Дело № 2-1037/2021
№
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26.05.2021 года
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Хлопиной И.В., при секретаре Головиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Парламент Дистрибьюшн» к Фуксу А.В. и Галимову В.Р. о взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Парламент Дистрибьюшн» обратилось в суд с иском к ответчикам о возмещении убытков, причиненных преступлением, ссылаясь на то, что приговором Ленинского районного суда г.Оренбурга от 30.05.2018 года Фукс А.В. и Галимов В.Р. были признаны виновными в совершении ряда преступлений, предусмотренных, в том числе, статьей 180 УК РФ. Преступная деятельность ответчиков связана с незаконным производством и/или оборотом алкогольной продукции, в частности водки под названием «Парламент», объемом 0.5 литра, в связи с чем, были незаконно использованы товарные знаки № принадлежащие истцу, в результате чего правообладателю были причинены убытки в размере 453.971,60 рублей. Апелляционным определением Оренбургского областного суда приговор в части размере причиненного ущерба оставлен без изменения. По закону лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак принадлежит исключительное право использования товарного знака. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован. Полагает, что правообладатель понес убытки в форме упущенной выгоды, поскольку истцом не были получены доходы, которые он бы получил при обычных условиях гражданского оборота. Ответчики организовали незаконное приобретение, перевозку и хранение в целях сбыта контрафактной алкогольной продукции. В данном случае контрафактная продукция вытеснила с рынка легальную алкогольную продукцию. Размер убытков подтверждается приговором суда. На этом основании, истец просил взыскать с ответчиков солидарно в свою пользу 453.972,6 рублей 36 копеек в качестве возмещения убытков, причиненных преступлением.
В последующем истец свои исковые требования изменил, просит взыскать с ответчиков солидарно в свою пользу компенсацию за незаконное использование товарных знаков «Парламент» в размере 907.945,2 рублей, на основании ст. 1515 ГК РФ.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В исковом заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Фукс А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, доказательства, что он не явился в судебное заседание по уважительной причине, суду не представил.
Ответчик Галимов В.Р. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела неоднократно извещался по адресу, указанному в исковом заявлении, совпадающему со сведениями адресной справки, но судебные извещения вернулись в суд по истечении срока хранения.
Согласно п.1 ст.165 Гражданского кодекса РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что суд предпринял все необходимые меры для извещения ответчика о судебном разбирательстве, но адресат уклоняется от получения судебной корреспонденции, суд признает ответчика Галимова В.Р. извещенным о дате и времени проведения судебного заседания.
Исследовав в судебном заседании материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании п.1 ст.1477 Гражданского кодекса РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).
Согласно ст.1478 Гражданского кодекса РФ, обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
В силу ст.1484 Гражданского кодекса РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:
1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
2) при выполнении работ, оказании услуг;
3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Согласно п.п.1,4 ст.1515 Гражданского кодекса РФ, товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
В материалах дела имеется приговор Ленинского райсуда г.Оренбурга от 30.05.2018 года, которым установлено, что Фукс А.В. перевозил и хранил в целях сбыта немаркированную алкогольную продукцию, подлежащую обязательной маркировке акцизными марками и федеральными специальными марками, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, а также незаконно использовал чужие товарные знаки, наименование места происхождения товара и сходных с ними обозначений для однородных товаров, неоднократно, с причинением крупного ущерба, группой лиц, по предварительному сговору. Галимов В.Ф. перевозил в целях сбыта немаркированную алкогольную продукцию, подлежащую обязательной маркировке федеральными специальными марками, группой лиц по предварительному сговору.
По приговору суда Фукс А.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.п.«а,б» ч.6 ст.171.1 (производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) в особо крупном размере), ч.3 ст.180 (незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, совершенное группой лиц по предварительному сговору).
Галимов В.Р. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п.п.«а» ч.6 ст.171.1 (производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой).
В рамках уголовного дела истец ООО «Парламент Дистрибьюшн» было признано потерпевшим, гражданские иски потерпевших суд оставил без рассмотрения с правом на удовлетворение гражданских исков о взыскании компенсации, возмещении имущественного вреда, причиненного преступлением, в порядке гражданского судопроизводства.
Приговором суда установлено, что правообладателем товарных знаков № которые использовал Фукс А.В при оформлении бутылок с алкогольной продукцией водка под наименованием «Парламент» является истец. Указанные товарные знаки зарегистрированы Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентами и товарным знакам Российской Федерации, что подтверждено соответствующими свидетельствами.
Таким образом, Фукс А.В. и лицо, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с розыском, действуя по предварительному сговору в указанный период умышленно, с целью незаконного обогащения путем противоправного ввода в оборот контрафактной алкогольной продукции, осуществляя незаконную перевозку и хранение данной алкогольной продукции, совершили незаконное использование чужих товарных знаков, наименования места происхождения товара и сходных с ними обозначений для однородных товаров, совершенное неоднократно и причинившее правообладателям ущерб в крупном размере, в т.ч. правообладателю товарных знаков ООО «Парламент Дистрибьюшн» ущерб на общую сумму 453.972,6 рубля.
В силу положений ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные в отношении ответчика Фукса А.В. приговором суда, имеют по настоящему делу преюдициальное значение.
Приговором суда установлен факт использования ответчиком Фуксом А.В. чужих товарных знаков, наименования места происхождения товара и сходных с ними обозначений без разрешения правообладателя, постольку данные обстоятельства не подлежат повторному доказыванию.
В отношении Галимова В.Р. таких обстоятельств, приговором суда не установлено, преступление, предусмотренное ст.180 УК РФ (незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)), ему не вменялось и виновным в совершении такого преступления, он не признавался.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования истца к ответчику Фуксу А.В. подлежат удовлетворению, исковые требования к ответчику Галимову В.Р. заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.
Приговором суда установлено, что стоимость контрафактной продукции водка «Парламент» на период совершения преступления составила общую сумму 453.972,6 рубля. Соответственно, на основании пп.2 п.4 ст.1515 ГК РФ размер компенсации, подлежащий взысканию в пользу правообладателя, составляет 907.945,2 рублей.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 12.279,45 рублей.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ООО «Парламент Дистрибьюшн» к Фуксу А.В. о взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака удовлетворить.
Взыскать с Фукса А.В. в пользу ООО «Парламент Дистрибьюшн» компенсацию за незаконное использование товарного знака «Парламент» в размере 907.945,20 рублей.
В иске ООО «Парламент Дистрибьюшн»» к Галимову В.Р. отказать.
Взыскать с Фукса А.В. в пользу федерального бюджета государственную пошлину в размере 12.279,45 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Судья:
Решение изготовлено в окончательной форме 06.06.2021 года.