Решение по делу № 2-288/2021 от 04.08.2021

Дело № 2-288/2021

УИД 35RS0023-01-2021-000611-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

          г. Устюжна                                     30 сентября 2021 года

Устюженский районный суд Вологодской области в составе судьи Ракутиной О.В.,

при секретаре Смирновой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Устюженская межпоселенческая централизованная библиотека» им. Батюшковых, администрации Устюженского муниципального района о понуждении исполнения обязательств по сохранению объекта культурного наследия,

установил:

    Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области (далее – Комитет) обратился в суд с уточненным иском к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Устюженская межпоселенческая централизованная библиотека» им. Батюшковых (далее – МБУК «УМЦБ»), администрации Устюженского муниципального района о понуждении исполнения обязательств по сохранению объекта культурного наследия.

    В обоснование заявленных требований указав на то, что объект культурного наследия федерального значения «Усадьба Поздеева», 2-я половина XIX в. (далее – объект культурного наследия), расположенный по адресу: ..., Указом Президента РФ «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» № 176 от 20.02.1995 поставлен под государственную охрану. Собственником указанного объекта культурного наследия является администрация Устюженского муниципального района, на праве оперативного управления здание передано МБУК «УМЦБ». Приказом Комитета от 18.10.2016 № 323-О утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Приказом Комитета от 16.12.2016 № 423-О утвержден состав (перечень) видов работ по сохранению указанного объекта культурного наследия, в том числе: в срок 2017-2018 выполнить противоаварийные работы, разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия; в срок 2017-2020 выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия. Отчет о разработке научно-проектной документации на проведение противоаварийных работ и по проведению противоаварийных работ в адрес Комитета не поступал, работы не выполнены. Научно-проектная документация на согласование в Комитет не поступала, разрешение на проведение работ не выдавалось, запрос о продлении сроков проведения работ не поступал. По результатам проверки, проведенной в 2019, в адрес МБУК «УМЦБ» выдано предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому в срок до ДД.ММ.ГГГГ (продлено до ДД.ММ.ГГГГ) необходимо было провести работы по консервации в помещении лестничной клетки на декоративных элементах, расположенных на потолке, а также в помещениях, где имеются трещины, следы намокания и утраты штукатурного слоя в потолочных тягах, включающие в себя проведение противоаварийных работ; провести работы по консервации на всех фасадах здания, в том числе декоративных элементов, венчающем карнизе здания по всему периметру, включающие в себя проведение противоаварийных работ. В настоящий момент предписание не исполнено, разработана проектно-сметная документация на проведение противоаварийных работ, планируется проведение аукциона на проведение работ на объекте. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, истец просил обязать ответчиков в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить противоаварийные работы, в том числе провести работы по консервации в помещении лестничной клетки на декоративных элементах расположенных на потолке, а также в помещениях, где имеются трещины, следы намокания и утраты штукатурного слоя в потолочных тягах; провести работы по консервации на всех фасадах здания, в том числе декоративных элементов, венчающем карнизе здания по всему периметру; в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия; в течение 50 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия, предварительно согласовав работы с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

В судебное заседание представитель истца – Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, уточненные требования поддержал в полном объеме.

    Представитель ответчика МБУК «УМЦБ» в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежаще, не явился, директор МБУК «УМЦБ» Т представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, в представленных возражениях факт не исполнения в установленные сроки состава видов работ по сохранению объекта культурного наследия не оспаривала, в связи с длительностью процедур, необходимых для согласования и выполнения мероприятий, указанных в исковом заявлении, просила увеличить сроки для выполнения противоаварийных работ и разработки научно-проектной документации.

    Представитель ответчика администрации Устюженского муниципального района в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежаще, не явился, представил возражения, в которых просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражал, просил уточнить наименование ответчика, поскольку собственником объекта культурного наследия, указанного в исковом заявлении является Устюженский муниципальный район Вологодской области, а не администрация Устюженского муниципального района.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (статья 44, часть 3).

Эта конституционная обязанность конкретизирована в Федеральном законе от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон №73-ФЗ), который регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и который, согласно его преамбуле, направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Статьей 33 указанного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу пункта 1 статьи 40 Закона №73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 3 ст. 47.2 Закона №73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном названным Федеральным законом; организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Согласно статье 47.3 Закона №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязано, в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

    Из материалов дела следует, что в собственности Устюженского муниципального района находится объект культурного наследия федерального значения «Усадьба Поздеева», 2-я половина XIX в., расположенный по адресу: ....

    Приказом Комитета от 18.10.2016 № 323-О утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.

Приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 16.12.2016 № 423-О утвержден состав (перечень) видов работ по сохранению вышеуказанного объекта культурного наследия и сроки проведения таких работ, в число которых входило: в срок 2017-2018 выполнить противоаварийные работы, разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия; в срок 2017-2020 выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия.

Вместе с тем, в ходе проверки, проведенной Комитетом ДД.ММ.ГГГГ выявлено не исполнение МБУК «УМЦБ» п. 17 охранного обязательства законного владельца названного объекта, утвержденного приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ , а также п.п. 1-3 приложения к приказу Комитета от 16.12.2016 № 423-О «Об утверждении состава (перечня) видов работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Поздеева. 2-я пол. XIX в.» и сроков (периодичности) проведения таких работ, утвержденного в соответствии с п. 2 ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес МБУК «УМЦБ» (ранее - МБУК «УЦБС») вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, согласно которому в срок до ДД.ММ.ГГГГ (продлено до ДД.ММ.ГГГГ) необходимо было провести работы по консервации в помещении лестничной клетки на декоративных элементах, расположенных на потолке, а также в помещениях, где имеются трещины, следы намокания и утраты штукатурного слоя в потолочных тягах, включающие в себя проведение противоаварийных работ; провести работы по консервации на всех фасадах здания, в том числе декоративных элементов, венчающем карнизе здания по всему периметру, включающие в себя проведение противоаварийных работ. Предписание в установленные сроки не исполнено.

В связи с выявленными ДД.ММ.ГГГГ нарушениям МБУК «УМЦБ» постановлением Устюженского районного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Постановление не обжаловано, вступило в законную силу.

Таким образом, поскольку Устюженский муниципальный район, являясь собственником объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Поздеева», 2-я половина XIX в., расположенного по вышеуказанному адресу, передав указанный объект в оперативное управление МБУК «УМЦБ», располагая достаточной информацией о статусе, указанного недвижимого имущества, о порядке и условиях содержания такого объекта, ненадлежащим образом выполняют установленные законодательством Российской Федерации требования в области охраны объекта в части своевременного проведения работ по его сохранению, что создает угрозу ухудшения физического состояния объекта и утраты его историко-культурной ценности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.

В силу положений ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Доводы представителя ответчика МБУК «УМЦБ» о невозможности выполнить работы в истребованный стороной истца срок не могут быть приняты на данном этапе, вместе с тем, ответчики вправе в последующем обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Учитывая конкретные действия, которые суд обязал ответчиков совершить, и объем мероприятий, необходимых для их совершения суд полагает возможным для исполнения ответчиками решения установить сроки, предложенные истцом.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Устюженская межпоселенческая централизованная библиотека» им. Батюшковых, Устюженский муниципальный район Вологодской области в лице администрации Устюженского муниципального района в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить противоаварийные работы, в том числе провести работы по консервации в помещении лестничной клетки на декоративных элементах расположенных на потолке, а также в помещениях, где имеются трещины, следы намокания и утраты штукатурного слоя в потолочных тягах; провести работы по консервации на всех фасадах здания, в том числе декоративных элементов, венчающем карнизе здания по всему периметру.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Устюженская межпоселенческая централизованная библиотека» им. Батюшковых, Устюженский муниципальный район Вологодской области в лице администрации Устюженского муниципального района в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Устюженская межпоселенческая централизованная библиотека» им. Батюшковых, Устюженский муниципальный район Вологодской области в лице администрации Устюженского муниципального района в течение 50 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия, предварительно согласовав работы с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме 07.10.2021.

Судья                                        О.В. Ракутина

2-288/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области
Ответчики
МБУК "Устюженская централизованная библиотечная система"
администрация Устюженского муниципального района
Суд
Устюженский районный суд Вологодской области
Судья
Цыганова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
ustuzhensky.vld.sudrf.ru
04.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2021Передача материалов судье
09.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2021Судебное заседание
30.09.2021Судебное заседание
07.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее