№2а-948/19
32RS0021-01-2019-001470-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2019 года г. Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Гусейновой Н.И,
при секретаре судебного заседания Конончук Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №10 по Брянской области к Герасименко С.В. об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №10 по Брянской области (далее МИФНС России №10 по Брянской области) обратилась в суд с административным иском к Герасименко С.В. об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указав, что на основании постановления Межрайонной ИФНС России №10 по Брянской области №324100439 от 27 марта 2019г. о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в связи с неуплатой индивидуальным предпринимателем Герасименко С.В. налогов, сборов, пеней в общем размере <данные изъяты>, судебным приставом-исполнителем ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области 29.03.2019 года было возбуждено исполнительное производство №21764/19/32021-ИП. До настоящего времени требование, содержащееся в исполнительном документе, должником не исполнено, в связи с чем, на основании ст. 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве», имеются основания для установления для должника Герасименко С.В. временного ограничения на выезд из Российской Федерации. Просит установить для должника Герасименко С.В. временное ограничение на выезд из Российской Федерации до исполнения обязательств по исполнительному производству.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №10 по Брянской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Герасименко С.В. в судебное заседание не явился надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении разбирательства и заявлений о рассмотрении в его отсутствие не поступило.
Представитель заинтересованного лица ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области в судебное заседание также не явился, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении разбирательства и заявлений о рассмотрении в его отсутствие не поступило.
Судом на основании положений ст. 150 КАС РФ определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, изучив доводы административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Положениями ст. 27 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации, которое в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ (ред. от 17.06.2019) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Вместе с тем, статьей 15 указанного Закона предусмотрено, что право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств, либо до достижения согласия сторонами.
Из системного толкования приведенных норм закона следует, что право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случае уклонения должника от исполнения требований исполнительных документов.
Пунктом 3 части 1 статьи 67 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об исполнительном производстве» установлено, что судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе, в том числе, и иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более.
Согласно ч. 2 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, по истечении двух месяцев со дня окончания срока для добровольного исполнения требований, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) превышает 10 000 рублей.
Если исполнительный документ не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то судебный пристав-исполнитель или взыскатель, участвующий в соответствующем исполнительном производстве, вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации с соблюдением правил, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи (ч. 3 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ).
По смыслу приведенных выше норм права, возможность применения такой меры воздействия на должника как ограничение на выезд за пределы Российской Федерации связано с установлением факта неисполнения должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, и отсутствием уважительных причин, не позволивших эти требования исполнить.
В судебном порядке временное ограничение выезда из Российской Федерации устанавливается в случае возбуждения исполнительного производства по исполнительным документам, которые не являются судебным актом или выданы не на основании судебного акта.
К таким исполнительным документам относятся акты органов, осуществляющих контрольные функции, за исключением исполнительных документов, указанных в пункте 4.1 настоящей части, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований (пункт 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве).
Федеральная налоговая служба Российской Федерации и ее территориальные органы в силу статьи 30 Налогового кодекса РФ осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
Как следует из положений статьи 31 Налогового кодекса РФ, налоговые органы наделены правом взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Как установлено в судебном заседании, а также следует из материалов дела, что согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Герасименко С.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 11-12).
27.03.2019 года руководителем (заместителем руководителя) Межрайонной ИФНС России №10 по Брянской области было вынесено постановление №324100439 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка)в отношении Герасименко С.В. в размере <данные изъяты> (л.д. 4).
На основании постановления руководителя (заместителя руководителя) Межрайонной ИФНС России №10 по Брянской области было вынесено постановление №324100439 от 27.03.2019г., судебным приставом-исполнителем ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области 29.03.2019 было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №21764/19/32021-ИП на сумму <данные изъяты>.
02.09.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области вынесено постановление об объединении ИП в сводное производство №28439/18/32021-СД в отношении должника Герасименко С.В., в которое вошло и исполнительное производство №21764/19/32021-ИП возбужденное 29.03.2019 на сумму <данные изъяты>.
Согласно информации полученной от судебного пристава-исполнителя ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области от 02.09.2019 и от 17.09.2019 по состоянию на 02.09.2019 остаток задолженности по исполнительному производству №21764/19/32021-ИП не изменился и составляет <данные изъяты>.
В соответствии с положениями ч.ч. 11, 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав - исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Порядок извещения и вызов лица участвующего в исполнительном производстве регулируется статьей 24 Закона об исполнительном производстве.
Согласно части 1 названной статьи лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях или о применении мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
Если повестка, иное извещение доставляются по почте или лицом, которому судебный пристав-исполнитель поручил их доставить, то дата и время их доставления адресату фиксируются на документе, подлежащем возврату в подразделение судебных приставов (пункт 1 статьи 26 данного Закона).
При этом, исходя из положений п. 12 ст. 30 и ст. 24 указанного Закона, процессуальный срок для принудительного исполнения требований исполнительного документа исчисляется со дня фактического уведомления должника о возбуждении исполнительного производства.
Из информации, представленной судебным приставом-исполнителем ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области от 02.09.2019 и от 17.09.2019 следует, что в отношении Герасименко С.В. на исполнении находится сводное исполнительное производство №28439/18/32021-СД, в которое вошло, в том числе и исполнительное производство №21764/19/32021-ИП. В адрес должника простой корреспонденцией направлены постановления о возбуждении исполнительных производств, сведений о получении корреспонденции должником по вышеуказанным исполнительным производствам не имеется, конверты с отправленной корреспонденцией назад в ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области не возвращались. При выходе по адресу: <адрес>, проверить имущественное положение, а также установить факт проживания должника не представилось возможным, дверь домовладения закрыта, о чем был составлен акт и оставлено извещение о вызове на прием. В результате исполнительных действий установлено, что должник счетов в кредитных организациях не имеет, транспортных средств, а так же недвижимости за должником не зарегистрировано. В рамках сводного исполнительного производства №28439/18/32021-СД в отношении Герасименко С.В. 26.02.2019 вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ сроком действия до 26.08.2019.
Из справки ОВМ МО МВД России «Новозыбковский» усматривается, что Герасименко С.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Приказом ФССП России от 10 декабря 2010 года N682 утверждена Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, согласно пункту 1.1 которой, инструкция устанавливает единые требования к подготовке, обработке, хранению, использованию образующихся в деятельности Службы документов и порядок, документооборота (кроме секретного делопроизводства), обязательные для всех федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов Службы.
В соответствии с пунктом 4.8.3.4 указанной Инструкции, постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату.
Таким образом, ни административным истцом, ни судебным приставом - исполнителем ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Герасименко С.В. был надлежащим образом уведомлен о принятии в отношении него постановления о возбуждении исполнительного производства, о предоставлении срока для добровольного исполнения исполнительного документа, не представлено и доказательств того, что невозможность извещения и вручения копии постановления стала следствием виновных действий самого должника.
Ограничение права любого гражданина на выезд из Российской Федерации ставится законодателем в зависимость не только от формальных оснований, но и от связанных с ними конкретных фактических обстоятельств, является принудительной мерой воздействия на должника и может быть применено, только если уклонение от добровольного исполнения исполнительного документа носит виновный, противоправный характер.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют сведения о получении административным ответчиком Герасименко С.В. постановления о возбуждении исполнительного производства, а также доказательств свидетельствующих о направлении данного постановления по адресу его регистрации, в котором судебный пристав - исполнитель ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области установил последнему срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, суд приходит к выводу о том, что основания считать Герасименко С.В., уклоняющегося от исполнения требований исполнительного документа, отсутствуют. Также отсутствуют основания и для установления в отношении Герасименко С.В. временного ограничения на выезд из Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №10 по Брянской области к Герасименко С.В. об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца, через Новозыбковский городской суд.
Судья Н.И. Гусейнова
Мотивированное решение суда изготовлено - 20.09.2019 года.