Решение по делу № 2а-84/2022 (2а-1173/2021;) от 14.12.2021

Дело № 2а-84/2022                                  

УИД № 59RS0042-01-2021-001793-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Чернушка                             11 февраля 2022 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мень О.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Чернушинского района Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Прокурор Чернушинского района Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обосновании административных исковых требований указано, что прокуратурой Чернушинского района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об информации, информационных технологиях, законодательства в сфере банковской деятельности, противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и противодействии экстремизма, выявлены факты размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», услуги по обналичиванию денежных средств. В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлены следующие страницы сайтов, на которых для свободного доступа неограниченного круга лиц размещена информация с предложением услуг по обналичиванию денежных средств, приобретению поддельных платежных средств:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Вход на каждую из вышеуказанных страниц сайтов свободный, просмотр информации не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомится с содержанием сайта, и скопировать материал в электронном виде может любой пользователь. Ограничение на передачу, копирование и распространение размещенной на указанных страницах информации отсутствует. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства в сфере банковской деятельности, противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и противодействии экстремизма, препятствует нормальному развитию общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, обеспечения государственных гарантий прав и свобод человека. На момент проверки указанные интернет ресурсы в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не внесены, что подтверждается прилагаемой копией общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора (http://easis.rkn.gov.ru). В ходе проверки приняты меры к установлению собственника/владельца сайтов. Посредством проверки на специальных интернет-сервисе http://www.whois-service.ru установить собственников/владельцев вышеуказанных сайтов и правообладателей вышеуказанных интернет-страниц не представилось возможным. Размещенная на вышеуказанных страницах в сети «Интернет» информация вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и законности услуги по обналичиванию денежных средств посредством совершения сделок и составления документов, которые обладают признаками фиктивности, что побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению. Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228. Целью обращения прокурора с настоящим административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной. Административный истец просит признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, размещённую в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Прокурор просит признать информацию, содержащуюся в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» по вышеуказанным адресам запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Заинтересованное лицо Управление Роскомнадзора по Пермскому краю возражений по исковым требованиям и против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства в суд не предоставил.

Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности с доказательствами, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.

В силу ст. 29 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

В соответствии с п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» операторами по переводу денежных средств являются: Банк России, кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств; государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

Согласно пункту 1.5 Положения об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утвержденного Банком России 24.12.2004 № 266-П (далее - Положение), эмиссию банковских карт вправе осуществлять только кредитная организация.

Эмиссия банковских карт для физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц осуществляется кредитной организацией на основании договора, предусматривающего совершение операций с использованием банковских карт (пункт 1.6 Положения).

Согласно статьям 2 и 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. Закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением таких операций, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) полученных преступным путем доходов и финансированием терроризма.

Статьей 172 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Статьей 174 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Статьей 186 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, а равно хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте.

Статьей 187 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за неправомерный оборот средств платежей, а именно, за изготовление, приобретение, хранение, транспортировку в целях использования или сбыта, а равно сбыт поддельных платежных карт, распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты, а также электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств.

Статьей 159.3 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за мошенничество с использованием электронных средств платежа.

Статьей 282.3 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за финансирование экстремисткой деятельности.Под обналичиванием понимается операция по переводу денежных средств из безналичной формы в наличную форму путем их снятия с банковского физического или юридического лица. При поступлении денежных средств на банковский счет на основании мнимых сделок и активных документов, их обращение в наличную форму путем получения неучтенных наличных денег, является незаконным. Предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.

Размещенная на вышеуказанных страницах в сети «Интернет» информация вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и законности услуги по обналичиванию денежных средств посредством совершения сделок и составления документов, которые обладают признаками фиктивности, что побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

Согласно частям 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установить юридическое (физическое) лицо, которому принадлежат интернет-сайты, не представилось возможным.

Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса) является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в Российской Федерации, запрещенной.

Вынесение соответствующего судебного акта в соответствии с вышеуказанным положением закона влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, и интересов Российской Федерации.

Как следует из фотографий страниц интернет-сайтов по адресам: <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

размещено предложение приобретения услуг по обналичиванию денежных средств, приобретению поддельных платежных средств.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что информация, размещённая на интернет-сайтах

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

противоречит целям и задачам действующего законодательства, за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и необходимости признания информации, размещенной на интернет-сайтах по адресам:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Данное решение суда является основанием для включения указанных сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 293, 294.1 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Чернушинского района Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети на интернет-сайтах по адресам:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>,

запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение является основанием для внесения электронных страниц в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд Пермского края в течение пятнадцати дней со дня его получения лицами, участвующими в деле.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

        Судья                подпись            О.А. Мень

2а-84/2022 (2а-1173/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Чернушинского района
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю
Суд
Чернушинский районный суд Пермского края
Судья
Клепилина Екатерина Игоревна
Дело на сайте суда
chernush.perm.sudrf.ru
14.12.2021Регистрация административного искового заявления
14.12.2021Передача материалов судье
15.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2021Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
11.02.2022Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
11.02.2022Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
11.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2022Дело оформлено
11.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее