Дело № 2-208/2020 Председательствующий – судья Васина О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-2159/2020
г. Брянск 7 июля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Мариной Ж.В.
судей Киселевой Е.А., Кулешовой Е.В.
при секретаре Голодухиной А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Кузнецовой Марии Семеновны Рыбкиной Маргариты Ивановны на решение Брянского районного суда Брянской области от 31 января 2020 г. по иску Кузнецовой Марии Семеновны к администрации Брянского района Брянской области, Департаменту строительства Брянской области, Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем и возложении обязанностей по совершению действий.
Заслушав доклад судьи Мариной Ж.В., объяснения представителя Кузнецовой М.С. Рыбкиной М.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Брянского района Брянской области Атрошенко Е.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецова М.С. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны и инвалидом <данные изъяты>. Постановлением Пальцовской сельской администрации она принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в общий список.
Полагая, что имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, как участник Великой Отечественной войны, истец обратилась в администрацию Брянского района Брянской области.
Письмом администрации Брянского района Брянской области от 18 сентября 2019 г. Кузнецовой М.С. было отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Истец считает отказ администрации незаконным и необоснованным.
Кузнецова М.С. с учетом уточненных исковых требований просила суд признать за ней право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения; обязать администрацию Брянского района Брянской области включить Кузнецову М.С. в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, согласно имеющейся очередности по данной категории лиц; обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области скорректировать сводный реестр ветеранов с включением в него Кузнецовой М.С.; обязать Департамент строительства Брянской области включить Кузнецову М.С. в сводный реестр участников на получение субсидии на приобретение жилья, согласно имеющейся очередности по данной категории лиц.
Определением судьи Брянского районного суда Брянской области от 25 ноября 2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, привлечена Пальцовская сельская администрация Брянского района.
Определением Брянского районного суда Брянской области от 27 декабря 2019 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, привлечено Правительство Брянской области.
Решением Брянского районного суда Брянской области от 31 января 2020 г. в удовлетворении исковых требований Кузнецовой М.С. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Кузнецовой М.С. Рыбкина М.И. просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Брянского района Брянской области Атрошенко Е.А., представитель Департамента строительства Брянской области Петрунин Р.А. просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
От представителя Департамента строительства Брянской области Петрунина Р.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента. Указанное ходатайство судебной коллегией удовлетворено.
Кузнецова М.С., представители Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Пальцовской сельской администрации Брянского района Брянской области, Правительства Брянской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, суду не сообщали об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, заслушав объяснения представителя Кузнецовой М.С. Рыбкиной М.И., представителя администрации Брянского района Брянской области Атрошенко Е.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что решением Брянского районного суда Брянской области от 1 ноября 2017 г. в удовлетворении исковых требований Кузнецовой М.С. к МУ Пальцовская сельская администрация о признании незаконными действий, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 16 января 2018 г. решение Брянского районного суда Брянской области от 1 ноября 2017 г. по иску Кузнецовой М.С. к МУ Пальцовская сельская администрация о признании незаконными действий, отменено в части отказа в удовлетворении искового заявления Кузнецовой М.С. о признании незаконными действий МУ Пальцовская сельская администрация об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В данной части по делу принято новое решение. Суд апелляционной инстанции обязал МУ Пальцовская сельская администрация повторно рассмотреть заявление Кузнецовой М.С. о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на соответствующий учет.
ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова М.С. обратилась в МУ Пальцовская сельская администрация с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением главы МУ Пальцовская сельская администрация № от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова М.С. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 1 человек (номер очередности №).
Кузнецова М.С. имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны и является инвалидом <данные изъяты> вследствие общего заболевания бессрочно, что подтверждается удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ и справкой № от ДД.ММ.ГГГГ
Письмом администрации Брянского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Кузнецовой М.С. от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется в рамках Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», однако действие данного Указа Президента РФ на истца не распространяется, поскольку категория «бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданными фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» в данном нормативно-правовом акте не поименована, в связи с чем отсутствуют основания для предоставления Кузнецовой М.С. меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу о том, что Кузнецовой М.С. действующим законодательством не предусмотрено право на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, исходя из следующего.
Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулировались Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 1235).
Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 1235 было предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 Указа).
Данный Указ фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2005 г.
В п. 8 ст. 154 указанного Закона определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах»).
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 данного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (п.п. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ «О ветеранах»).
Статей 23.2 ФЗ «О ветеранах» определен порядок предоставления указанной меры социальной поддержки.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункты 4 и 5 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии сФедеральными законами « и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее - Правила от 15 октября 2005 г. № 614).
Абзацем 1 пункта 3 названных Правил установлено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором названного пункта).
Согласно абз. 2 п. 3 Правил от 15 октября 2005 г. № 614 предоставление субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявок, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года.
Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации (п. 4 Правил от 15 октября 2005 г. № 614).
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 5 Правил от 15 октября 2005 г. № 614).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как «вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах».
Данным нормативно-правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах». При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лиц такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена.
Поскольку категория граждан, имеющая статус «бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей», в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» не поименована, судебная коллегия считает, что реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Приведенная правовая позиция изложена в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2012 г., утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г.
Право граждан, имеющих статус «бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей», на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями ФЗ «О ветеранах» и требованиями жилищного законодательства. Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названной категории граждан закреплен в абз. 1 п. 3 Правил от 15 октября 2005 г. № 614.
Ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», в соответствии с которыми в порядке, предусмотренном Правилами от 15 октября 2005 г. № 614, бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субвенции из федерального бюджета на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, не поименована такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
Судебная коллегия считает, что суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований. Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат. В целом доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку выводов суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд постановил решение в соответствии с нормами материального права, при этом не допустил нарушений норм процессуального права, в связи с чем оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Брянского районного суда Брянской области от 31 января 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Ж.В. Марина
Судьи Е.А. Киселева
Е.В. Кулешова