Судья Криулина О.А. Дело №33-466
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ«09» марта 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Ильиной И.Н.
судей Лукьяновой С.Б., Зиновьевой Г.Н.
с участием прокурора Рыловой Т.В.
при секретаре Смирновой Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Димитровского районного суда г. Костромы от 25 декабря 2015 года, которым удовлетворены исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора в интересах Игумнова Ю.А. к Государственному учреждению - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации.
На Государственное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность обеспечить Игумнова Ю.А. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации техническими средствами реабилитации: катетерами для эпицистостомы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве <данные изъяты> штук, очистителем для кожи в виде салфеток за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве <данные изъяты> штуки, порошком (пудрой) абсорбирующим за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве <данные изъяты> штук, мешками для сбора мочи (дневными и ночными) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве <данные изъяты> штук (дневные) и <данные изъяты> штук (ночные).
Заслушав доклад судьи Ильиной И.Н., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Королеву Е.М., поддержавшую апелляционную жалобу, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Шарьинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Игумнова Ю.А. к Государственному учреждению - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании обеспечить Игумнова Ю.А. техническими средствами реабилитации: катетерами для эпицистостомы на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, очистителем для кожи на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, порошком (пудрой) абсорбирующим на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, мешками для сбора мочи (дневными и ночными) на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства об обеспечении техническими средствами реабилитации, установлено, что Игумнов Ю.А. является инвалидом <данные изъяты> бессрочно и нуждается в предоставлении технических средств реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации инвалида: катетеры для эпицистостомы (1 штука в неделю), ремешок для крепления к ноге мешков для сбора мочи (1 штука на 15 суток), очиститель для кожи (30 салфеток в месяц), порошок (пудра) абсорбирующий (1 штука в месяц), мешок для сбора мочи (дневной) (1 штука на 3 суток), мешок для сбора мочи (ночной) (1 штука на 3 суток). Согласно информации ГУ-КРО ФСС РФ Игумнов Ю.А. не в полном объеме обеспечен данными средствами, чем нарушено гарантированное инвалиду Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на получение технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета.
В ходе рассмотрения дела исковые требования уточнил, просил обязать ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Игумнова Ю.А. техническими средствами реабилитации: катетерами для эпицистостомы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве <данные изъяты>, очистителем для кожи в виде салфеток за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве <данные изъяты> штуки, порошком (пудрой) абсорбирующим за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве <данные изъяты> штук, мешками для сбора мочи (дневными и ночными) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве <данные изъяты> штук (дневные) и <данные изъяты> штук (ночные).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области.
По делу постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе управляющий ГУ - КРО ФСС РФ Дмитриева И.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом при вынесении решения не применены положения ст. 17 Конституции РФ, ст. ст. 10, 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», из положений которых следует, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации зависит от наличия денежных средств в федеральном бюджете, и должно осуществляться с учетом прав других граждан, являющихся получателями государственной услуги, в порядке очередности. Региональное отделение Фонда не может нести ответственность по обязательствам, превышающим объем финансирования, поскольку обеспечить граждан за пределами выделенных из федерального бюджета средств за счет каких-либо иных средств не представляется возможным. Специальные средства распределялись пропорционально всем нуждающимся в их обеспечении. Игумнов Ю.А. не лишен права на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства при предъявлении заявления, однако своим правом не воспользовался. Указывает, что обеспечение инвалидов средствами реабилитации за прошедший период не предусмотрено действующими нормативно-правовыми актами ввиду невозможности их одновременного использования инвалидом за текущий и прошлый период. Также считает, что нуждаемость Игумнова Ю.А. в катетерах для эпицистостомы рассчитана судом без учета акта приема-передачи № от ДД.ММ.ГГГГ. Суд не учел, что ДД.ММ.ГГГГ истцу было выдано <данные изъяты> изделия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ истец дополнительно был обеспечен катетерами в количестве <данные изъяты> штук на срок пользования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Игумнов Ю.А. является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно.
Проанализировав положения Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», распоряжения Правительства РФ от 30.12.2005 г. №2347-р «Об утверждении федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, индивидуальную программу реабилитации Игумнова Ю.А., сведения об обеспечении его средствами реабилитации, суд пришел к выводу об обоснованности заявленного прокурором в интересах Игумнова Ю.А. иска и возложил обязанность по предоставлению ему технических средств реабилитации на ГУ - КРО ФСС РФ.
При этом суд исходил из того, что Игумнов Ю.А. является инвалидом и имеет право на получение указанных выше средств реабилитации и ему не может быть отказано в предоставлении технических средств реабилитации по мотиву недостаточности поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций.
Судебная коллегия находит этот вывод основанным на законе.
В соответствии со статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 10 данного Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
В силу ст. 11 Федерального закона №181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида обязательна для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, Игумнову Ю.А. в числе технических средств реабилитации рекомендованы: катетер для эпицистостомы 1 шт. по срокам, ремешок для крепления к ноге мешков для сбора мочи 1 шт. по срокам, очиститель для кожи 1 шт. по срокам, порошок абсорбирующий 1 шт. по срокам, мешок для сбора мочи (дневной) 1 шт. по срокам, мешок для сбора мочи (ночной) 1 шт. по срокам. В соответствии с приказом Минтруда России от 24.05.2013 г. № 215н срок пользования катетером для эпицистостомы составляет не менее 1 недели, мешками для сбора мочи (дневной), мешками для сбора мочи (ночной) - не менее 3 суток, пары ремешков для крепления к ноге мешков для сбора мочи не менее 15 суток, очиститель для кожи во флаконе, либо в форме салфеток 30 штук - не менее 1 месяца, порошок (пудра) абсорбирующий не менее 25 г - не менее 1 месяца.
Учитывая, что ответчик не оспаривал право инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, установив факт того, что в полном объеме средства реабилитации предоставлены не были, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования, возложив на ГУ - КРО ФСС РФ обязанность обеспечить Игумнова Ю.А. специальными средствами, необходимыми при нарушениях функций выделения.
Доводы жалобы не могут являться основанием для принятия иного решения.
Согласно ст. 11.1 Федерального закона №181-ФЗ финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Согласно п. 3 указанных Правил обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется, в частности, путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты РФ и высшим органом исполнительной власти субъекта РФ соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (п. 4 Правил). Уполномоченный орган рассматривает указанное заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия).
Таким образом, право указанных категорий граждан на обеспечение техническими средствами реабилитации возникает с момента подачи заявления в исполнительный орган Фонда, и его реализация не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточного федерального финансирования. Соответственно, данному праву корреспондируется обязанность ответчика на обеспечение истца средствами реабилитации.
Доводы представителя ответчика о том, что Игумновым Ю.А. не реализован иной порядок обеспечения средствами реабилитации, а именно право на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства, а также ссылки на невозможность их выдачи за прошедший период, повлечь отмену законно постановленного решения не могут.
Получение компенсации в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является правом инвалида, а не его обязанностью, тем более, учитывая, что реализация данного права предполагает изначальное несение инвалидом за свой счет расходов на приобретение средств реабилитации, что для него может быть финансово затруднительным.
Истечение срока, за который Игумнову Ю.А. следовало предоставить необходимое количество технических средств, не свидетельствует о том, что предусмотренная законом обязанность уполномоченного органа по обеспечению инвалида средствами реабилитации исполнена или прекращена, а также прекращено соответствующее право инвалида на получение указанных средств в натуре. Законодательство не содержит положений о невозможности исполнения обязательств по обеспечению технических средств за истекший период в натуре. Наоборот, как следует из анализа положений пункта 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, обеспечение средствами реабилитации предусмотрено и за прошлый период, поскольку на рассмотрение заявления инвалида о предоставлении ему этих средств предоставлено 15 дней, по истечении которых эти средства ему и будут предоставлены. Срок годности предоставляемых Игумнову Ю.А. средств реабилитации законом не ограничен.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда - оставлению без изменения.
Вместе с тем судебная коллегия находит необходимым исправить допущенные судом арифметические ошибки при подсчете количества средств реабилитации.
Как следует из материалов дела, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Игумнов Ю.А. обеспечен в общей сложности катетерами для эпицистостомы в количестве <данные изъяты>, мешками для сбора мочи (дневной) - <данные изъяты> штуки, мешками для сбора мочи (ночной) - <данные изъяты> штуки, очистителем в форме салфеток <данные изъяты> штук, порошок (пудра) абсорбирующий <данные изъяты>.
Между тем за период с ДД.ММ.ГГГГ (даты подачи заявления) и по ДД.ММ.ГГГГ Игумнов Ю.А. должен был получить катетеры для эпицистостомы в количестве <данные изъяты>, мешки для сбора мочи (дневной) - <данные изъяты> штук, мешки для сбора мочи (ночной) - <данные изъяты> штук, очистители в форме салфеток <данные изъяты> штук, порошок (пудра) абсорбирующий <данные изъяты>.
Таким образом, количество недополученных средств реабилитации как за весь этот период, так и за отдельные периоды, входящие в состав периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не может составлять больше, чем <данные изъяты> катетеров, <данные изъяты> салфеток, <данные изъяты> мешков ночных и <данные изъяты> мешков дневных.
Количество порошка абсорбирующего подсчитано правильно.
Соответственно, следует исправить допущенные судом арифметические ошибки, указав надлежащее количество средств реабилитации, подлежащих выдаче материальному истцу.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Димитровского районного суда г. Костромы от 25 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Исправить арифметические ошибки, допущенные при подсчете количества следующих средств реабилитации: катетеров, салфеток и мешков для сбора мочи (дневных и ночных), указав на необходимость обеспечения Игумнова Ю.А. катетерами для эпицистостомы в количестве <данные изъяты> штук вместо <данные изъяты> очистителем для кожи в виде салфеток за в количестве <данные изъяты>, вместо указанных «<данные изъяты>», мешками для сбора мочи (дневными и ночными) в количестве <данные изъяты> каждого вида, вместо «<данные изъяты>» каждого вида.
Председательствующий
Судьи