Решение по делу № 12-310/2024 от 12.07.2024

<...>

Дело № 12-310/2024

УИД № 66RS0006-01-2024-001453-29

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Екатеринбург 25 сентября 2024 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Евдокимова Т.А.,

с участием защитников Сухаревой Л.Л., Александровой Ю.А.,

государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы законного представителя АО «Водоканал Каменск-Уральский» на постановления от 28.06.2024 №66/6-364-23-ИЗ/12-18075-И/57-34, от 05.07.2024 №66/6-364-23-ИЗ/12-18822-И/57-342, которым юридическое лицо:

АО «Водоканал Каменск-Уральский» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 3,4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области А. от 28.06.2024 №66/6-364-23-ИЗ/12-18075-И/57-34 АО «Водоканал Каменск-Уральский» назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

В качестве основания к тому в постановлении указано на установление в ходе расследования тяжелого несчастного случая, произошедшего 26.09.2023 со слесарем аварийно-восстановительных работ Б. нарушений государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а именно:

-нарушение требований ст.ст. 76, 214, 220 ТК РФ, п.п. 4.4, 4.3.1. Приказа Минздрава России от 28.01.2021 №29н, выразившегося в допущении к работе слесаря аварийно-восстановительных работ Б. без проведения периодического медицинского осмотра в связи с влиянием на него вредных и (или) опасных производственных факторов - «шум», «локальная вибрация»;

- нарушены ст.ст.76, 214, 219 ТК РФ, п. 46, 55, 60 Постановления Правительства РФ от 24.12.202 №2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда» в части допуска Б. к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, которое должно проводиться один раз в год, поскольку предыдущее обучение им пройдено лишь 30.08.2022.

В жалобе законный представитель АО «Водоканал Каменск-Уральский» просит обжалуемое постановление отменить, поскольку направление на медицинский осмотр по вредным производственным факторам «шум», «локальная вибрация» не может быть признано обоснованным в силу толкования положений ст. 220 ТК РФ, поскольку условия труда по должности Б. по данным факторам не отнесены к вредным условиям труда, а являются допустимыми; Б. выполнял работы повышенной опасности в ограниченных и замкнутых пространствах, а также работы на высоте. Периодичность проведения обучения и проверки знаний безопасным методам и приемам выполнения работ в данном случае регулируется специальными нормативными актами – Правилами по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах, утв. Приказом Минтруда России от 15.12.2020 №902н, а также Правилами по охране труда при работе на высоте, утв. Приказом Минтруда России от 16.11.2020 №782н. Обучение по охране труда и проверка знаний в сроки, установленные данными приказами в отношении Б. проведено, что в силу п.5 Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 №2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда постановления Правительства РФ №2464 не требовало дополнительного обучения по п.п «в» п.46 и соблюдение сроков, предусмотренных п.60 Правил №2464 для прохождения такого обучения.

Кроме того, постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области А. от 05.07.2024 №66/6-364-23-ИЗ/12-18822-И/57-342 АО «Водоканал Каменск-Уральский» назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей.

В качестве основания к тому в постановлении указано на установление в ходе расследования тяжелого несчастного случая, произошедшего 26.09.2023 со слесарем аварийно-восстановительных работ Б. нарушений государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а именно:

-нарушение требований ст. 214 ТК РФ, п.п. 3,4,10,21 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 29.10.2021 №766н, п.12 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», п. 103 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 03.10.2008 №543н, слесарь аварийно-восстановительных работ Б. не обеспечен поясом предохранительным со страховочной веревкой, поскольку действие сертификата соответствия №ТС RU C-RU.АБ73.В.02412 серии RU №0713458 прекратило свое действие 17.11.2021.

В жалобе законный представитель АО «Водоканал Каменск-Уральский» просит обжалуемое постановление отменить, не оспаривая факт указания в личной карточке учета выдачи СИЗ на сертификат №ТС RU C-RU.АБ73.В.02412 серии RU №0713458 прекратившего действие 17.11.2021, о чем Общество узнали лишь при проведении расследования несчастного случая в работником Шевелевым, между тем, согласно подученному ответу производителем страховочной привязи ООО «Сейф-Тек» получен новый сертификат соответствия Евразийского экономического союза №ЕАЭС КZ7500361.01.01.00939 сроком действия с 06.12.2021 по 05.12.2026. Таким образом, Шевелев был обеспечен необходимыми СИЗами, в том числе страховочной привязью.

Определением судьи от 25.09.2024 жалобы на вышеуказанные постановления объединены в одно производство.

Будучи надлежащим образом извещенными законный представитель АО «Водоканал Каменск-Уральский» в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. При таких обстоятельствах судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.

Изучив доводы жалоб, заслушав пояснения защитников, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.

1.             Статьей 5.27.1 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверке знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель должен соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

1.1. В соответствии со статьями 214, 220 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников, указанных в части первой настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Приказом Минздрава России от 28.01.2021 №29н утверждены «Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации» и «Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».

Согласно пункту 20 Порядка медицинских осмотров периодические медицинские осмотры проходят работники: занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением, транспорта; организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей; выполняющие работы, предусмотренные приложением «Периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров».

Приказом Минтруда России № 988н, Минздрава России № 1420н от 31.12.2020 утвержден перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда урегулированы Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

К вредным или опасным условиям труда относятся условия труда, на которых по результатам специальной оценки условий труда установлен 3 или 4 класс условий труда (подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени), подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени), подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени), подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени), опасные условия труда (4 класс) (части 4, 5 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, анализируя вышеуказанные нормативные акты, работник должен пройти медицинский осмотр только при одновременном выполнении следующих условий: на работника в процессе работы будет воздействовать вредный производственный фактор; уровень воздействия будет превышать предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые уровни (ПДУ); условия труда работника будут признаны вредными или опасными.

Из материалов дела следует, что картой №114А СОУТ слесаря аварийно-восстановительных работ 4 разряда установлены, в том числе, вредные (опасные) факторы – «шум», «локальная вибрация». Класс условий труда по данным вредным факторам определен – 2 (допустимый), то есть условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Поскольку условия труда картой №114А СОУТ оценены как допустимые (2 класс) и в соответствии со ст.14 закона №426-ФЗ, ст.220 ТК РФ не являются вредными, то правовые основания для направления работника в связи с воздействием на него вредных факторов («шум», «локальная вибрация») на прохождение обязательных медицинских осмотров, отсутствуют, о чем также указано в стр.040 данной карты, п.7.

Данное толкование закона согласуется с разъяснениями, данными компетентными органами исполнительной власти изложенном в совместном письме Минтруда России №15-2/10/В-8809, Минздрава России №28-5/И/2-10974 от 16.07.2021, а также в неоднократных в разъяснениях Минтруда России изложенных в письмах от 04.03.2021 № 15-2/ООГ-581, от 10.03.2021 № 15-2/ООГ-654, №15-2/ООГ-612 от 09.03.2021, №15-2/ООГ-1514 от 30.06.2022.

В связи с чем, указанное нарушение нельзя признать доказанным административным органом.

1.2. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Статьей 5.27.1 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена в том числе административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда.

Таким образом, диспозиция данной части статьи является бланкетной и действует во взаимосвязи с Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464).

Согласно статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, а также недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты.

Обучение по охране труда - процесс получения работниками, в том числе руководителями организаций, а также работодателями - индивидуальными предпринимателями знаний, умений, навыков, позволяющих формировать и развивать необходимые компетенции с целью обеспечения безопасности труда, сохранения жизни и здоровья. Работники, в том числе руководители организаций, и работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

Обучение по охране труда предусматривает получение знаний, умений и навыков в ходе проведения: инструктажей по охране труда; стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников); обучения по оказанию первой помощи пострадавшим; обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты; обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организациях, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда (ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно обжалуемому постановлению должностным лицом ГИТ СО вменено нарушение ст.ст.76, 214, 219 ТК РФ, п. 46, 55, 60 Постановления Правительства РФ от 24.12.202 №2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда» в части допуска Б. к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, которое должно проводиться один раз в год, поскольку предыдущее обучение им пройдено лишь 30.08.2022.

Из представленных материалов следует, что обучение по охране труда с последующей проверкой знаний пройдено Шевелевым 30.08.2022 (протокол №28), также им пройдено обучение по программе «Безопасные методы и приемы выполнения работ на высоте» (протокол от 15.10.2021 №47), проверка знаний по данной программе состоялась 08.09.2022 (протокол №6) и 30.08.2023 (протокол №1); обучение по программе «Безопасные методы и приемы выполнения в ограниченном и замкнутом пространстве» (протокол от 15.10.2021 №49-ЗП), проверка знаний по данной программе состоялась 07.09.2022 (протокол №5) и 06.09.2023 (протокол №10).

В соответствии с п. 46 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 обучение требованиям охраны труда в зависимости от категории работников проводится по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда (Программа «В»).

Обучению требованиям охраны труда по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте "в" пункта 46 настоящих Правил, подлежат работники, непосредственно выполняющие работы повышенной опасности, и лица, ответственные за организацию, выполнение и контроль работ повышенной опасности (далее - лица, ответственные за организацию работ повышенной опасности), определенные локальными нормативными актами работодателя (п.55 Правил №2464).

Требования к периодичности проведения планового обучения работников требованиям охраны труда по программам обучения требованиям охраны труда, указанным в подпункте "в" пункта 46 настоящих Правил, устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, или в случае отсутствия указанных требований - не реже одного раза в год (п.60 Правил №2464).

Между тем, в соответствии с п. 5 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464, названные Правила не распространяются на обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда, предусмотренные специальными требованиями к проведению обучения по охране труда, установленными нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, а также нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов государственного контроля (надзора).

Б., занимал должность слесаря аварийно-восстановительных работ 4 разряда, выполнял работы повышенной опасности в ограниченных и замкнутых пространствах, а также работы на высоте, что подтверждается наряд допуском №1101 от 26.09.2023, его должностной инструкцией и никем не оспаривается.

Для выполнения указанных работ предусмотрены специальные требования к проведению обучения по охране труда, установленные нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда – Правила по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах, утв. Приказом Минтруда России от 15.12.2020 №902н, Правила по охране труда при работе на высоте, утв. Приказом Минтруда России от 16.11.2020 №782н.

Согласно указанным нормам обучение безопасным методам и приемам выполнения работ проводится не реже 1 раза в 3 года, проверка знаний не реже 1 раз в год (п.24,31 Правил №902н, п.23,32 Правил №782н). Как указано выше, Б. как обучение, так и проверка знаний пройдены в установленные сроки.

Данное обучение, вопреки доводам должностного лица ГИТ СО, не следует соотносить с программами по п. 46 Правил, так как обучение было по другому нормативному акту.

Таким образом, выводы должностного лица о нарушении требований законодательства в части допуска работника Б. к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда и проверки знаний не находит достаточного подтверждения. Пункты 46, 55, 60 Правил №2464 в данной ситуации не применимы, поскольку требования к прохождению обучения правилам охраны труда, а также к периодичности проведения планового обучения, проверки знаний, установлены иными нормативными правовым актами.

2. Согласно части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 указанной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В силу части 4 указанной статьи названного Кодекса необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Согласно обжалуемому постановлению установлено, что в нарушение требований ст. 214 ТК РФ, п.п. 3,4,10,21 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 29.10.2021 №766н, п.12 Приложения №4 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», п. 103 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 03.10.2008 №543н, слесарь аварийно-восстановительных работ Б. не обеспечен поясом предохранительным со страховочной веревкой, поскольку действие сертификата соответствия №ТС RU C-RU.АБ73.В.02412 серии RU №0713458, указанное в дежурной карточке выдаче СИЗ, прекратило свое действие ***.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Б., занимал должность слесаря аварийно-восстановительных работ 4 разряда, выполнял работы повышенной опасности в ограниченных и замкнутых пространствах, а также работы на высоте, что подтверждается наряд допуском №1101 от 26.09.2023, его должностной инструкцией и никем не оспаривается.

В соответствии с п.103 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 03.10.2008 №543н, слесарь аварийно-восстановительных работ должен быть обеспечен поясом предохранительным со страховочной веревкой.

Согласно дежурной карточке выдаче СИЗ Б. был обеспечен привязью страховочной, имеющей сертификат соответствия №ТС RU C-RU.АБ73.В.02412 серии RU №0713458.

В соответствии с п.12 Приложения №4 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» средства индивидуальной защиты от падения на высоте и средства спасения с высоты относятся ко 2 классы защиты и подлежат обязательной сертификации.

В соответствии с п. 4, 7 Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 766н работодатель обязан обеспечить бесплатную выдачу СИЗ, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации порядке, работникам для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях. Приобретение и эксплуатация (в том числе по договору аренды или аутсорсинга) СИЗ, не имеющих документа о подтверждении соответствия, а также имеющих документы о подтверждении соответствия, срок действия которых истек, не допускается,

В ходе проведения проверки установлено, что действие сертификата соответствия №ТС RU C-RU.АБ73.В.02412 серии RU №0713458 прекратилось 17.11.2021.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнение вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Между тем, из материалов дела следует, что на приобретенные по договору поставки №21/09/2022 от 21.09.2022 страховочные привязи модель «Синтез», артикул STM2 выдан 06.12.2021 новый сертификат соответствия Евразийского экономического союза №ЕАЭС КZ7500361.01.01.00939 сроком действия по 05.12.2026, что следует из ответа производителя товара.

Данный сертификат соответствует ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2021 №878, признается на всей территории Российской Федерации и включен в Реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.

Таким образом, оснований полагать, что выданный Шевелеву страховочный пояс не соответствовал п. 4, 7 Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 766н не имеется, а анализ представленных доказательств свидетельствует о том, что Шевелев со стороны работодателя средствами индивидуальной защиты был обеспечен в полной мере.

При этом, ненадлежащее оформление дежурной карточки выдачи страховочной привязи, которое не повлекло необеспечение работника средствами индивидуальной защиты, свидетельствует о нарушении работодателем государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, то есть о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Данная правовая позиция выражена в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Следовательно, АО «Водоканал Каменск-Уральский» допустив нарушения норм трудового законодательства ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.5.27.1. КоАП РФ, подлежит привлечению к административной ответственности в пределах санкции данной статьи.

Нарушений требований процессуального законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено, постановление должностным лицом вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при отсутствии данных о малозначительности указанного деяния.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что АО «Водоканал Каменск-Уральский» приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего трудового законодательства.

При рассмотрении дела, что следует из обжалуемого постановления, учтены все фактические и юридические обстоятельства правонарушения, в т.ч. смягчающие обстоятельства и отсутствие отягчающих обстоятельств.

Оснований для применения положений ст.4.1.1, 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется. Также исходя из характера и степени общественной опасности совершенного деяния, а также с учетом того, что предусмотренные статьей 3.4 КоАП РФ, в данном случае отсутствуют, оснований для замены назначенного наказания не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.6, пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановления государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области А. от 28.06.2024 №66/6-364-23-ИЗ/12-18075-И/57-34, от 05.07.2024, №66/6-364-23-ИЗ/12-18822-И/57-342 в отношении АО «Водоканал Каменск-Уральский» изменить.

Исключить из постановления от 28.06.2024 №66/6-364-23-ИЗ/12-18075-И/57-34, от 05.07.2024 выводы о виновности АО «Водоканал Каменск-Уральский» в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, в связи с недоказанностью правонарушения.

Переквалифицировать действия АО «Водоканал Каменск-Уральский» с ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ на ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10суток с момента получения его копии.

Судья Т.А. Евдокимова

<...>

<...>

<...>

Дело № 12-310/2024

УИД № 66RS0006-01-2024-001453-29

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Екатеринбург 25 сентября 2024 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Евдокимова Т.А.,

с участием защитников Сухаревой Л.Л., Александровой Ю.А.,

государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы законного представителя АО «Водоканал Каменск-Уральский» на постановления от 28.06.2024 №66/6-364-23-ИЗ/12-18075-И/57-34, от 05.07.2024 №66/6-364-23-ИЗ/12-18822-И/57-342, которым юридическое лицо:

АО «Водоканал Каменск-Уральский» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 3,4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области А. от 28.06.2024 №66/6-364-23-ИЗ/12-18075-И/57-34 АО «Водоканал Каменск-Уральский» назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

В качестве основания к тому в постановлении указано на установление в ходе расследования тяжелого несчастного случая, произошедшего 26.09.2023 со слесарем аварийно-восстановительных работ Б. нарушений государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а именно:

-нарушение требований ст.ст. 76, 214, 220 ТК РФ, п.п. 4.4, 4.3.1. Приказа Минздрава России от 28.01.2021 №29н, выразившегося в допущении к работе слесаря аварийно-восстановительных работ Б. без проведения периодического медицинского осмотра в связи с влиянием на него вредных и (или) опасных производственных факторов - «шум», «локальная вибрация»;

- нарушены ст.ст.76, 214, 219 ТК РФ, п. 46, 55, 60 Постановления Правительства РФ от 24.12.202 №2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда» в части допуска Б. к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, которое должно проводиться один раз в год, поскольку предыдущее обучение им пройдено лишь 30.08.2022.

В жалобе законный представитель АО «Водоканал Каменск-Уральский» просит обжалуемое постановление отменить, поскольку направление на медицинский осмотр по вредным производственным факторам «шум», «локальная вибрация» не может быть признано обоснованным в силу толкования положений ст. 220 ТК РФ, поскольку условия труда по должности Б. по данным факторам не отнесены к вредным условиям труда, а являются допустимыми; Б. выполнял работы повышенной опасности в ограниченных и замкнутых пространствах, а также работы на высоте. Периодичность проведения обучения и проверки знаний безопасным методам и приемам выполнения работ в данном случае регулируется специальными нормативными актами – Правилами по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах, утв. Приказом Минтруда России от 15.12.2020 №902н, а также Правилами по охране труда при работе на высоте, утв. Приказом Минтруда России от 16.11.2020 №782н. Обучение по охране труда и проверка знаний в сроки, установленные данными приказами в отношении Б. проведено, что в силу п.5 Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 №2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда постановления Правительства РФ №2464 не требовало дополнительного обучения по п.п «в» п.46 и соблюдение сроков, предусмотренных п.60 Правил №2464 для прохождения такого обучения.

Кроме того, постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области А. от 05.07.2024 №66/6-364-23-ИЗ/12-18822-И/57-342 АО «Водоканал Каменск-Уральский» назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей.

В качестве основания к тому в постановлении указано на установление в ходе расследования тяжелого несчастного случая, произошедшего 26.09.2023 со слесарем аварийно-восстановительных работ Б. нарушений государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а именно:

-нарушение требований ст. 214 ТК РФ, п.п. 3,4,10,21 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 29.10.2021 №766н, п.12 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», п. 103 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 03.10.2008 №543н, слесарь аварийно-восстановительных работ Б. не обеспечен поясом предохранительным со страховочной веревкой, поскольку действие сертификата соответствия №ТС RU C-RU.АБ73.В.02412 серии RU №0713458 прекратило свое действие 17.11.2021.

В жалобе законный представитель АО «Водоканал Каменск-Уральский» просит обжалуемое постановление отменить, не оспаривая факт указания в личной карточке учета выдачи СИЗ на сертификат №ТС RU C-RU.АБ73.В.02412 серии RU №0713458 прекратившего действие 17.11.2021, о чем Общество узнали лишь при проведении расследования несчастного случая в работником Шевелевым, между тем, согласно подученному ответу производителем страховочной привязи ООО «Сейф-Тек» получен новый сертификат соответствия Евразийского экономического союза №ЕАЭС КZ7500361.01.01.00939 сроком действия с 06.12.2021 по 05.12.2026. Таким образом, Шевелев был обеспечен необходимыми СИЗами, в том числе страховочной привязью.

Определением судьи от 25.09.2024 жалобы на вышеуказанные постановления объединены в одно производство.

Будучи надлежащим образом извещенными законный представитель АО «Водоканал Каменск-Уральский» в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. При таких обстоятельствах судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.

Изучив доводы жалоб, заслушав пояснения защитников, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.

1.             Статьей 5.27.1 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверке знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель должен соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

1.1. В соответствии со статьями 214, 220 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников, указанных в части первой настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Приказом Минздрава России от 28.01.2021 №29н утверждены «Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации» и «Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».

Согласно пункту 20 Порядка медицинских осмотров периодические медицинские осмотры проходят работники: занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением, транспорта; организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей; выполняющие работы, предусмотренные приложением «Периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров».

Приказом Минтруда России № 988н, Минздрава России № 1420н от 31.12.2020 утвержден перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда урегулированы Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

К вредным или опасным условиям труда относятся условия труда, на которых по результатам специальной оценки условий труда установлен 3 или 4 класс условий труда (подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени), подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени), подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени), подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени), опасные условия труда (4 класс) (части 4, 5 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, анализируя вышеуказанные нормативные акты, работник должен пройти медицинский осмотр только при одновременном выполнении следующих условий: на работника в процессе работы будет воздействовать вредный производственный фактор; уровень воздействия будет превышать предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые уровни (ПДУ); условия труда работника будут признаны вредными или опасными.

Из материалов дела следует, что картой №114А СОУТ слесаря аварийно-восстановительных работ 4 разряда установлены, в том числе, вредные (опасные) факторы – «шум», «локальная вибрация». Класс условий труда по данным вредным факторам определен – 2 (допустимый), то есть условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Поскольку условия труда картой №114А СОУТ оценены как допустимые (2 класс) и в соответствии со ст.14 закона №426-ФЗ, ст.220 ТК РФ не являются вредными, то правовые основания для направления работника в связи с воздействием на него вредных факторов («шум», «локальная вибрация») на прохождение обязательных медицинских осмотров, отсутствуют, о чем также указано в стр.040 данной карты, п.7.

Данное толкование закона согласуется с разъяснениями, данными компетентными органами исполнительной власти изложенном в совместном письме Минтруда России №15-2/10/В-8809, Минздрава России №28-5/И/2-10974 от 16.07.2021, а также в неоднократных в разъяснениях Минтруда России изложенных в письмах от 04.03.2021 № 15-2/ООГ-581, от 10.03.2021 № 15-2/ООГ-654, №15-2/ООГ-612 от 09.03.2021, №15-2/ООГ-1514 от 30.06.2022.

В связи с чем, указанное нарушение нельзя признать доказанным административным органом.

1.2. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Статьей 5.27.1 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена в том числе административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда.

Таким образом, диспозиция данной части статьи является бланкетной и действует во взаимосвязи с Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464).

Согласно статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, а также недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты.

Обучение по охране труда - процесс получения работниками, в том числе руководителями организаций, а также работодателями - индивидуальными предпринимателями знаний, умений, навыков, позволяющих формировать и развивать необходимые компетенции с целью обеспечения безопасности труда, сохранения жизни и здоровья. Работники, в том числе руководители организаций, и работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

Обучение по охране труда предусматривает получение знаний, умений и навыков в ходе проведения: инструктажей по охране труда; стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников); обучения по оказанию первой помощи пострадавшим; обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты; обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организациях, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда (ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно обжалуемому постановлению должностным лицом ГИТ СО вменено нарушение ст.ст.76, 214, 219 ТК РФ, п. 46, 55, 60 Постановления Правительства РФ от 24.12.202 №2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда» в части допуска Б. к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, которое должно проводиться один раз в год, поскольку предыдущее обучение им пройдено лишь 30.08.2022.

Из представленных материалов следует, что обучение по охране труда с последующей проверкой знаний пройдено Шевелевым 30.08.2022 (протокол №28), также им пройдено обучение по программе «Безопасные методы и приемы выполнения работ на высоте» (протокол от 15.10.2021 №47), проверка знаний по данной программе состоялась 08.09.2022 (протокол №6) и 30.08.2023 (протокол №1); обучение по программе «Безопасные методы и приемы выполнения в ограниченном и замкнутом пространстве» (протокол от 15.10.2021 №49-ЗП), проверка знаний по данной программе состоялась 07.09.2022 (протокол №5) и 06.09.2023 (протокол №10).

В соответствии с п. 46 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 обучение требованиям охраны труда в зависимости от категории работников проводится по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда (Программа «В»).

Обучению требованиям охраны труда по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте "в" пункта 46 настоящих Правил, подлежат работники, непосредственно выполняющие работы повышенной опасности, и лица, ответственные за организацию, выполнение и контроль работ повышенной опасности (далее - лица, ответственные за организацию работ повышенной опасности), определенные локальными нормативными актами работодателя (п.55 Правил №2464).

Требования к периодичности проведения планового обучения работников требованиям охраны труда по программам обучения требованиям охраны труда, указанным в подпункте "в" пункта 46 настоящих Правил, устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, или в случае отсутствия указанных требований - не реже одного раза в год (п.60 Правил №2464).

Между тем, в соответствии с п. 5 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464, названные Правила не распространяются на обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда, предусмотренные специальными требованиями к проведению обучения по охране труда, установленными нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, а также нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов государственного контроля (надзора).

Б., занимал должность слесаря аварийно-восстановительных работ 4 разряда, выполнял работы повышенной опасности в ограниченных и замкнутых пространствах, а также работы на высоте, что подтверждается наряд допуском №1101 от 26.09.2023, его должностной инструкцией и никем не оспаривается.

Для выполнения указанных работ предусмотрены специальные требования к проведению обучения по охране труда, установленные нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда – Правила по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах, утв. Приказом Минтруда России от 15.12.2020 №902н, Правила по охране труда при работе на высоте, утв. Приказом Минтруда России от 16.11.2020 №782н.

Согласно указанным нормам обучение безопасным методам и приемам выполнения работ проводится не реже 1 раза в 3 года, проверка знаний не реже 1 раз в год (п.24,31 Правил №902н, п.23,32 Правил №782н). Как указано выше, Б. как обучение, так и проверка знаний пройдены в установленные сроки.

Данное обучение, вопреки доводам должностного лица ГИТ СО, не следует соотносить с программами по п. 46 Правил, так как обучение было по другому нормативному акту.

Таким образом, выводы должностного лица о нарушении требований законодательства в части допуска работника Б. к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда и проверки знаний не находит достаточного подтверждения. Пункты 46, 55, 60 Правил №2464 в данной ситуации не применимы, поскольку требования к прохождению обучения правилам охраны труда, а также к периодичности проведения планового обучения, проверки знаний, установлены иными нормативными правовым актами.

2. Согласно части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 указанной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В силу части 4 указанной статьи названного Кодекса необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Согласно обжалуемому постановлению установлено, что в нарушение требований ст. 214 ТК РФ, п.п. 3,4,10,21 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 29.10.2021 №766н, п.12 Приложения №4 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», п. 103 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 03.10.2008 №543н, слесарь аварийно-восстановительных работ Б. не обеспечен поясом предохранительным со страховочной веревкой, поскольку действие сертификата соответствия №ТС RU C-RU.АБ73.В.02412 серии RU №0713458, указанное в дежурной карточке выдаче СИЗ, прекратило свое действие ***.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Б., занимал должность слесаря аварийно-восстановительных работ 4 разряда, выполнял работы повышенной опасности в ограниченных и замкнутых пространствах, а также работы на высоте, что подтверждается наряд допуском №1101 от 26.09.2023, его должностной инструкцией и никем не оспаривается.

В соответствии с п.103 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 03.10.2008 №543н, слесарь аварийно-восстановительных работ должен быть обеспечен поясом предохранительным со страховочной веревкой.

Согласно дежурной карточке выдаче СИЗ Б. был обеспечен привязью страховочной, имеющей сертификат соответствия №ТС RU C-RU.АБ73.В.02412 серии RU №0713458.

В соответствии с п.12 Приложения №4 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» средства индивидуальной защиты от падения на высоте и средства спасения с высоты относятся ко 2 классы защиты и подлежат обязательной сертификации.

В соответствии с п. 4, 7 Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 766н работодатель обязан обеспечить бесплатную выдачу СИЗ, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации порядке, работникам для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях. Приобретение и эксплуатация (в том числе по договору аренды или аутсорсинга) СИЗ, не имеющих документа о подтверждении соответствия, а также имеющих документы о подтверждении соответствия, срок действия которых истек, не допускается,

В ходе проведения проверки установлено, что действие сертификата соответствия №ТС RU C-RU.АБ73.В.02412 серии RU №0713458 прекратилось 17.11.2021.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнение вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Между тем, из материалов дела следует, что на приобретенные по договору поставки №21/09/2022 от 21.09.2022 страховочные привязи модель «Синтез», артикул STM2 выдан 06.12.2021 новый сертификат соответствия Евразийского экономического союза №ЕАЭС КZ7500361.01.01.00939 сроком действия по 05.12.2026, что следует из ответа производителя товара.

Данный сертификат соответствует ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2021 №878, признается на всей территории Российской Федерации и включен в Реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.

Таким образом, оснований полагать, что выданный Шевелеву страховочный пояс не соответствовал п. 4, 7 Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 766н не имеется, а анализ представленных доказательств свидетельствует о том, что Шевелев со стороны работодателя средствами индивидуальной защиты был обеспечен в полной мере.

При этом, ненадлежащее оформление дежурной карточки выдачи страховочной привязи, которое не повлекло необеспечение работника средствами индивидуальной защиты, свидетельствует о нарушении работодателем государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, то есть о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Данная правовая позиция выражена в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Следовательно, АО «Водоканал Каменск-Уральский» допустив нарушения норм трудового законодательства ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.5.27.1. КоАП РФ, подлежит привлечению к административной ответственности в пределах санкции данной статьи.

Нарушений требований процессуального законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено, постановление должностным лицом вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при отсутствии данных о малозначительности указанного деяния.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что АО «Водоканал Каменск-Уральский» приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего трудового законодательства.

При рассмотрении дела, что следует из обжалуемого постановления, учтены все фактические и юридические обстоятельства правонарушения, в т.ч. смягчающие обстоятельства и отсутствие отягчающих обстоятельств.

Оснований для применения положений ст.4.1.1, 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется. Также исходя из характера и степени общественной опасности совершенного деяния, а также с учетом того, что предусмотренные статьей 3.4 КоАП РФ, в данном случае отсутствуют, оснований для замены назначенного наказания не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.6, пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановления государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области А. от 28.06.2024 №66/6-364-23-ИЗ/12-18075-И/57-34, от 05.07.2024, №66/6-364-23-ИЗ/12-18822-И/57-342 в отношении АО «Водоканал Каменск-Уральский» изменить.

Исключить из постановления от 28.06.2024 №66/6-364-23-ИЗ/12-18075-И/57-34, от 05.07.2024 выводы о виновности АО «Водоканал Каменск-Уральский» в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, в связи с недоказанностью правонарушения.

Переквалифицировать действия АО «Водоканал Каменск-Уральский» с ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ на ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10суток с момента получения его копии.

Судья Т.А. Евдокимова

<...>

<...>

12-310/2024

Категория:
Административные
Статус:
Изменено в связи с исключением выводов, др. коррекции
Ответчики
АО "Водоканал Каменск-Уральский"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Евдокимова Татьяна Алексеевна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.svd.sudrf.ru
12.07.2024Материалы переданы в производство судье
15.07.2024Истребованы материалы
23.08.2024Поступили истребованные материалы
25.09.2024Судебное заседание
27.09.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
27.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2024Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
25.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее