№ №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес>20 апреля 2012года.
Судья Майкопского городского суда, Республики Адыгея, Нехай P.M.
С участием представителя Полякова Михаила Владимировича по доверенности Малдбековой Е.Е.
Представителя ответчика Администрации МО «<адрес>» по доверенности Зехова А.Н.
Представителя ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея по доверенности Самоквитовой Л.В.
При секретаре судебного заседания Волине К.А.
Рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Полякова Михаила
Владимировича к Администрации МО «<адрес>» и Министерству образования и
науки РА о взыскании безвозвратной субсидии на приобретение жилья
УСТАНОВИЛ
Поляков Михаил Владимирович обратился в суд с иском к Администрации МО «<адрес>» и Министерству образования и науки РА о взыскании безвозвратной субсидии на приобретение жилья. В обоснование иска указал, что он рожден 25.03.1987 г. Решением Майкопского районного суда от 31.10.1994 года у его одинокой матери, Поляковой Ольги Александровны, Поляков М.В. был отобран и находился на полном государственном обеспечении в ГОУ «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 19.12. 1994 г. по 27.09.1995 г.
В 1994 году Поляков М.В. ушёл из интерната и стал проживать у своей бабушки, Поляковой Любовь Ефимовны. Бабушка должным образом не оформила опекунство на своего внука.
С 01.09.1994 г. по 02.07.1999 г. Поляков М.В. обучался в Первомайской средней школе №.
С 02.07.1999 г. по 28.06.2002 г. Поляков М.В. обучался в специальном профессиональном училище <адрес> и окончил полный курс по специальности штукатур.
В Администрации МО «<адрес>» Поляков М.В. состоял на учёте как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, что подтверждается справкой № от 15.12.2011 г.
В настоящее время Поляков М.В. проживает на съёмной квартире в городе Майкопе по <адрес>, где совместно с ним проживает ещё 5 человек.
Переехав в <адрес>, Поляков М.В. обратился в Администрацию МО «<адрес>» для постановки на жилищный учёт в качестве ребёнка, оставшегося без попечения родителей для получения жилья. Администрация МО «<адрес>» в письме от 05.12.2011 г. № отказала ему в этом, указав, что Поляков М.В. был отобран у родителей, а они не лишены родительских прав.
Таким образом, одно муниципальное образование подтверждает статус Полякова М.В. как ребёнка, оставшегося без попечения родителей, а другое муниципальное образование данного статуса не подтверждает.
Данные обстоятельства нарушают права Полякова М.В. на улучшение жилищных условий и иных гарантий, предусмотренных действующим законодательством.
Состав семьи Полякова М.В. составляет один человек. Закреплённого жилья он не имеет. В собственность жильё и земельный участок ему не предоставлялись.
На основании изложенного просит суд признать отказ Администрации МО «<адрес>», изложенный в письме от 05.12.2011 №, незаконным, а также признать Полякова Михаила Владимировича, нуждающимся в улучшении жилищных условий как ребенка из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и взыскать с Администрации МО «<адрес>» и субсидарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в его пользу за счет субвенции социальную выплату в размере 767250 рублей на приобретение жилья.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Малдбекова Е.Е. просила признать отказ Администрации МО «<адрес>», изложенный в письме от 05.12.2012 г. №, незаконным, признать Полякова М.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий как ребёнка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и взыскать с ответчиков субсидарно за счет субвенции социальную выплату в размере 767 250 руб. на приобретение жилья, так как на 1 квартал 2012 г. стоимость 1 кв. м жилья установлена в размере 23250 руб. При этом она пояснила, что Поляков М.В. с момента окончания учебы в училище, проживает на съемной квартире в <адрес>, никуда не выезжал. Необходимость получения справки о том, что он является ребенком остававшимся без попечения родителей, вызвана требованием самой жилищной комиссии администрации МО «<адрес>» о получении такой справки для принятия его заявления о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма или получения субсидии на приобретение жилья, как ребенок оставшийся без попечения родителей. Без этой справки у Полякова М.В. не приняли заявление и документы в жилищную комиссию администрации МО «<адрес>».
Представитель ответчика, Администрации МО «<адрес>» иск не признал, считая, что истец не относится к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и потому не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условия как относящийся к указанной категории детей.
Представитель ответчика, Министерства образования и науки РА, в судебном заседании не оспаривал того, что истец относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей и оставляет принятие решения на усмотрение суда.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что иск Полякова М.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, Поляков М.В. 25.03.1987 года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей (был отобран у матери Поляковой О.А. решением Майкопского районного суда от 31.10.1994 г.), что подтверждается также справкой из администрации муниципального образования «<адрес>» от 15.12.2011 года.
Согласно копии свидетельства серии АБ № выданного Майкопским спецучилищем ПУ Полякову М.В. он в 2002 году окончил курс обучения в данном образовательном учреждении по специальности штукатур.
При обращении Полякова М.В. в администрацию. МО «<адрес>» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и выплаты социального пособия на приобретение жилья, как сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей, Администрация МО «<адрес>» отказала в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается письмом от 5.12.2011 года.
В соответствии с ФЗ № от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи … с ограничением родителей в родительских правах.
Решением Майкопского районного суда от 31.10.1994 года несовершеннолетний Поляков М.В. был отобран у ее одинокой матери Поляковой Ольги Александровны и передан на воспитание в детское учреждение.
Следовательно, Поляков М.В. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей и отказ администрации МО «<адрес>» в предоставлении документа, подтверждавшего его статус как ребенка, оставшегося без попечения родителей, изложенный в письме от 5.12.2011 года, в связи с необходимостью предоставления его в жилищную комиссию администрации МО «<адрес>» для рассмотрения вопроса о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма или денежной субсидии на приобретение жилья, является незаконным.
В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Поляков М.В. после окончания учебы в спецучилище ПУ в <адрес>, проживает в <адрес> и имеет право на обеспечение его органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 октября 2011г. № утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений (далее – Порядок).
Согласно п.2 Порядка, он распространяется на правоотношения, связанные с:
1) обеспечением жильем детей-сирот;
2) финансированием расходов, связанных с обеспечением жильем детей-сирот, за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея.
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчёта 33 кв. м - на семью из одного человека) и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой Кабинетом Министров Республики Адыгея.
В силу п.15 Порядка, по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилого фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением № к настоящему Порядку, каковым является Положение о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилых помещений в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой и попечительством, не имеющим закреплённых жилых помещений (далее – Положение).
В соответствии с п.5 Положения, предоставление выплат осуществляется органом местного самоуправления за счёт средств, поступающих в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Адыгея на обеспечение жильём детей-сирот, которые перечисляются органам местного самоуправления Министерством образования и науки РА.
Поскольку истец как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, которая ему до настоящего времени не выделена, то настоящий иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 09.12.2011 г. № среднерыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья на 1 квартал 2012 г. по <адрес> составляет 23250 руб.
Следовательно, размер социальной выплаты, подлежащий взысканию в пользу истца, составит 767250 руб. (23250 руб. х 33 кв. м), то есть иск Полякова М.В. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Полякова Михаила Владимировича к Администрации МО «<адрес>» и Министерству образования и науки РА о взыскании безвозвратной субсидии на приобретение жилья удовлетворить.
Признать отказ Администрации МО «<адрес>» в выдаче Полякову Михаилу Владимировичу, 1987 г.р. документа, подтверждавшего его статус как ребенка, оставшегося без попечения родителей, изложенный в письме от 05.12.2012 г. №, незаконным.
Признать Полякова Михаила Владимировича 25.03.1987 года рождения, нуждающимся в улучшении жилищных условий как ребёнка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Взыскать с Администрации муниципального образования «<адрес>» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Полякова Михаила Владимировича социальную выплату на приобретение жилья в размере 767250 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья: Нехай Р.М.