№ 2-629/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17.06.2020 г.
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе
судьи Колосковой О.Р.
при секретаре Малаховой Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурьянова Р. В., Титовой Н. Г., Шевченко В. А., Мельничук В. В., Золотухина Е. Е.ча, Черкасова В. В., Апалько И. С., Школа Н. Г., Зырянова А. М. к администрации г. Шахты, з лицо МКУ "ДГХ" об обязании выделить денежные средства и организации объектами инженерной инфраструктуры, а так же устройства автомобильной дороги местного значения.
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с указанным иском к Администрации г. Шахты, 3 лицо МКУ "ДГХ". В обоснование иска сослались на то, что на основании протокола от 01.02.2019г рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, между Бурьяновым Р. В. и Комитетом по управлению имуществом Администрации г. Шахты от имени муниципального образования был заключен договор купли-продажи земельного участка № от 04.02.2019г. с кадастровым номером №, площадью 601,0 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома, с разрешенным использованием: индивидуальные жилые дома. Титова Н. Г. приобрела по договору купли-продажи от 10.10.2018г. у Болдыревой О. В. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 601,0 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома, с разрешенным использованием: индивидуальные жилые дома. В свою очередь, Болдырева приобретала у Комитета по управлению имуществом Администрации г. Шахты. Шевченко В. А., приобрела земельный участок по договору купли-продажи от 22.05.2019г. с кадастровым номером №, площадью 601,0 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома, с разрешенным использованием: индивидуальные жилые дома. Мельничук В. В., приобрел у Кальной В. Б. договору купли-продажи от 30.08.2019г. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 600,0 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома, с разрешенным использованием: индивидуальные жилые дома. В свою очередь, Кальная В.Б. приобретала у Комитета по управлению имуществом Администрации г. Шахты. От 26.11.2018г. Золотухин Е. Е.ч, приобрел у Кальной И. В. договору купли-продажи от 21.05.2019г. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 600,0 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома, с разрешенным использованием: индивидуальные жилые дома. В свою очередь, Кальная И.В. приобретала у Комитета по управлению имуществом Администрации г. Шахты. Черкасов В. В., приобрел у Бычковой Н. В. по договору купли-продажи от 16.03.2019г. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 600,0 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома, с разрешенным использованием: индивидуальные жилые дома. В свою очередь, Бычкова Н.В. приобретала у Комитета по управлению имуществом Администрации г. Шахты. Апалько И. С., приобрел у Лавриковой Т. В. по договору купли-продажи от 12.11.2019г. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 600,0 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома, с разрешенным использованием: индивидуальные жилые дома. В свою очередь, Лаврикова Т.В. приобретала у Комитета по управлению имуществом Администрации г. Шахты. Школа Н. Г., на основании протокола от 30.01.2019г рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, приобрела у Комитета по управлению имуществом Администрации г. Шахты от имени муниципального образования по договору купли-продажи земельного участка № от 04.02.2019г. с кадастровым номером №, площадью 600,0 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома, с разрешенным использованием: индивидуальные жилые дома. Зырянов А. М.,, на основании протокола от 21.11.2018г. рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, приобрела у Комитета по управлению имуществом Администрации г. Шахты от имени муниципального образования по договору купли-продажи земельного участка № от 26.11.2018г. с кадастровым номером №, площадью 600,0 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома, с разрешенным использованием: индивидуальные жилые дома. Шейрих В. С., на основании протокола от 05.09.2018г. рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, приобрела у Комитета по управлению имуществом Администрации <адрес> от имени муниципального образования по договору купли-продажи земельного участка № от 10.09.2019г. с кадастровым номером №, площадью 600,0 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома, с разрешенным использованием: индивидуальные жилые дома. Шейрих В. С., на основании протокола от 05.09.2018г. рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, приобрела у Комитета по управлению имуществом Администрации г. Шахты от имени муниципального образования по договору купли-продажи земельного участка № от 10.09.2019г. с кадастровым номером №, площадью 600,0 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома, с разрешенным использованием: индивидуальные жилые дома.
Все приобретенные участки расположены в одном кадастровом квартале №.
В настоящее время истцы не могут в полном объеме воспользоваться правом на строительство и соответственно правом на достойное жилище, гарантированное Конституцией РФ, поскольку со стороны Администрации г. Шахты не обеспечены организация на соответствующей территории инженерной и транспортной инфраструктуры. Администрация г. Шахты обязана была в силу положений ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» еще на стадии продажи земельных участков принять меры по организации на соответствующей территории инженерной и транспортной инфраструктуры. Истцы, купившие земельные участки, не обеспечены возможностью ведения строительства и беспрепятственного подключения возводимых жилых домов к инженерно-техническим сетям и получения соответствующих услуг надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
Администрацией г. Шахты на протяжении двух лет с момента продажи земельных участков не предприняты реальные меры по обеспечению возможности подключения выделенных земельных участков к сетям инженерно-технического обеспечения, организации транспортной инфраструктуры, не были осуществлены в полном объеме действия по организации инженерной и транспортной инфраструктуры в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов, осуществляющих производство и поставку потребителям энергетических, газовых и водных ресурсов, с тем, чтобы гражданам, осуществляющим строительство домов на приобретенных нами земельных участках, обеспечивалась возможность ведения строительства и беспрепятственного подключения возводимых жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
Ссылка ответчика на то обстоятельство, что граждане, которым были проданы земельные участки не обращались в ресурсоснабжающие организации с заявлениями на выдачу технических условий и приняли условия обеспечения участков объектами инженерной инфраструктуры с учетом указаний, содержащихся в информационном сообщении, не могут быть приняты во внимание, поскольку факт не обращения граждан по указанным вопросам в соответствующие организации, не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей. Отсутствие финансирование не является основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него законом полномочий. В окончательной редакции исковых требований, просили обязать Администрацию г. Шахты в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать выделение денежных средств в целях устранения нарушения законодательства «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в пределах сумм, необходимых для исполнения полномочий и реализации требуемых в п.2 исковых требований мероприятий. Обязать Администрацию г. Шахты с момента выделения денежных средств обеспечить объектами инженерной инфраструктуры и техническую возможность подключения объектов жилищного строительства истцов к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале №, а так же обеспечить объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельным участкам истцов ) в кадастровом квартале №.
Истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Дело рассмотрено в порядке ст. 161 ГПК РФ.
Представитель истцов в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что истцы Шейрих В. С. и Шейрих В. С. произвели отчуждение спорных земельных участков, в связи с чем исковые требования не поддерживают.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, просил в иске отказать, сослался на отсутствие денежных средств.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.
Как следует из статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В числе вопросов местного значения городского округа в части 1 статьи 16 этого Федерального закона закреплены, в частности: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).
В соответствии со ст. 6 ч.1 п. 1 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Статьей 7 Федерального закона 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пп. 6 ч. 1 ст. 13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления. В силу ч. 3 ст. 15 указанного закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Частью 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
В соответствии со ст.6 Устава муниципального образования «Город Шахты» (далее Устав), к вопросам местного значения города относятся:
К вопросам местного значения города относятся:
- организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Шахты и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством
В соответствии со ст. 37 Устава, Администрация города Шахты является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Город Шахты", наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами.
В соответствии со ст. 39 Устава, Администрация города Шахты реализует следующие исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения под руководством и контролем главы Администрации города Шахты:
- обеспечивает составление проекта бюджета города Шахты, исполнение бюджета города Шахты, осуществление контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, обеспечивает составление отчета об исполнении бюджета города Шахты;
- организует в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
- организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Шахты и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Судом установлено, что истцы являются собственниками земельных участков, расположенных в одном кадастровом квартале №, на территории жилого района "Олимпийский" муниципального образования город Шахты. Все земельные участки первоначально предоставлены для строительства индивидуальных жилых домов, с разрешенным использованием: индивидуальные жилые дома по договорам купли-продажи с КУИ Администрации г. Шахты, от имени муниципального образования "Город Шахты" осуществляющего полномочия по распоряжению земельными участками муниципальная собственность на которые не разграничена, по результатам аукционов по продаже земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
Судом установлено, что извещения о проведении аукциона были опубликованы в газете "Шахтинские известия" и в сети Интернет на официальном сайте администрации г. Шахты. Указанные объявления содержат информацию по земельным участкам: адресе, площади земельного участка, кадастровом номере, разрешенном использовании, категории земель, минимальной площадь жилого дома на вновь образуемом земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства с указанием зоны жилой застройки-Ж-1 и начальной цены предмета аукциона.
В объявлениях, размещенных на официальном сайте в сети интернет, имеется ссылка о том, что информация о технических условиях подключения объекта капитального строительства указана в приложении к настоящему извещению. В объявлениях, размещенных в газете "Шахтинские известия" эта ссылка отсутствует, как и информация о наличии или отсутствии техусловий.
В объявлениях о проведении аукциона в отношении спорных земельных участков указана информация о порядке, сроках проведения аукциона и участия в нем. Иных сведений и приложений объявления не содержат
Согласно ответа Шахтинского ГУП РО "УРСВ" отсутствует техническая возможность подключения спорных земельных участков к городским водопроводным сетям и городским канализационным сетям в связи с отсутствием городских водопроводных сетей и городских канализационных сетей.
Технические условия на подключение некоторых объектов капитального строительства, расположенных на спорных земельных участков к сетям газораспределения были получены администрацией г. Шахты (л.д.116). Согласно ответа ПАО "Газпромгазораспределение Ростов-на-Дону" от 20.06.2018г. ряд объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках истцов невозможно подключить к сетям газораспределения в связи с отсутствием сетей к которым возможно осуществить подключение. В соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства РФ №, заявитель вправе обратиться в орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит утверждение региональной программы газификации, с предложением о включении в программу необходимых мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к сети газораспределения данного объекта капитального строительства (л.д. 11, 28)
Истцами были получены градостроительные планы, принадлежащих им земельных участков. В разделе «реквизиты проекта планировки территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории» указано, что проект планировки территории утвержден постановлением администрации г. Шахты от 23.04.2015г №2414 "Об утверждении документации по планировке территории жилого района "Олимпийский" городского округа муниципального образования "г. Шахты" Согласно раздела 9 градостроительного плана возможность подключения к сетям инженерно-технического обеспечения предусмотрена проектом планировки территории жилого района "Олимпийский" городского округа муниципального образования Город Шахты, тех.условиями на подключение ПАО "Газпром" и письмом ГУП РО УРСВ. В чертежах градостроительных планов, таблице номер один указаны расстояния от уличных сетей до фундаментов зданий и сооружений, в том числе водопровода и напорной канализации, газопровода (подземного) низкого и среднего давления, указанные расстояния предусмотрены в пределах 2-5 м), что подтверждается градостроительными планами истцов.
Таким образом, возможность подключения объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, принадлежащих истцам в ЖР "Олимпийский" к сетям инженерно-технического обеспечения прямо предусмотрена градостроительными планами, проектом планировки территории жилого района "Олимпийский" городского округа муниципального образования город Шахты. Доказательств обратного суду не представлено.
В силу части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Исходя из системного толкования приведенных норм, проект планировки территории является градостроительным документом, который разрабатывается на основании генерального плана территории, правил землепользования и застройки на территорию квартала, микрорайона, а также других территорий, являющихся элементами планировочной структуры, которые подлежат освоению.
Согласно ст. 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: 2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры; 3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры; 4) схему организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозные потребности в транспортном обеспечении на территории, а также схему организации улично-дорожной сети;
В состав проекта планировки территории может включаться проект организации дорожного движения, разрабатываемый в соответствии с требованиями Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судом установлено, что проект планировки территории утвержден постановлением администрации г. Шахты от 23.04.2015г №2414 "Об утверждении документации по планировке территории жилого района "Олимпийский" городского округа муниципального образования "г. Шахты"
Судом обозревался в судебном заседании от 19.03.2020г. проект планировки и проект межевания территории жилого района "Олимпийский", в связи с чем в качестве специалиста был опрошен главный специалист Департамента АГиТР Логачев Г.Д., что подтверждается протоколом судебного заседания (т.2 л.д.151- 154).
Судом установлено, что в соответствии с указанными проектами предусмотрены схемы инженерной и транспортной инфраструктуры микрорайона Олимпийский, в том числе и кадастрового квартала №.
Поскольку, улицы и кварталы фактически отсутствовали на момент создания проекта, то разводящие сети коммунальной инфраструктуры, предусмотренные проектом до настоящего времени фактически не проложены.
Судом установлено, что согласно документации по планировке указанной территории подлежат осуществлению мероприятия по обеспечению территорий инженерной и транспортной инфраструктурой, по обеспечению населения объектами социального значения.
Согласно ответа ДАГиТР (т.2 л.д.147-148) финансирование указанных мероприятий осуществляется из средств федерального, регионального и местного бюджетов, что при наличии бюджетных средств отражается в муниципальных и государственных программах. С целью реализации Стратегии социально-экономического развития г. Шахты и в соответствии с БК РФ, постановлением Администрации г. Шахты от 2.08.2018г. № утвержден перечень всех муниципальных программ города. Сведениями о финансировании строительства муниципальных объектов в ЖР "Олимпийский" в ДАГ И ТР отсутствуют.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются проектом планировки и проектом межевания территории жилого района "Олимпийский", пояснениями в судебном заседании главного специалиста Департамента ДАГиТР Логачева Г.Д. (протокол судебного заседания (т.2 л.д.151- 154)), письмом главного архитектора ДАГ и ТР (л.д. 147-148 т.2).
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сеть инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений. При этом система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Таким образом, учитывая изложенное, к сетям инженерно-технического обеспечения относятся сети электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
При этом, исходя из анализа вышеприведенных норм права, решение вопросов благоустройства территорий, включая инфраструктурные аспекты, является одним из направлений реализации функций местного самоуправления, основным предназначением которого является обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения конкретных муниципальных образований, организация которой возложена на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящие часть определяемых посредством термина "организация" вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества и к транспортной инфраструктуре общего пользования, служащей необходимой предпосылкой для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод.
Согласно ответа Департамента финансов Администрации г. Шахты от 18.02.2020г. (т.2 л.д.146) расходы на выполнение работ по строительству инженерной инфраструктуры и подключению объектов жилищного строительства к сетям инженерно- технического обеспечения в кадастровом квартале № микрорайона "Олимпийский " города Шахты в бюджете г. Шахты на 2020 не утверждены, предоставление сведений по направлениям расходования по объектам, находится в компетенции главного распорядителя бюджетных средств администрации г. Шахты.
Исполнение обязанности граждан по подключению своих домов к сетям инженерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического подключения) к ним. Таким образом, в отсутствие сетей и точек подключения (технологического подключения), истцы лишены возможности присоединения к точкам подключения и не обеспечены проездом в отсутствие дорожной инфраструктуры, не могут реализовать свое право на инженерно-техническое обеспечение. Мероприятия, предусмотренные документацией по планировке территории, по организации инфраструктуры микрорайона, ответчиком не выполнены, мероприятия по обеспечению финансирования указанных программ не реализованы.
Таким образом, ответчиком на протяжении двух лет с момента продажи земельных участков не реализована публичная обязанность по организации водоснабжения, водоотведения, транспортной инфраструктуры, газоснабжения микрорайона "Олимпийский " города Шахты, в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов, осуществляющих производство и поставку потребителям энергетических, газовых и водных ресурсов, с тем, чтобы гражданам, осуществляющим строительство домов на приобретенных земельных участках, обеспечивалась возможность ведения строительства и беспрепятственного подключения возводимых жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
Доказательств обратного, ответчиком не представлено.
Поскольку, земельные участки были проданы для индивидуального жилищного строительства, то подлежат учету нормативное регулирование застройки территорий городских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного Кодекса). В таких регламентах, как следует из пункта 4 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур. Следовательно, при решении вопроса о продаже земельных участков в собственность гражданам должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры. При этом возможность подключения к сетям инженерно-технического обеспечения определяется в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств и положений градостроительного законодательства, требований СНиП, правовых актов, регламентирующих вопросы электро-, тепло-, газо-, водоснабжения.
Указом Президента РФ от 07.05.2018г. № "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) определены 9 национальных целей развития Российской Федерации, одна из которых улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно. Во исполнение национальных целей развития Российской Федерации утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (ОНДП). Инструментами реализации ОНДП являются государственные программы Российской Федерации, наиболее значительные направления реализации которых выделены в национальные проекты (программы).
Набор основных мер, действий, ключевых инструментов по достижению национальных целей развития, предусмотренных Указом N 204, представлен в Едином плане по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 года, где в разделе IV указано, что для обеспечения возможностей улучшения жилищных условий не менее 5 млн. семей необходимо увеличение объема жилищного строительства, в том числе предусмотрев обеспечение инженерно-коммунальной и иной инфраструктурой земельных участков, вовлекаемых в оборот в целях жилищного строительства.
Ссылка ответчика на то обстоятельство, что граждане, которым были проданы земельные участки не обращались в ресурсоснабжающие организации с заявлениями на выдачу технических условий и приняли условия обеспечения участков объектами инженерной инфраструктуры с учетом указаний, содержащихся в информационном сообщении, не могут быть приняты во внимание, поскольку факт не обращения граждан по указанным вопросам в соответствующие организации, не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей.
Довод представителя ответчика на отсутствие финансирования не является основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него законом полномочий.
В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Согласно статьям 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу норм права, на которые суд сослался выше, способ исполнения возложенной на орган местного самоуправления обязанности отнесен к компетенции уполномоченного органа. Ответчик не лишен возможности принять предусмотренные законом меры, для обеспечения выполнения, возложенной на него в силу закона обязанности по организации водо-, газо- снабжения и дорожной инфраструктуры, для обеспечения микрорайона "Олимпийский".
Согласно ч.2 ст. 206 ГК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Поскольку финансирование ЖР "Олимпийский" на 2020 г. не запланировано, то суд устанавливает ответчику срок в 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для того, чтобы он мог организовать выделение денежных средств в целях устранения нарушения законодательства «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в пределах сумм, необходимых для исполнения полномочий и организации мер по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры и техническую возможность подключения объектов жилищного строительства истцов к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале №, а так же обеспечить объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельным участкам истцов) в кадастровом квартале №.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности, иных доказательств суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию г. Шахты в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать выделение денежных средств в целях устранения нарушения законодательства «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в пределах сумм, необходимых для исполнения полномочий по организации объектами инженерной инфраструктуры и технической возможности подключения объектов жилищного строительства истцов к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале №, а так же объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельным участкам истцов ) в кадастровом квартале №.
Обязать Администрацию г. Шахты с момента выделения денежных средств обеспечить объектами инженерной инфраструктуры и техническую возможность подключения объектов жилищного строительства истцов к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале №, а так же обеспечить объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельным участкам истцов) в кадастровом квартале №.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца, начиная с 24.06.2020г.
Судья: О.Р. Колоскова