убеждениям.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Обращаясь в суд к Администрации Козинского сельского поселения, ТУ Росимущества в Смоленской области, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», Саганова Л.Ю. ссылается на то, что согласно подготовленной ООО «<данные изъяты> схеме земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м в <адрес> он находится в черте населенного пункта <адрес>, сведений о том, что он относится к землям общего пользования, изъят из оборота, отнесен к зарезервированным землям, как и находится в государственной собственности, не представлено, следовательно достаточных оснований для отказа в согласовании представленной схемы не имелось.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд находит доводы Сагановой Л.Ю. о незаконности отказа в согласовании схемы заслуживающими внимания.
Согласно ч.1 ст.28 ЗК РФ (ред. от 28.12.2013г.) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату (ч.2 названной статьи).
В силу ч.4 названной статьи не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с ч.1 ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (ч.ч.2-4 названной статьи).
Постановлением Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от __..__..__. № были утверждены правила разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно п.1.3. Правил схемы разрабатываются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими геодезические и картографические работы для целей, предусмотренных действующим законодательством.
Пункт 3.3.1 Правил гласит, что местоположение границ участков подлежит обязательному согласованию путем проставления согласующих подписей (подпись должностных лиц заверяется печатью) в акте согласования с собственниками объектов недвижимости в границах участка (в случае составления схемы под существующие объекты недвижимости), с правообладателями земельных участков, Глав сельских поселений на территории которых осуществляется формирование земельного участка и согласование смежных землепользователей, чьи права и интересы могут быть затронуты (в случае, если граница смежных землепользователей не установлена в соответствии с действующим законодательством).
Как следует из материалов дела__..__..__. Саганова Л.Ю. обратилась в Администрацию МО «Смоленский район» с заявлением о предоставлении ей в собственность за плату земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в <адрес> согласно прилагаемой схеме для ведения садоводства (л.д.38).
Из ответа Администрации МО «Смоленский район» на это обращение следует, что Сагановой Л.Ю. необходимо представить в отдел земельных отношений схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте), выполненную кадастровым инженером (л.д.39).
__..__..__. Саганова Л.Ю. обратилась к Администрации Козинского сельского поселения с заявлением о согласовании выполненной ООО «<данные изъяты>» схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного <адрес> (л.д.8).
__..__..__. на данное заявление получен ответ от Администрации Козинского сельского поселения о том, что согласовать схему не представляется возможным в связи с тем, что в настоящее время ведется работа по постановке на кадастровый учет земель государственной собственности вокруг д.<адрес>, после чего определится в какой зоне расположен запрашиваемый земельный участок (земли лесного фонда или муниципального). Кроме того, рекомендовано определиться с целью использования земельного участка, поскольку в заявлении он запрашивается для огородничества, а в схеме – для индивидуального жилищного строительства (л.д.9).
Из сообщения Администрации Козинского сельского поселения на запрос суда следует, что спорный земельный участок расположен за пределами населенного пункта <адрес>, находится в лесопарковой зоне и относится к землям государственной собственности, при этом делается ссылка на выкопировку из дежурной карты Смоленского района (л.д.44-45).
Между тем, документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов (ст.18 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 3 ст.23 Градостроительного кодекса РФ установлено, что Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Кроме того, в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; для планировки территорий муниципальных образований разрабатываются Правила землепользования и застройки (ст.30 Градостроительного кодекса РФ).
При подготовке Правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: 1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; 2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; 3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон; 4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования; 5) планируемых изменений границ земель различных категорий (ст.34 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с ч.1 ст.35 Градостроительного кодекса в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться, в том числе зоны застройки индивидуальными жилыми домами; в состав зон сельскохозяйственного использования - зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) и зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения; в состав зон специального назначения - зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах (ч.ч.2, 9, 13 названной статьи).
В силу ч.2 ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (ч.3 названной статьи).
Генеральный план и Правила землепользования и застройки Козинского сельского поселения были утвержден решением Совета депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области № от __..__..__., опубликованным в газете Сельская правда № от __..__..__
Согласно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки Козинского сельского поселения спорный земельный участок по представленным заявителем координатам, находится в границах населенного пункта <адрес> в зоне ж1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами, к вспомогательному виду разрешенного использования территории названной зоны относятся, в том числе, сады и палисадники.
Таким образом, доводы Администрации Козинского сельского поселения о том, что спорный земельный участок находится за границей населенного пункта <адрес>, неубедительны.
Генеральный план Козинского сельского поселения и Правила землепользования и застройки до настоящего времени в установленном порядке не изменены, следовательно, ссылка ответчика на схему инвентаризации земель Митинской сельской Администрации Смоленского района, где населенный пункт <адрес> имеет другие границы, - несостоятельна (л.д.113).
В судебном заседании __..__..__. обозревались Правила землепользования и застройки Козинского сельского поселения и Материалы лесоустройства за 1990, 2014 годы, из которых усматривается, что спорный земельный участок находится в зоне Ж1 в черте <адрес> и не накладывается на земли лесного фонда (л.д.54, оборот).
Из ответа Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания следует, что спорный земельный участок наложений на земли лесного фонда не имеет (л.д.50).
На это обстоятельство в судебном заседании указал и представитель Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания ФИО11 – лесничий Смоленского лесничества – филиала ОГКУ «Смоленское управление лесничествами» (л.д. 54, оборот).
Действительно, ответчик ТУ Росимущества по Смоленской области указал на то, что в настоящее время в районе д<адрес> согласно государственному контракту по межеванию земель, заключенному с ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», проводятся кадастровые работы в отношении земель, которые являются федеральными по принципу разграничения, установленного Вводным законом, принадлежавшие ОАО «<данные изъяты>», однако, по сведениям кадастровых инженеров ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в границы кадастровых работ спорный земельный участок не входит (л.д.124).
Эти обстоятельства подтверждены и ответом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», а также лично в судебном заседании представителем последнего Тарасиковым В.А.
Учитывая, что доказательств принадлежности спорного земельного участка к федеральной собственности не представлено, то оснований полагать, что действиями ТУ Росимущества в Смоленской области и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» нарушены права Сагановой Л.Ю. не имеется, в связи с чем в удовлетворении требований к названным ответчикам подлежит отказать.
Вместе с тем отказ Администрации Козинского сельского поселения в согласовании подготовленной ООО «<данные изъяты>» схемы земельного участка площадью <данные изъяты>.м в <адрес> для последующего его предоставления в собственность за плату Сагановой Л.Ю., нельзя признать обоснованным, в связи с чем Администрация обязана повторно рассмотреть вопрос о согласовании схемы испрашиваемого земельного участка, но с учетом изменений, внесенных в ЗК РФ Федеральным законом от 31.12.2014г. № 499-ФЗ, вступивших в силу с 01.04.2015г.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ (░░░░░) ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░ ░ ░<░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░ ░ ░<░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░