УИД 22RS0071-01-2023-000298-48
РЕШЕНИЕ
г. Яровое 15 марта 2024 года
Судья Яровского районного суда Алтайского края Майер Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу муниципального унитарного предприятия «Яровской теплоэлектрокомплекс» на постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Алтайскому краю Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 17 августа 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия «Яровской теплоэлектрокомплекс»,
УСТАНОВИЛ:
Славгородской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о пользовании водным объектом в муниципальном унитарном предприятии «Яровской теплоэлектрокомплекс» (далее - МУП «ЯТЭК», Предприятие), по результатам которой 24 июля 2023 года Славгородским межрайонным прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении МУП «ЯТЭК» производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Алтайскому краю Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 17 августа 2023 года муниципальное унитарное предприятие «Яровской теплоэлектрокомплекс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, МУП «ЯТЭК» обратилось в суд с жалобой, в которой просит названное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, считая постановление незаконным, необоснованным, подлежащим отмене ввиду несоответствия изложенных в нём выводов фактическим обстоятельствам дела, а также допущенным административным органом нарушениям, выразившимся в неправильном применении норм материального и процессуального права. В жалобе указано, что имелись основания для признания правонарушения малозначительным, так как Предприятие существенно не посягает на установленный законом порядок внесения платы и отсутствуют негативные последствия. Кроме того, МУП «ЯТЭК», ссылаясь на ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, заявлено ходатайство о замене назначенного обжалуемым постановлением административного штрафа на предупреждение, обосновывая тем, что такое правонарушение совершено Предприятием впервые, какого-либо вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде не причинено.
Защитник МУП «ЯТЭК» Болдырев Р.О., действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Славгородский межрайонный прокурор Носков Н.С. в судебном заседании просил оставить постановление без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, извещённое о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось.
Заслушав защитника МУП «ЯТЭК», прокурора, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
На основании ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по доводам жалобы (протеста), при этом суд не связан доводами жалобы (протеста).
Согласно ст. 8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трёх тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Статья 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно ст. 16 названного Федерального закона, плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твёрдых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
В силу ч.ч. 2-4 ст. 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отчётным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признаётся календарный год.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчётного периода в порядке, установленном статьёй 16.3 настоящего Федерального закона, с учётом корректировки её размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчётным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвёртого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчётного периода.
Аналогичные положения о сроках платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждёнными постановлением Правительством Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255, действующими на момент совершения инкриминированного правонарушения.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается лицом, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, что МУП «ЯТЭК» ведёт деятельность, вследствие которой осуществляется негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно государственному реестру объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, МУП «ЯТЭК» эксплуатирует следующие объекты:
- биологические очистные сооружения - 01-0122-001129-П, адрес местоположения: Алтайский край, г. Яровое, Промзона, категория объекта - II, дата постановки на учёт – 28 сентября 2020 года;
- производственная территория № 2 карты гидрозолоудаления, код объекта 01-0122-001608-П, адрес местоположения: Алтайский край, г. Яровое, пл. Предзаводская, 2/19, 2 км восточнее, категория объекта - II, дата постановки на учёт – 2 марта 2017 года;
- цех водоснабжения и водоотведения, ливневая канализация, код объекта 01-0142-001229-Т, адрес местоположения: Алтайский край, г. Яровое, Предзаводская площадь, д. 2, категория объекта - III, дата постановки на учёт – 17 августа 2020 года;
- цех водоснабжения и водоотведения, промзона, ливневая канализация, код объекта 01-0142-001228-Т, адрес местоположения: Алтайский край, г. Яровое, Предзаводская площадь, д. 2, категория объекта - III, дата постановки на учёт – 17 августа 2020 года;
- производственная территория № 1, ТЭЦ, код объекта 01-0122-001609-П, адрес местоположения: Алтайский край, г. Яровое, Предзаводская площадь, д. 2/19, категория объекта - II, дата постановки на учёт – 2 марта 2017 года.
МУП «ЯТЭК» имеет карты гидрозолоудаления № 1-2 и № 3 для размещения злошлаковой смеси от сжигания углей при гидроудалении золы-уноса и топливных шлаков практически неопасной. Приказ ГРОРО № 592 от 25 сентября 2014 года, № объекта 22-00014-Х-00592-25091, для хранения отходов.
МУП «ЯТЭК» осуществляет пользование водными объектами на основании заключённого договора водопользования № 23 от 25 марта 2020 года и решения о предоставлении водного объекта в пользование № 144 от 4 июня 2021 года, зарегистрированных в Государственном водном реестре.
Объективную сторону вменённого МУП «ЯТЭК» правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, составило несвоевременное, в нарушение установленного ст. 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» срока, внесение в 2022 году и 2023 году платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Факт несвоевременного внесения МУП «ЯТЭК» обязательных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду подтверждается имеющимися в материалах дела платёжными поручениями № 843 от 22.04.2022, № 1415 от 25.07.2022, № 412 от 01.03.2023, № 414 от 01.03.2023, № 776 от 26.04.2023, из анализа которых следует, что указанные платежи были внесены несвоевременно в 1, 2, и 3 квартале 2022 года и 1 квартале 2023 года.
Обстоятельства несвоевременности внесения указанных платежей МУП «ЯТЭК» не оспаривает.
Факт совершения МУП «ЯТЭК» вменённого административного правонарушения и его вина подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 24 июля 2023 г., выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду, платёжными поручениями.
Вышеназванное постановление составлено должностными лицами в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учётом изложенного привлечение юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ, является законным и обоснованным.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного, всестороннего и объективного анализа собранных по делу доказательств, надлежаще оценённых с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности для разрешения дела, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закреплённых в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ.
Постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Алтайскому краю Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 05-045/2023 от 17 августа 2023 г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении МУП «ЯТЭК» вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами.
В обжалуемом постановлении должностного лица содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях МУП «ЯТЭК» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоА РФ, не свидетельствуют о неправильном применении должностным лицом норм материального права, основаны на ошибочном толковании закона.
Доводы о малозначительности совершённого правонарушения являются несостоятельными.
Данное правонарушение нельзя признать малозначительным, поскольку хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Каких-либо доказательств принятия МУП «ЯТЭК» всех зависящих от него мер по соблюдению требований природоохранного законодательства в части своевременной платы за негативное воздействие на окружающую среду не представлено.
Иные доводы жалобы не опровергают правильность выводов должностного лица, с которыми следует согласиться, а направлены на переоценку исследованных доказательств по делу и не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права.
Постановление о назначении административного наказания в отношении МУП «ЯТЭК» вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание МУП «ЯТЭК» назначено в соответствии с санкцией ст. 8.41 КоАП РФ, является справедливым, соответствующим требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
При назначении наказания должностным лицом учтены характер совершённого административного правонарушения, отсутствие каких-либо обстоятельств смягчающих либо отягчающих административную ответственность и назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией данной статьи.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Должностным лицом при рассмотрении дела в отношении МУП «ЯТЭК» существенных нарушений требований КоАП РФ, которые ограничили бы гарантированные законом права лица, привлекаемого к административной ответственности, не допущено. Дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Алтайскому краю Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Васиной О.М. от 17 августа 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия «Яровской теплоэлектрокомплекс» оставить без изменения, жалобу муниципального унитарного предприятия «Яровской теплоэлектрокомплекс» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии решения.
Судья Д.И. Майер
Копия верна: судья Д.И. Майер
Решение не вступило в законную силу:________________________________