31RS0024-01-2019-001497-11
гр.дело №2-1090/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2019 года г. Шебекино
Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Нессоновой С.В.,
при секретаре судебного заседания Захаровой Е.А.,
с участием истца Потапова С.В., представителя истца Григорьевой Е.В. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потапова ФИО10 к администрации Шебекинского городского округа Белгородской области о признании права собственности в порядке наследования,
установил:
Потапов С.В. обратился в суд с иском к администрации Шебекинского городского округа Белгородской области о признании права собственности в порядке наследования, ссылаясь на то, что является единственным наследником первой очереди по закону после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ. После смерти последнего открылось наследство, в состав которого входят жилой дом общей площадью 56.4 кв.м и земельный участок площадью 246 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>. Получить свидетельство о праве на наследство не представляется возможным, поскольку им пропущен установленный законом срок для принятия наследства. Однако он со дня смерти отца и по настоящее время производит ремонт жилого дома, обрабатывает земельный участок. Кроме того, регистрационное удостоверение, подтверждающее принадлежность наследодателю жилого дома, не содержит данных о площади строения, сведения кадастрового паспорта о площади дома не соответствуют данным, указанным в технической документации. В постановлении главы администрации от 02.10.1992 № о закреплении гражданам в собственность, пожизненное наследуемое владение земельных участков неверно указано отчество умершего, вместо ФИО3, указан ФИО2. Просит установить факт принятия Потаповым С.В. наследства, оставшегося после смерти ФИО3, признать за истцом право собственности в порядке наследования на жилой дом общей площадью 56.4 кв.м и земельный участок площадью 246 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>
В судебном заседании истец Потапов С.В., его представитель Григорьева Е.В. поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просили суд иск удовлетворить. Пояснили, что истец является единственным наследником к имуществу умершего отца.
Представитель ответчика администрации Шебекинского городского округа Белгородской области в судебном заседании не присутствовал. О времени и месте судебного разбирательства ответчик извещен своевременно и надлежащим образом.
Согласно статье 167 Гражданского кодекса Российской Федерации дело рассматривается при имеющейся явке.
Исследовав в судебном заседании материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации).
Статья 35 ч.4 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право наследования, под которым понимается переход имущества одного физического лица (наследодателя) в случае его смерти к другим лицам (наследникам) в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В соответствии с ч.1 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Данная норма права в качестве оснований для возникновения права собственности на вновь созданную вещь называет два юридически значимых обстоятельства: создание новой вещи для себя и отсутствие нарушений законодательства при ее создании.
Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Аналогичные положения закреплены в ст.1111 ГК РФ, на основании которой наследование осуществляется по завещанию и по закону. Согласно ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Факт смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается свидетельством о смерти серии №.
Согласно ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Факт родственных отношений между ФИО3 и истцом Потаповым С.В. как между родными отцом и сыном, подтверждается свидетельством о рождении последнего.
В силу ч.1 ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии со ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Установлено, что наследственное дело после смерти ФИО3 не заводилось.
В силу ч.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
В судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что после смерти ФИО3 фактически наследство принял истец. Данное обстоятельство подтверждается показаниями свидетелей ФИО7, ФИО8, которые пояснили, что Потапов С.В. в течение шести месяцев после смерти отца стал обрабатывать земельный участок, поддерживать дом в надлежащем состоянии путем выполнения текущих ремонтных работ.
У суда нет оснований не доверять показаниям свидетелей, поскольку их заинтересованности в исходе настоящего дела не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, принадлежность ФИО3 домовладения <адрес> на законных основаниях подтверждается регистрационным удостоверением от 14.07.1971, выданным на основании Решения Исполкома Шебекинского городского совета депутатов трудящихся от 14.07.1971.
По данным Единого государственного реестра недвижимости общая площадь вышеуказанного строения составляет 56.8 кв.м, техническая документация от 22.03.2017 содержит данные об общей площади жилого дома <адрес>, которая соответствует 56.4 кв.м.
Согласно справке Шебекинского БТИ от ДД.ММ.ГГГГ разница в площади спорного дома возникла в результате выполненной реконструкции и внутренней перепланировки, а именно, демонтирован отопительный очаг.
По заключению ООО «Научно-производственный центр «Аудит безопасности» от 06.08.2019, реконструкция и внутренняя перепланировка построек жилого дома, расположенного в <адрес>, не изменяет сложившейся застройки и не ухудшает существующее состояние по противопожарным разрывам, проездам и подъездам, что не противоречит требованиям Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП4.13130.2013.
Заключение содержит подробное описание исследования, сделанные в результате его выводы. Оснований не доверять заключению специалиста не имеется, доказательств в его опровержение стороной ответчика не представлено.
Из заключения специалиста ООО «Экспертно-техническое бюро» №106-19-ЭТБ следует, что техническое состояние обследованных конструкций здания оценено как работоспособное. Работы, связанные с реконструкцией и внутренней перепланировкой, не оказали существенного влияния на сложившееся техническое состояние существующего здания. Выполненная реконструкция и внутренняя перепланировка жилого дома не создает угрозы жизни и здоровья граждан.
Оснований сомневаться в выводах указанного заключения у суда не имеется, так как данное заключение выполнено действительным членом саморегулируемой организации ассоциация «Саморегулируемая организация» Белгородское сообщество проектных организаций», имеющим сертификат соответствия по специальности «Исследования строительных объектов территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью их оценки, диплом о присвоении квалификации инженер по специальности «Промышленное и гражданское строительство», на основе визуального осмотра, представленных документов, кроме того доказательств в его опровержение ответчиком не представлено, и в судебном заседании не добыто.
При таких обстоятельствах, учитывая, что реконструкция и перепланировка произведена согласно требованиям строительных норм и правил, не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности дома, а также не нарушает права и законные интересы граждан, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании за истцом права собственности в порядке наследования на жилой дом общей площадью 56.4 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
Как следует из архивной выписки из постановления главы администрации г.Шебекино от 02.10.1992 № о закреплении гражданам в собственность, пожизненное наследуемое владение земельных участков, ФИО2, значащемуся под порядковым номером 455, на праве пожизненного наследуемого владения предоставлен земельный участок площадью 246 кв.м по ул.<адрес>.
Постановлением главы администрации Шебекинского городского округа Белгородской области от 19.07.2019 № внесены изменения в постановление главы администрации г.Шебекино от 02.10.1992 №, вместо указанного под порядковым номером № лица «ФИО2», указать «ФИО3».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что спорный земельный участок принадлежит наследодателю на законных основаниях.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 137-ФЗ) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статье 265 ГК РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Исходя из требований статей 266, 267 ГК РФ гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка ), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству. Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству.
В силу положений статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса РФ. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется.
Согласно ст.1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
Судебная защита иных вещных прав в рассматриваемом случае соответствует ст.18 Конституции РФ, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Таким образом, в случае смерти наследодателя прекращается его право пожизненного наследуемого владения. Эти права не могут перейти к наследникам в силу ст.20 и 21 Земельного кодекса РФ. В данном случае должны действовать нормы п.1 ст.15 и п.1,2 ст.19, п.4 ст.35 Конституции РФ, закрепляющие юридическую фикцию и дающие возможность наследовать земельные участки на праве собственности. Признание за наследниками права собственности на земельный участок, принадлежащий наследодателю на праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется на основании судебного решения по правилам п.3 ч.1 ст.8 ГК РФ.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Потапова С.В. о признании за ним права собственности в порядке наследования на спорный земельный участок также подлежат удовлетворению.
Представленные стороной истца доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства на которые он ссылается как на основания своих требований. Суду не предоставлено и в судебном заседании не установлено ни одного факта, чтобы суд пришел к иному выводу, чем удовлетворить заявленные требования Потапова С.В..
Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Потапова С.В. удовлетворить.
Установить факт принятия Потаповым ФИО11 наследства, оставшегося после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Потаповым ФИО12 право собственности в порядке наследования на жилой дом общей площадью 56.4 кв.м и земельный участок площадью 246 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Шебекинский районный суд Белгородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Нессонова
решение в окончательной
форме принято 28.10.2019