Дело №
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
<адрес> 08.12.2020
Судебная коллегия РїРѕ гражданским делам Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Р¤РРћ5, судей Р¤РРћ8 Рё Р¤РРћ6 рассмотрела РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Р¤РРћ1 Рє Р¤РРћ9 Рѕ признании утратившей право пользования жилым помещением, снятии СЃ регистрационного учета (в„–)
РїРѕ кассационной жалобе Р¤РРћ3, Р¤РРћ1, Р¤РРћ2, Р¤РРћ4 РЅР° решение Хамовнического районного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ 03.02.2020 РІ редакции определения СЃСѓРґР° РѕР± исправлении РѕРїРёСЃРєРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ гражданским делам РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Р¤РРћ8, объяснения Р¤РРћ3, ее представителя Р¤РРћ7, Р¤РРћ2, Р¤РРћ4, Р¤РРћ1, поддержавших РґРѕРІРѕРґС‹ кассационной жалобы, Р¤РРћ9 Рё ее представителя Р¤РРћ10, поддержавших возражения РЅР° кассационную жалобу,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» Р°:
Р¤РРћ1 обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Р¤РРћ9 Рѕ признании ответчика утратившей право пользования квартирой РїРѕ адресу: <адрес>, пер. Хользунова, 6-21, снятии СЃ регистрационного учёта, обосновывая требования тем, что ответчик зарегистрирована РІ СЃРїРѕСЂРЅРѕРј жилом помещении, является дочерью её бывшего СЃСѓРїСЂСѓРіР° Рё РїРѕ месту регистрации РЅРµ проживает; обязанности РїРѕ оплате жилищно-коммунальных услуг РЅРµ несёт, тем самым утратила право пользования жилым помещением.
Решением Хамовнического районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в редакции определения суда об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в иске отказано.
В кассационной жалобе истец и третьи лица просят отменить судебные постановления как незаконные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Рзучив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ кассационной жалобы Рё возражений РЅР° нее, проверив РїРѕ правилам СЃС‚. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ пределах РґРѕРІРѕРґРѕРІ, содержащихся РІ кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой Рё апелляционной инстанций, кассационный СЃСѓРґ РЅРµ находит оснований для удовлетворения жалобы.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями ст.83 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывал разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
При этом суд исходил из того, что при рассмотрении дела не установлены обстоятельства, указывающие на то, что ответчик отказалась от права пользования квартирой по адресу: <адрес>, пер. Хользунова, 6-21, которое приобрела в несовершеннолетнем возрасте в связи с соглашением родителей ответчика относительно ее жилищных прав, в соответствии с которым ответчик зарегистрирована в квартире по месту жительства. Суд учел, что в силу малолетнего возраста ответчик не имела возможности самостоятельно реализовывать право на жилище в полной мере, включая фактическое пользование жилым помещением. Также принято во внимание то обстоятельство, что после достижения совершеннолетия ответчика период времени непроживания в квартире незначительный, в то время как проживание в квартире совместно с бывшей супругой отца ответчика невозможно из – за конфликтных отношений, данных, подтверждающих волеизъявление ответчика на отказ от права пользования, не представлено.
С выводами суда первой и апелляционной инстанций судебная коллегия соглашается.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, обоснованными признаны быть не могут, поскольку, вопреки мнению заявителей, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Суды правильно применили нормы материального права, осуществив выбор норм, регулирующих спорное правоотношение, и дав им верное истолкование применительно к установленным обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных постановлений в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
Согласно части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.
Временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма (статья 71 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Указанные положения закона подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которым, разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.
Между тем совокупности обстоятельств, свидетельствующих об отказе ответчика в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, судом первой инстанции установлено не было.
В силу пункта 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствии с положениями статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (часть 2). Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения (часть 3).
По смыслу указанных норм права, несовершеннолетние дети приобретают право на жилую площадь, определяемую им в качестве места жительства соглашением родителей, форма которого законом не установлена. Заключение такого соглашения, одним из доказательств которого является регистрация ребенка в жилом помещении, выступает предпосылкой приобретения ребенком права пользования конкретным жилым помещением, могущего возникнуть независимо от факта вселения ребенка в такое жилое помещение, в силу того, что несовершеннолетние дети не имеют возможности самостоятельно реализовать право на вселение.
Учитывая вышеприведенные РЅРѕСЂРјС‹ материального права, обстоятельства, установленные СЃСѓРґРѕРј, судебные инстанции обоснованно учли то, что проживание ответчика совместно СЃ матерью РІ жилом помещении, РЅРµ являющемся местом жительства, которое было определено ребенку соглашением родителей, само РїРѕ себе, незначительный период времени, прошедший после достижения ответчиком совершеннолетнего возраста Рё фактической невозможности проживания ответчика РІ квартире, поскольку пользующиеся жилым помещением лица РЅРµ являются членами ее семьи, Р° также конфликтный характер отношений, РЅРµ указывают РЅР° то, что ответчик Р¤РРћ9 отказалась РѕС‚ права пользования жилым помещением Рё, как следствие, Рѕ наличии оснований для признания ее утратившей право пользования жилым помещением.
Доводы жалобы основательными признаны быть не могут, поскольку по существу сводятся к отличной от суда оценке фактических обстоятельств, установленных судом и к мнению о том, что эти обстоятельства указывают на обоснованность предъявленного иска, однако, согласиться с ними судебная коллегия оснований не нашла.
Кроме того, доводы жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств, исследованных судом первой и апелляционной инстанций, и необходимости их переоценки судом кассационной инстанции.
Между тем следует отметить, что РѕРґРЅРёРј РёР· принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предполагает, что СЃСѓРґ РЅРµ вправе пересматривать вступившее РІ законную силу постановление только РІ целях проведения повторного слушания Рё получения РЅРѕРІРѕРіРѕ судебного постановления. Рная точка зрения СЃСѓРґР° кассационной инстанции РЅР° то, как должно было быть разрешено дело, РЅРµ может являться РїРѕРІРѕРґРѕРј для отмены или изменения судебного постановления нижестоящего СЃСѓРґР°. Отклонение РѕС‚ данного принципа допустимо исключительно РїСЂРё установлении, предусмотренных СЃС‚. 379.7 ГПК Р Р¤, обстоятельств.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1).
В п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" разъяснено, что при рассмотрении кассационных жалобы, представления с делом суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства (ч. 2 ст. 390 ГПК РФ). Вместе с тем, если судом кассационной инстанции будет установлено, что судами первой и (или) апелляционной инстанций допущены нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера (например, судебное постановление в нарушение требований ст. 60 ГПК РФ основано на недопустимых доказательствах), суд учитывает эти обстоятельства при вынесении кассационного постановления (определения).
При этом не усматривается, что судами первой и апелляционной инстанции допущены нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, в частности, требований ст. 60 ГПК РФ, которые могли бы в силу ч.3 ст. 379.1 ГПК РФ явиться основанием для отмены судебных постановлений судом кассационной инстанции.
Рных правовых РґРѕРІРѕРґРѕРІ, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба РЅРµ содержит.
Руководствуясь статьями 199, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Хамовнического районного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ редакции определения СЃСѓРґР° РѕР± исправлении РѕРїРёСЃРєРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ гражданским делам РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Р¤РРћ3, Р¤РРћ1, Р¤РРћ2, Р¤РРћ4 - без удовлетворения.
Председательствующий
СЃСѓРґСЊРё: