Решение по делу № 2а-84/2022 от 10.01.2022

Дело №2а-84/2022

УИД 75RS0016-01-2022-000015-46

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Могоча                                                                                                         01 марта 2022 года

Могочинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Солонина С.В.,

при секретаре судебного заседания – Кузнецовой Г.А.,

с участием административного истца – представителя Могочинской межрайонной прокуроры Дукарт В.П.,

административного ответчика – представителя администрации городского поселения «Давендинское» главы поселения Гизатова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Могочинского межрайонного прокурора Забайкальского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского поселения «Давендинское» о признании незаконным бездействия, понуждении к действию,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора Могочинского района Забайкальского края обратился в Могочинский районный суд с иском в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определённых действий. Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по информации, размещенной в СМИ, по результатам которой установлено следующее.

На основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения «Давендинское» земельный участок с кадастровым номером , площадью 1913140 кв.м., передан АО «Прииск Усть-Кара» для добычи россыпного золота на месторождении р. Кудечи. На данном земельном участке расположен искусственный водоем «Байкалка». В настоящее время сведений о собственниках данного искусственного водоема либо организации, которая содержала бы данный водоем в связи проведением хозяйственной деятельности, не имеется. Таким образом, данный искусственный водоем на момент заключения договора аренды земельного участка являлись бесхозяйным имуществом и был передан по договору аренды. Администрацией городского поселения «Давендинское» ненадлежащим образом организован учет бесхозяйного имущества и обращение его в муниципальную собственность на территории муниципального образования, что является недопустимым.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что водоснабжение жителей с. Кудеча осуществляется путем подвоза воды ООО «ЖКХ Теплосервис». При этом правоотношения между администрацией городского поселения «Давендинское» в части реализацию полномочий по организации водоснабжения населения и ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет непосредственный подвоз воды, письменно не урегулированы. Согласно пояснениям жителей с. Кудеча, привозимого объёма воды им достаточно только для пищевых и питьевых целей, для хозяйственных целей (полива сельскохозяйственных насаждений, ухода за скотом, иных хозяйственных нужд населения) необходима дополнительная вода. В тоже время по информации администрации городского поселения «Давендинское» на территории с. Кудеча строительство водозаборной скважины для целей водоснабжения населения до настоящего времени не завершено, что сказывается на обеспечении надлежащего и бесперебойного водоснабжения местного населения.

Также в ходе проверки установлено, что дорога по улице Центральная в с. Кудеча на всем протяжении имеет повреждения в виде выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые нормы ГОСТ Р 50597-17, а также просадки. Ранее межрайонной прокуратурой по вышеуказанным нарушениям ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление об устранении нарушений законодательства, однако нарушения до настоящего времени фактически не устранены.

Просят признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Давендинское», выразившееся в непринятии мер по обеспечению надлежащего холодного водоснабжения населения с. Кудеча в соответствии с Правилами холодного водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, и в соответствии с Ветеринарными правилами содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденными Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21.10.2020 № 622, в непринятии мер по учету и обращению в муниципальную собственность искусственного водоема «Байкалка», расположенного на земельном участке с кадастровым номером , и по неустранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в части восстановления надлежащего дорожного покрытия проезжей части дороги в с. Кудеча по улице Центральная.

Обязать администрацию городского поселения «Давендинское» в течении 1 года с момента вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение жителей с. Кудеча путем нецентрализованного холодного водоснабжения на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения или подвоза питьевой воды соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, Ветеринарными правилами содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденными Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21.10.2020 № 622.

Обязать администрацию городского поселения «Давендинское» в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять на учет и зарегистрировать в установленном законном порядке право собственности на искусственный водоем «Байкалка», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 75:28:000000:950.

Обязать администрацию городского поселения «Давендинское» в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: восстановить дорожное покрытие проезжей части дороги в с. Кудеча по улице Центральная.

В судебном заседании представитель Могочинской прокуратуры исковые требования и доводы, изложенные в административном иске, поддержал полностью.

Ответчик представитель ГП «Давендинское» глава поселения в судебном заседании с требованиями был согласен частично. В части требования по ремонту дороги иск признал, в остальной части требований, просил в иске отказать.

Судом в качестве заинтересованных лиц были привлечены: администрация МР «Могочинский район», АО «Прииск Усть-Кара», ГИБДД МО МВД России «Могочинский», УФС ГР кадастра и картографии по Забайкальскому краю, Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Государственная ветеринарная служба Забайкальского края, УФС по надзору в сфере защиты прав потребителя человека по Забайкальскому краю.

Представители заинтересованных лиц, в судебное заседание не явились уведомлены о времени и месте судебного заседания.

АО «Прииск Усть-Кара» предоставил письменные возражения, в котором считает, что оснований для удовлетворения требования в части и зарегистрировать в установленном законном порядке право собственности на искусственный водоем «Байкалка», расположенный на земельном участке с кадастровым номером не имеется.

Государственная ветеринарная служба Забайкальского края предоставила письменный отзыв, в котором считает, что требования по подвозу воды для КРС следует удовлетворить, в остальных требованиях оставили на усмотрения суда.

С учётом положений ст.150 и ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) препятствий для рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц суд, не усматривает. Суд, считает возможным, рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их явка не является обязательной.

Выслушав административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, письменные возражения заинтересованного лица, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 (ч.ч.1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре (пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения).

В соответствии с пунктами 3-5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения водоснабжения населения, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

В силу ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц

Частью 12 ст.23 Закона №416-ФЗ установлено, что соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ч.9 ст.7 Закона № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу пунктов 71, 72, 73, 74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры.

Поверхностные воды для нецентрализованного холодного водоснабжения (в части снабжения питьевой водой) могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению №3.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21.10.2020 № 622 утверждены Ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации (далее – Правила).

Согласно п. 24 Правил для поения КРС и приготовления кормов для него должна использоваться питьевая вода. Нормативы водоснабжения КРС предусмотрены п.25 в таблицах № 5 и № 6.

Из материалов дела установлено, что согласно сведениям СМИ, имеется информация о том, что жители с. Кудеча Могочинского района жалуются, что золотодобытчики оставили без воды село (л.д.10-12).

Имеется письменное обращение жителей села с жалобой по поводу отсутствие воды, а также о проведении проверки в отношении главы городского поселения (л.д.13, 21-22)

Доказательств, что осуществляется подвоз воды для КРС в с. Кудеча, административным ответчиком не предоставлено, соответственно исковые требования в этой части следует удовлетворить.

На основании пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации от 26.09.2017 № 1245-ст утвержден стандарт «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-17), которым установлены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Как следует из требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-17 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Согласно положениям указанным в таблице 5.3 вышеназванного ГОСТ Р 50597-17 к дефектам дорожного покрытия относятся: повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, и площадью равной или более 0,06 м2; сдвиг, волна глубиной от 0,1 м2. Согласно положениям указанным в таблице 5.3 вышеназванного ГОСТ Р 50597-17 к дефектам дорожного покрытия относятся: повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, и площадью равной или более 0,06 м2; сдвиг, волна глубиной от 0,1 м2.

В судебном заседании административный ответчик в части требования по ремонту дороги признал. Доказательств, что дорога в с. Кудеча, соответствует требованиям ГОСТ административным ответчиком не предоставлено, соответственно исковые требования в этой части следует удовлетворить.

Рассматривая требование обязать администрацию ГП «Давендинское» в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять на учет и зарегистрировать в установленном законном порядке право собственности на искусственный водоем «Байкалка», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 75:28:000000:950, суд приходит к следующим выводам.

На основании договора аренды земельного участка № 5-ПД от 01 июля 2021 г. административный ответчик заключил указанный договор с АО «Прииск Усть-Кара» для добычи россыпного золота, площадью 1912140 кв.м., с кадастровым . Из выписки ЕРГПН на земельный участок, данные о правообладатели отсутствуют. Находится в аренде у АО «Прииск Усть-Кара», государственная собственность на земельный участок не разграничена.

Из документов, предоставленных заинтересованным лицом АО «Прииск Усть-Кара» следует, что право пользования участком р, Кудечи для целей забора (изъятия) водных ресурсов предоставлено АО «Прииск Усть-Кара» на основании договора водопользования от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Договор ) срок действия до ДД.ММ.ГГГГ.

Право пользования р. Кудечи для целей сброса сточных вод предоставлено предприятию на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование, Решение о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ (далее Решение ). Решение зарегистрировано в государственном водном реестре Отделом водных ресурсов по Забайкальскому краю Амурского БВУДД.ММ.ГГГГ. Срок действия Решения - по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с абзацем первым статьи 236 ГК РФ публичное образование не может отказаться от права собственности.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии со статьей 4 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) водное законодательство регулирует водные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы данным Кодексом.

Как следует из статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, оборот земельных участков осуществляется исходя из положений гражданского законодательства и данного Кодекса.

В силу статьи 1 ВК РФ водный объект это - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.

Водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) являются поверхностными водными объектами, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (статья 5 ВК РФ).

Согласно части 1 статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.

Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, исходя из совокупного толкования приведенных положений статей 1, 5, 8 ВК РФ, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами.

Если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности Российской Федерации, в том числе в случае, когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале) с помощью водонапорного сооружения.

В силу пункта 1 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации к землям водного фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункт 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из приведенных норм права следует, что пруды состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, поэтому если водный объект относится к федеральной собственности, то его составная часть - покрытая поверхностными водами земля в пределах береговой линии также является федеральной собственностью.

При этом земельный участок как объект земельных отношений не формируется. В пользование предоставляется водный объект на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование (статья 11 ВК РФ).

Вместе с тем правового понятия "пруд" Водный кодекс Российской Федерации не содержит.

Если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности Российской Федерации, в том числе когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале) с помощью водонапорного сооружения находиться только такие водоемы (пруды), которые обладают признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов.

Согласно сведениям администрации МР «Могочинский район» следует, что так называемое озеро «Байкалка» является запруженной частью реки Кудеча. Вода с верхний части реки попадает в указанный водоем и из него попадает в нижнюю часть реки Кудеча.

Таким образом, спорный водный объект имеет гидравлическую связь с другими поверхностными водными объектами – рекой Кудеча.

В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственность.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

Согласно статьи 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться: 1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;

5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 30 июня 2006 г. N 8-П, при осуществлении нормативного регулирования в области разграничения государственной собственности федеральный законодатель должен исходить из того, что такое разграничение обусловлено ее предназначением для осуществления функций государства и реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Данная позиция - о взаимосвязи вопросов разграничения публичной собственности между разными уровнями публично-правовых образований и вопросов о разграничении их полномочий или компетенции - применима и в отношении передачи государственного имущества в муниципальную собственность в целях решения органами местного самоуправления вопросов местного значения. Тем самым обеспечивается реализация принципа соразмерности ресурсов местного самоуправления предоставленным полномочиям; на необходимость соблюдения этого принципа в процессе нормотворческой деятельности указано в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 г. N 540-О и от 4 декабря 2007 г. N 828-О-П.

При этом основным правовым актом, регламентирующим передачу государственного имущества в муниципальную собственность в процессе становления Российской Федерации как федеративного государства, признающего самостоятельность (в том числе экономическую) местного самоуправления, стало Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Приложение 3 к названному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации содержит перечень объектов, относящихся исключительно к муниципальной собственности. Данный перечень был сформулирован, как следует из его содержания, на основе функциональных характеристик объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность (жилищный и нежилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры городов, объекты здравоохранения и т.д.). Подобный функциональный критерий, используемый для целей передачи определенного вида объектов государственной собственности в муниципальную собственность, был призван обеспечить решение вопросов местного значения за счет публичного имущества, ранее использовавшегося в этих же целях, т.е. обеспечить необходимое правопреемство при проведении в Российской Федерации конституционной реформы местного самоуправления.

Решение вопроса о допустимости нахождения в муниципальной собственности конкретного имущества, а именно отдельных гидротехнических сооружений, расположенных на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, в которой в силу положений статьи 8 (часть 1) ВК РФ по общему правилу водные объекты и находятся, также должно приниматься с учетом целевого назначения муниципальной собственности и, соответственно, не должно включать имущество, не предназначенное для решения вопросов местного значения, содержание которого для муниципального образования является нецелесообразным и обременительным (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2000 г. N 8-П и от 20 декабря 2010 г. N 22-П).В соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, закрепление которых является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "н" части 1); компетенция местного самоуправления устанавливается на основе Конституции Российской Федерации в законе (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1997 г. N 14-П, от 30 ноября 2000 г. N 15-П, от 29 марта 2011 г. N 2-П и др.).

Как следует из пунктов 4, 5, 8, 15, 23, 26, 31 и 37 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования; обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца в указанной части, поскольку водный объект является оставшийся от дражной отработки прошлых лет водоём, «оз. Байкалка» является проточным для р. Кудечи, не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, соответственно он относится к собственности Российской Федерации.

Проанализированные судом в судебном заседании предоставленные сторонами документы в совокупности с доводами сторон в судебном заседании, в том числе с учётом позиции административного ответчика, не являются основанием для отказа в иске. Приведённые доводы ответчика не опровергают доводы административного истца.

Ответчиком не предоставлено доказательств, что на момент рассмотрения иска, указанные административным истцом все нарушения устранены административным ответчиком.

С учетом, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что иск заместителя Могочинского межрайонного прокурора является обоснованным и подлежит частичному удовлетворению.

Прокурор и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.176, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Могочинского межрайонного прокурора Забайкальского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского поселения «Давендинское» муниципального района «Могочинский район» Забайкальского края о признании незаконным бездействия, понуждении к действию удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Давендинское», выразившееся в непринятии мер по обеспечению надлежащего холодного водоснабжения населения с. Кудеча в соответствии с Правилами холодного водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, и в соответствии с Ветеринарными правилами содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденными Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21.10.2020 № 622, в непринятии мер по неустранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в части восстановления надлежащего дорожного покрытия проезжей части дороги в с. Кудеча по улице Центральная.

Обязать администрацию городского поселения «Давендинское» в течении 1 года с момента вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение жителей с. Кудеча путем нецентрализованного холодного водоснабжения на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения или подвоза питьевой воды соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, Ветеринарными правилами содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденными Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21.10.2020 № 622.

Обязать администрацию городского поселения «Давендинское» в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: восстановить дорожное покрытие проезжей части дороги в с. Кудеча по улице Центральная.

В остальной части в административном иске отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд, апелляционная жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 01 марта 2022 г.

Председательствующий

судья                                                                                                                        С.В. Солонин

2а-84/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель Могочинского межрайонного прокурора Дукарт В.П.
Ответчики
Администрация городского поселения "Давендинское"
Другие
ГИБДД МО МВД России «Могочинский»
АО «Прииск «Усть-Кара»
ООО "Жилищно- коммунальное хозяйство Теплосервис"
Государственная ветеринарная служба Забайкальского края
УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю
УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей человека по Забайкальскому краю
Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов
Администрация МР «Могочинский район»
Суд
Могочинский районный суд Забайкальский края
Судья
Солонин Сергей Валериевич
Дело на сайте суда
mogocha.cht.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация административного искового заявления
11.01.2022Передача материалов судье
13.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2022Судебное заседание
01.03.2022Судебное заседание
01.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее