Дело №2-3190/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2018 года г. Липецк
Советский районный суд г.Липецка в составе:
председательствующего Санкиной Н.А.
при секретаре Чумичевой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Елецкого района г.Липецка в интересах неопределенного круга лиц к Управлению дорог и транспорта Липецкой области, ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» о возложении обязанности привести автомобильную дорогу регионального значения: «Маяк-Афанасьево» в соответствии с требованиями Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Елецкого района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОГУП «Липецкдоравтоцентр» о возложении обязанности привести автомобильную дорогу регионального значения: «Маяк-Афанасьево» в соответствии с требованиями Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93, мотивировав заявленные требования тем, что 28 декабря 2017 года прокуратурой Елецкого района совместно с государственным инспектором дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Елецкому району проведено обследование автомобильных дорог, расположенных в границах Елецкого муниципального района в части эксплуатационного состояния дорожной разметки. В ходе проверки установлено, что на автодороге регионального значения «Маяк-Афанасьево» (идентификационный номер – №), расположенной на территории Елецкого муниципального района по маршруту движения транспортных средств, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, в том числе подвоз детей к образовательным учреждениям, горизонтальная дорожная разметка отсутствует, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком возложенных на него обязанностей в части содержания и технического обеспечения автомобильных дорог в Елецком муниципальном районе Липецкой области, осуществления контроля за техническим состоянием автомобильных дорог. В связи с изложенным истец просил суд возложить на ответчика обязанность нанести горизонтальную дорожную разметку на автомобильной дороге регионального значения «Маяк-Афанасьево» на всей ее протяженности в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Определением Правобережного районного суда г.Липецка от 27 февраля 2018 года произведена замена ответчика ОГУП «Липецкдоравтоцентр» на Управление дорог и транспорта Липецкой области; к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области, также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ОГУП «Липецкдоравтоцентр».
Определением Правобережного районного суда г. Липецка от 27 февраля 2018 года данное гражданское дело передано по подсудности в Советский районный суд г. Липецка.
В последующем прокурор Елецкого района Липецкой области уточнил заявленные исковые требования и просил возложить на управление дороги транспорта Липецкой области, а также ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда нанести на дорожное покрытие автомобильной дороги регионального значения «Маяк-Афанасьево» (идентификационный номер – №) на участках прохождения межмуниципального маршрута №205 «Елец-Рябинки», межмуниципального маршрута №208 «Елец-Крутое», межмуниципального маршрута №215 «Елец-Чернава» горизонтальную разметку в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004 и проекта организации движения.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Гузенко Л. В. поддержала уточненные исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчиков Управления дорог и транспорта Липецкой области, ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» Шпрыкова Е. В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, указав на то, что школьные перевозки проходят не по всем дорогам населенных пунктов, указанным в исковом заявлении, кроме того, не являются маршрутными транспортными средствами. Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах. Однако, школьные маршруты не внесены в реестр маршрутов, утвержденных администрацией Елецкого муниципального района и являются заказными перевозками, т. е. перевозками, осуществляемыми на основании договора, заключенного между двумя субъектами гражданских правоотношений. Автомобильная дорога регионального значения «Маяк-Афанасьево» относится к IV категории дорог, интенсивность движения 654 автомобиля в сутки. Общая протяженность данной автомобильной дороги 11 км 180 м, протяженность в зоне жилой застройки населенных пунктов п.Маяк, д.Марчуки, с.Афанасьево составляет 1 км 220 м. Интенсивность движения на автомобильной дороге составляет менее 1 000 автомобилей в сутки, следовательно, нанесение разметки на всей протяженности дороги, в том числе вне населенного пункта не предусмотрено, нанесение горизонтальной дорожной разметки 1.1. должно осуществляться в границах жилой застройки. Государственным заказчиком и лицом, обеспечивающим выполнение работ по содержанию указанной дороги, является ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ОГУП «Липецкдоравтоцентр», на стороне ответчика в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещались судом своевременно и надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По смыслу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
«Дорожная деятельность» - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; «ремонт автомобильной дороги» - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; «содержание автомобильной дороги» - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения ( ст. 3 вышеназванного Федерального закона).
При этом порядок содержания и порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 18 того же Федерального закона).
Установлено, что на автодороге регионального значения «Маяк-Афанасьево» (идентификационный номер – №), расположенной на территории Елецкого муниципального района по маршруту движения транспортных средств, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, в том числе подвоз детей к образовательным учреждениям, горизонтальная дорожная разметка отсутствует.
В силу ст.11 Федерального закона от 13 июля 2015 года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах отдельного поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации – уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах.
Вместе с тем, школьные маршруты не внесены в реестр маршрутов, утвержденных администрацией Елецкого муниципального района и являются заказными перевозками, т.е. перевозками, осуществляемыми на основании договора, заключенного между двумя субъектами гражданских правоотношений.
В соответствии с дополнительным соглашением от 05 апреля 2017 года №1 к государственному контракту № года на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, сооружений на них и мероприятий по безопасности дорожного движения в 2017 – 2019 годах в Елецком, Краснинском, Задонском и Становлянском районах Липецкой области, заключенному между управлением дорог и транспорта Липецкой области и ОГУП «Липецкдоравтоцентр», государственным заказчиком и лицом, обеспечивающим выполнение работ по содержанию данной дороги является ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области».
До открытия школьных маршрутов по дорогам регионального значения заказчиком перевозок должны быть осуществлены все действия по обеспечению безопасности дорожного движения, в противном случае указанный маршрут не должен быть открыт.
ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденных приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года №120-ст, устанавливает следующие требования о наличии разметки:
- (пункт 6.2.2) в населенных пунктах: на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях – на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств;
- (часть 2 пункта 6.2.2) вне населенных пунктов: на дорогах с проезжей частью шириной не менее 6 м при интенсивности движения 1000 авт./сут. и более.
Установлено, что автомобильная дорога регионального значения «Маяк-Афанасьево» относится к IV категории дорог.
Общая протяженность автомобильной дороги составляет 11 км 180 м. Интенсивность движения -654 автомобиля в сутки.
Протяженность в зоне жилой застройки населенных пунктов п.Маяк, д.Марчуки, с.Афанасьево составляет 1 км 220 м.
Дорожная разметка на данном участке отсутствует.
Согласно отчету о диагностике на указанной автодороге располагаются населенные пункты – п.Маяк, д.Марчуки, с.Афанасьево.
При этом интенсивность движения на автомобильной дороге составляет менее 1 000 автомобилей в сутки, следовательно, нанесение разметки на всей протяженности дороги, в том числе вне населенного пункта не предусмотрено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что нанесение горизонтальной дорожной разметки на автомобильной дороге регионального значения «Маяк-Афанасьево» в зоне жилой застройки населенных пунктов п.Маяк, д.Марчуки, с.Афанасьево.
Таким образом, нарушения законодательства о безопасности дорожного движения свидетельствуют о ненадлежащем выполнении ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» возложенных на него обязанностей в части содержания и технического обеспечения автомобильных дорог Елецкого муниципального района Липецкой области, осуществления контроля за техническим состояние автомобильных дорог, в связи с чем, суд признает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Поскольку обязанность по нанесению дорожной разметки возложена на ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области», суд полагает в удовлетворении исковых требований к Управлению дорог и транспорта Липецкой области отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1.1 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ 1 ░░ 220 ░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №205 «░░░░-░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №208 «░░░░-░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №215 «░░░░-░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: «░░░░-░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-93 ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 29.05.2018.